Найти тему
Этноmix

Цахуры — народ Дагестана и Азербайджана

Оглавление

В 2008 г. цахуров в Дагестане насчитывалось около 10 тыс. человек. В Азербайджане численность цахуров по одним данным достигает до 15 тысяч человек, а по другим их в этой республике более 30 тысяч.

Этноним «цахур» (или «цах») произошел от названия аула Цахур. Сам народ именует себя йыхъбы, цIaIхбы, йикийцы — албанцы”. Лезгины называют цахуров «цыахурар», аварцы — «хъалтагъал», рутулы — «гъалтахъар», лакцы — «цІахъюр». Азербайджанцы именуют их лезгинами или сахурами.

Цахуры живут выше рутулов, в верховьях реки Самур, место их проживания является одним из самых труднодоступных районов Южного Дагестана. Территория представляет собой замкнутую горную область. Сообщение с соседями осуществляется только летом через перевал и тропы.

-2

Лезгинстан, место проживания лезгинов – это край Прикаспийской равнины, предгорных и горных высот, крутых водораздельных хребтов, альпийских пастбищ-эйлагов, лесных угодий. Лингвисты выделили 9 лезгинских народов на территории Дагестана и Азербайджана:

  • Лезгины (680 тыс., Дагестан и Азербайджан)
  • Табасараны (150 тыс, Дагестан)
  • Рутулы (35 тыс., Дагестан и Азербайджан)
  • Цахуры (30 тыс., Дагестан и Азербайджан)
  • Агулы (35 тыс., Дагестан)
  • Арчинцы (1200, Дагестан)
  • Будухи (1-2 тыс., Азербайджан, Дагестан)
  • Крызы (10-15 тыс., Азербайджан)
  • Удины (10 тыс., Азербайджан, Грузия, Армения)
  • Хиналугцы (5 тыс., Азербайджан)

Цахуры живут в западной части Рутульского района Дагестане, а также в соседних Закатальском, Кахском, Белоканском районах Азербайджана. К востоку от цахуров проживают рутулы и лезгины, с северо-запада – аварцы, с юга – азербайджанские цахуры и азербайджанцы.

Цахурский язык относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской группы северокавказской языковой семьи. Наиболее близок он к рутульскому языку, с которым у него имеется существенная близость структурных характеристик и лексики.

История

Данные археологии, истории, этнографии и языкознания свидетельствуют о том, что лезгины, табасаранцы, рутулы, цахуры, агулы вместе с хиналугами, удинами, крызами являются близкородственными народностями и древнейшими жителями Южного Дагестана и соседствующего с ним Азербайджана.

Ученные склонны думать, что в основе всех языков лекских племен лежал единый пралезгинский язык. Он был одним из основных языков Кавказской Албании. С течением времени (V-X вв.) в языке, быту и культуре этих обществ в силу экономической и политической обособленности складывались свои особенности.

В прежние времена эта территория цахур входила в состав владений грузинских царей, гранича с Кавказской Албанией. Цахуры были связаны не только с Грузией, но и с Нухой и Закаталами. По преданию, первоначально весь цахурский народ, главным населенным пунктом которого было село Цахур, составлял вольную общину.

С VII по XVI в.в. существовало Цахурское ханство — цахурское средневековое государственное образование в горном Дагестане. Цахур остался неподвластным монгольским завоевателям.

-6

По мнению некоторых историков, XII век можно называть золотым веком цахуров. Это столетие подарило миру видного мыслителя, мудреца, гуманиста, великого поэта Низами Гянджави (Ганджав – название его рода), автора «Пятерицы» («Хамсе»), состоящей из пяти поэм: «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц», «Искендернаме». Низами Гянджави (1141-1209) родился в селе Кум, поэтому цахурские историки считают его цахуром, однако село с таким же названием есть и в Иране. Во всяком случае факт интересный и может действительно статься, что Низами был цахуром, так как в Цахурском медресе большое значение предавали изучению персидского и арабского языков.

В 13-м веку относятся сообщения Захария Казвини о цахурах и рутулах, о хозяйственной деятельности двух лезгинских городов Шиназ и Цахур: «Цахур — главный город страны лезгин»... «нет главаря (у них), но есть у них хатиб (т. е. проповедник), который молится с ними, и казни, который разбирает тяжбы между ними по учению имама ал-Шафеи». Ни Казвнни, ни Бакуви не видят этнических различий между жителями Шиназа и Цахура и считают их лезгинами. Между тем первые — рутулы, а вторые — цахуры.

Цахурский (Илисуйский, Элисуйский) султанат.

В XIV веке из-за межклановых раздоров Цахур ослаб, и попал в зависимость от шамхальства, платя ему дань — 50 баранов в год.

Цахурский (Илисуйский, Элисуйский) султанат.
Цахурский (Илисуйский, Элисуйский) султанат.

К XV веку цахуры перешли в наступление на соседей, пытаясь вернуть захваченные ими свои земли. При поддержке Ирана цахурские правители начали расширять свои земли за счёт Рутула. Рутульская знать в свою очередь хотела поживиться за счёт цахурских земель. В 1432 году рутульцы в союзе с турками совершили нападение на Цахур, но взять крепость они не смогли. Правитель Цахура Адикуркулбек в 1562 году получил фирман на правление от иранского шаха Тахмаспа I, Цахурское ханство преобразуется в Цахурский (Илисуйский, Элисуйский) султанат.

Сохранилась хронологическая таблица цахурских правителей:

  1. Ади Куркул-бек (1562-1593 гг.).
  2. Али Султан Цахурский или Али-бек (1607-1616 гг.).
  3. Мамедхан-бек Цахурский (1632-1635 гг.).
  4. Халил-бек, сын Мамедхана Цахурского (1642-1670 гг.).
  5. Юсуф-бек.
  6. Али Султан Цахурский (1695-1701 гг.).
  7. Ахмед-Хан Цахурский (1747 г.).

Список этот неполный, составлен на основании фирманов, в них указывается имя и годы правления. Хотя список правителей Цахура неполный и хронология страдает неточностью, но известно одно – власть султана с 1562 г. была наследственной, как во всех феодальных владениях Дагестана, от старшего брата к меньшему, в случае не имения брата к старшему сыну.

Полную генеалогию илисуйских султанов находим у Э.М. Летифовой:

-8

Цахур занимал важное стратегическое положение в горах. Шахская Турция и султанская Турