Курды — древний народ Ближнего и Переднего востока, проживающий в горных и предгорных районах так называемого Курдистана, являющимся пограничной территорией таких стран как Турция, Сирия, Ирак, Иран и Армения. История курдов, этногенез, особенности религиозных воззрений будут рассмотрены в отдельных статьях. В данной статье попробуем почувствовать особый неповторимый колорит культуры курдов через музыку, танцы, свадебные обычаи, национальный костюм.
Культура курдов в процессе своей консолидации и интеграции, занявших несколько тысяч лет, изначально имевшая яфетический элемент (читай - арменоиды, анатолийцы, халдеи) вобрала в себя преимущественно индо-арийские (главным образом иранские, особенно мидийские), а также семитские (ассирийские, арамейские, позже арабские) элементы. Согласно «Шереф-наме» курды делятся на четыре ветви: курманджи, лури, калхори, гурани.
Существует мнение о том, что довольно древний этноним «курд» соотносится с верой в бога предков этого этноса — бога подземного мира Кура. Имя этого бога носит также самая крупная река Закавказья, Кура, текущая по территории Грузии, Турции и Азербайджана.
Вероятно, это название имеет индоевропейские корни. Вспомним русские сказки, в которых Кур, или Петушок - Золотой гребешок, является олицетворением пернатого Бога. Он олицетворяет также Бога Перуна, что означает пернатый или оперённый. Образ птицы издревле считался проводником потустороннего, не зря избушка бабы-яги стоит на курьих ножках. А оКУРивать, видимо, означало возносить жертву КУРу.
Так или иначе, образ птицы играет большую роль в религиозных мировоззрениях курдов, не зря образом религии курдов езидизма стал павлин.
Семейный уклад курдов
В настоящее время у курдов бытуют патриархальные представления, которые они, исконные анатолийцы, по всей вероятности, усвоили ещё в пору общения с шумерами, аккадскими племенами, а затем и с праариями. Так, в курдской семье отец является её главой ("malkhe mal") и распоряжается всем и всеми. Ему принадлежит лучшее место, в присутствии отца члены семьи не позволяют себе ни сесть, ни разговаривать без его разрешения. Основной наследник отца - его старший сын.
Однако, курды окончательно не отказались и от своих древних матриархальных традиций. Курдская женщина пользуется такой свободой, как ни у одного народа на Востоке: она обычно не закрывает лица, свободно выходит из дома, может разговаривать с мужчинами, без осложнений типа - "молчи, женщина", высказывать своё мнение, и иметь мужскую прислугу.
У курдов не устраивалась специальная "женская половина", в богатом доме супруга руководит домочадцами и слугами, никто из них не садится кушать без на то её разрешения, распределяет она и порции. Она, как полновластная хозяйка, покупает и продаёт, не спрашивая разрешения супруга.
Курдские замужние женщины имеют свое личное имущество — овец, скот и деньги, которые получены ими в приданое из отцовского дома и от родственников или от мужа в подарок. Обычно имя ребёнку выбирают женщины, которые собираются на «совет» у постели роженицы.
Известны у курдов и такие ситуации, когда женщины правили племенами и даже округами. Так, В.П. Никитин рассказывает о двадцатидвухлетней вдове вождя племени «милани», которую "уважали все старики племени, - она пользовалась у них большим влиянием. Дела племени она вела с энергией мужчины". В.Ф. Минорский (1914 г.) же сообщает об Адель-ханум, вдове Осман-паши из племени «джафф», несколько лет успешно управлявшей его округом. Среди курдов прежде бытовал такой обычай: выбирать из среды женщин "самую-самую". Ей присваивали титул "шах", и она наделялась огромными полномочиями, вплоть до наказания мужчин.
Свадебные обычаи курдов
Девушек раньше выдавали замуж между 10 и 12 годами жизни, при этом в брачный обычай входит выплачивание калыма.
За невесту до сих пор требуют серьезный выкуп. Обычно это золото. Выкуп назначается отцом девушки. Золото здесь – это ходовая и ценная валюта. Если при оговаривании выкупа у жениха недостаточно денег, то в лучшем случае свадьбу откладывают. Или вгоняют будущего зятя в долги, принуждая его брать кредит, а могут и вообще отказать.
Свадьба требует от родителей жениха больших расходов, им на помощь приходят родственники. Существует также обычай объединятся в братский союз для организации свадьбы. Со своей стороны жених обязывается сделать все необходимые затраты и выполнить свои обязательства во время свадьбы своего кардаша. В первую брачную ночь кардаш охраняет дверь новобрачных. Если девственность невесты не подтвердится, тотчас же зовут отца, предлагая ему взять обратно дочь. В положительном случае вещественные доказательства показываются матери жениха и матери невесты.
Практически все женщины на свадьбе с оранжевыми пальцами и ладонями – это последствие традиционной «кна геджеси» (ночи хны), когда собираются подружки невесты, одевают ее в красное платье и все красят руки хной.
На богатых свадьбах женщины увешиваются золотыми украшениями. Причем, совершенно не обращая внимания на сочетаемость и уместность. На шеях могут быть метровые массивные цепи и изящные колье, на каждом пальце по кольцу, а руки в браслетах до локтя. Некоторые носят на себе «новенькие мерседесы» или «трехкомнатные квартирки с улучшенной планировкой», если в перерасчете на нашу «валюту».
Многожёнство у курдов — большая редкость, а выбор брачного партнёра обычно осуществляется внутри своего племени (эндогамия). Характерно, что на одежду жениха прикреплялись две ленточки - красная и зеленая. Зеленую ему завязывали в доме невесты (цветовая символика Великой матери), а красную в его родном доме (благословение от бога-отца). Примечательно, что перед свадьбой жениху полагалось брить голову, в то время, как у многих народов Кавказа и даже у славян такое же правило бытовало для женщин. Видимо, в этом обряде приносилась жертва Великой богине.
По одному обычаю, когда невеста ступала на порог дома мужа, одна из женщин со стороны жениха бросала ей под ноги несколько лепёшек-лавашей, которые невеста, входя в дом поднимала и касалась их губами. По другому обычаю невесте под ноги ставили глиняную посуду, которую она разбивала ногой (в знак готовности родить), а затем входила в шатёр.
После того, как будущая жена уже вошла в дом мужа, женщины обводили её три раза вокруг очага, находящегося посередине комнаты.
У езидов на свадьбах "наряжают" зелёное деревце платком и носят его среди гостей, которые бросают в платок деньги. В других случаях, на невесту надевают красную ленту и к ней по очереди подходят гости и цепляют на нее золотые монетки и деньги. А близкие родственники и те, кто побогаче, дарят золотые украшения. Золоту на свадьбе ведется строгий учет и очень некрасиво уйти, не одарив новобрачную.
Курдские танцы
Основной танец курдов — гованд, который напоминает турецкий танец халай. Суть его в том, что гости, держа друг друга под локоток, выстраиваются в полукруг и начинают конвульсивные движения, которые отличаются удивительной слаженностью.
Oни образуют круг, в котором каждый танцующий тесно соприкасается плечами с двумя другими. По виду соединения танцоров гованд подразделяется на:
- мизинчиковый (исполнители держатся за мизинцы) — «тилья бичук»;
- ладонный (исполнители скрещивают пальцы рук на ладонях друг друга) — «келепче»;
- поясной (исполнители обхватывают друг друга за талию, убирая руки назад так, чтобы их не было видно) — «кямбар»;
- плечевой (исполнители держат друг друга за плечи) — «мыл»;
- без прямого контакта между исполнителями (такой вид гованда встречается реже всего) — «сарбаст».
На первый взгляд ничего особенного, плечи ходят вверх-вниз, ноги переступаю сначала вправо несколько шагов, потом влево, а впереди стоящий человек «ведет» этот паровозик, помахивая платочком.
Особенно примечательны танцы курдов тем, что когда они танцуют без посторонних, каждый мужчина становится рядом с девушкой, тесно касаясь своим плечом ее плеча. Круг в этом случае состоит из равного числа мужчин и женщин.
Наиболее сложны для исполнения танцы городов Битлис и Ван: они требуют скорости, энергичности в исполнении, отличаются разнообразием движений. Самыми простыми по элементам, но наиболее быстрыми по их выполнению являются танцы города Мардин: для их исполнения нужны не только физические данные, но и развитое чувство ритма.
Ниже на видео выступает певица Зара (Зарифа), родившаяся в Ленинграде, езидка по национальности.
Похороны
Умирающий покоится на своем ложе, лицо обращено к югу. Как только наступает смерть, раздаются плач и рыдания. Затем умершего переносят в особое помещение, где его обмывают и завертывают в саван из хлопчатобумажной материи. Рот, нос и уши затыкают ватой, вату кладут и под мышку. Если умершего не хоронят в тот же день, то на грудь ему кладут камень и зеркальце, обращенное к лицу покойника.
Гробов не употребляют. Покойника несут на кладбище на носилках, сделанных из кольев. Погребальная процессия состоит из близких и соседей; женщины плачут и бьют себя в грудь. Впереди покойника или позади ведут его лошадь.
На кладбище умершего кладут рядом с могилой, предварительно опустив и подняв три раза. После молитвы муллы тело опускают в могилу. В ней мертвого так обкладывают каменными плитами, что он остается свободно лежать под ними. На плиты кладут сено таким же образом, как на крышу курдского дома. При этом говорят, что делают покойнику подземное жилище. На сено насыпают землю. Сено не дает земле сыпаться на усопшего через щели между плитами.
К исходу дня хозяин дома зажигает масляный светильник и ставит его «а то место, где обмывали умершего. Светильник должен гореть с вечера до утра чтобы у покойника был свет, иначе в могиле будет темно.
На 3-ий, 7-ой, 40-ой день и годовщину устраиваются особые угощения. в память умершего. В доме усопшего не готовят, еду приносят соседи. В течение года красное в доме находится под запретом.
Татуировки курдских женщин
В настоящее время татуировку можно сделать практически везде, но как известно, среди мусульман такие вольности не приветствуют, особенно для женщин. Однако, в древности женская татуировка была распространена среди народов Переднего Востока и Кавказа и была связана с бытом, верованиями и мифологией, пронизывающих всю жизнь курдов.
В основном тату имели защитные функции. Джинны, которые повсюду окружают и угрожают человеку, якобы не могли пройти через защитный фильтр тату. Но духи бессильны, если у человека с собой кинжал, нож или любой символ на теле. Татуировка - самая надежная защита.
Мехмед Хуршид в книге «Описание путешествия по турецко-персидской границе". 1877 пишет:
Наконец они татуируют себя узорами, такими же какими были покрыты руки янычар, одни более, другие менее, руки свои до конца пальцев, лица, лбы, носы, шеи, живот и ниже живота; губы их, алые как розы, через татуировку, принимают мертвенный цвет. Детям, даже мужеского пола, накалывают таким же способом пунктики, наподобие мушек, на подбородке, на щеках и даже на конце носа. Не говоря об одеждах и украшениях, иною описанных, татуировка, употребляемая этими женщинами, в ходу не только у других арабских и курдских женщин, которая будут описаны далее, но и между обитательницами городов.
Традиция курдской татуировки в Турции носит название «deq». Курдские татуировки зачастую похожи на арабские, в частности традиция татуировать губы, чтобы кожа казалась белее.
Курдские татуировки делают татуировки сажей смешанной с женским молоком, иногда добавляя козью или овечью желчь. Рисунок наносят на кожу, а затем делают по нему много маленьких проколов швейной иглой. После этого смесь наносят на рисунок, а когда сходят болячки, на коже остаётся татуировка. Основная масса татуировок делается в возрасте 8-12 лет. У курдов татуировка на лице встречается в основном у женщин после 60 лет.
Татуировку от губ до подбородка женщины делают для того, чтобы«сладость выходила из её уст, когда она заговорит». Татуировка между глаз делается как «nazar» для защиты, то есть дурного глаза.
Луна, расположенная рядом с глазом, может означать, что женщина или её семья перешли из езидизма в ислам, но продолжают сохранять некоторые религиозные традиции старой веры. Некоторые женщины имеют татуировки в «тайных местах»: на лодыжках, на шее, даже на груди. У одной женщины на груди были нанесены тонкие круговые линии вокруг сосков.
Национальная одежда курдов
Женская верхняя одежда шьется обычно очень ярких и насыщенных цветов: красного, желтого, синего, зеленого, вишневого, бирюзового, персикового, фиолетового. В определенном смысле цвета женского костюма напоминают павлина — символ езидизма.
Одежда курдов довольно разнообразны и зависит от племени в целом можно выделить следующие элементы.
Джеркрас — нарядное курдское одеяние, одеваемое наверх. Это нечто среднее между кофточкой и рубашкой;
Авалкрас — шалвары, женские брюки. Шалвары одевают только девушки и это является символом их «социальной» свободы и знаком для молодых людей. Джеркрас и авалкрас шьются из блестящей узорчатой материи;
Хелак — желетка, сделанная из особого материала, напоминающего нейлон;
Крас — верхняя полупрозрачная накидка, которая набрасывается на плечи.
Мужской курдский национальный костюм состоит из следующих элементов:
Стархани — нечто среднее между рубашкой и пиджаком, заправляемое в брюки. Традиционное курдское стархани, под воздействием европейской традиции было больше приближено к пиджаку. Оно стало плотнее, у него появились жесткие плечи, лацканы и карманы;
Сервал — широкие курдские брюки, фиксируемые веревкой;
Пштени — пояс, длиною в 3-4 метра, сделанный из легкой крупкой ткани накручивается против часовой стрелки;
Пелав — белые курдские национальные туфли.
На голову наиболее набожными курдами одевается чалма. Она состоит из следующих элементов:
Клав — фиксирующая шапочка, надеваемая на голову;
Мшки — платок, обворачиваемый вокруг этой шапочки. Платок представляет собою 4-х угольник с бахрамой по краям или без нее длиной примерно в метр-полтора.
Мужская курдская национальная одежда бывает обычно блеклых цветов. Для праздника она обычно шьется бежевого либо песочного цветов, для официальных приемов обычно шьется черная или белая одежда, для повседневной жизни лучше всего подходит одежда серого или коричневого цветов, рабочие обычно одевают синюю одежду. Пешмерга обычно одевают одежду зеленого цвета.
Курдская музыка
В былые времена песни кочевых пастухов пели по случаю торжеств в ознаменование отправления для Zozan (высокие горы), или возвращения на равнины, или в ходе торжеств по поводу рождения ягнят, стрижки шерсти и т.д.
Различия между горной культурой кочевого происхождения и оседлой земледельческой культурой равнин четко проявляется в области музыки. Музыкальные произведения горцев используют особенности духовых инструментов таких как дудук, имеющих специальные возможности для создания эффекта эха. В инструментах равнин преобладают струнные инструменты, и особенно танбур – шестиструнная лютня.
В провинциях Курдистан, Луристан и Керманшах инструмент используется во время собраний курдских дервишей и служит аккомпанементом суфийским песнопениям. Родиной мастеров, производящих лучшие тамбуры в Иране, считается город Гахваре в провинции Керманшах.
Корпус музыкального инструмента изготавливают из тутового дерева, гриф — из абрикоса или грецкого ореха. В разных районах количество ладов на грифе варьируется. Например, в районе Горан их тринадцать, а в Сахне — четырнадцать.
И на равнинах и в горах, в долинах и плоскогорьях, курдские песни имеют ряд общих черт: "длинные" песни, драматические и ностальгические, за исключением дилок (dilok) – танцевальных мелодий и музыки для развлечений, которые многочисленны и энергичны.
Истоки курдской музыки связаны с древней традицией сказителей. Первостепенную роль в ней играют сказители-крестьяне дянгбеж (dengbêj), странствующие из деревни в деревню.
Дянгбеж — это традиционно крестьянин, наделенный исключительной памятью, владеющий прекрасным голосом или, возможно, искусный исполнитель на музыкальных инструментах. Дянгбеж способствует известности песен, разнося их из одного края курдской территории в другой, являясь носителем курдской национальной культуры: он также сам создатель, поэт и композитор.
Песня часто составляются женщинами, желающими выразить чувства горечи или реже радости. Также песни возникают в ходе поэтических состязаний молодых мужчин и женщин. Курдские песни нерелигиозного характера посвящаются лирической или героической тематике.
Переданные в устной форме из поколения в поколение, песни, как правило, сохраняют довольно точно свои первоначальные слова. Но мелодия лишь дополняет основу, с учетом постоянных изменений. Дянгбеж редко простой исполнитель: он прилагает большие усилия, чтобы показать характер и богатство своей адаптации, пересоздавая каждую песню в своем репертуаре, в сопровождении инструментов, которые не были использованы в предыдущих интерпретациях.
В 2009 г. в Турции появилась национальная телевизионная станция TRT Kurdi, вещающая на курдском языке. Он вещает как на Курманджи, так и на Дзадзаки. На этом телеканале можно видеть мастерство дянгбежей, каждый из который презентует свой собственный стиль исполнения. Ниже пример одной из таких передач, длительность — 3 часа.
Традиционная курдская песня имеет повторяющуюся структуру, единство которой поддерживается строфой. Это обычно от трех до семи музыкальных фраз. Строфа содержит в себе всю мелодичную линию, и от одной строфы к другой меняются только слова. Фразы не обязательно должны быть той же длины, вокал является свободным, лишь изредка содержа одинаковое количество слогов. Кроме того, если песня является "длинной", ее настроение и ритм остаются неизменным от начала до конца.
В следующих статьях будет изложена история курдов, а также верования езидов, следите за обновлением.
Читайте также:
- Как евреи появились на Кавказе >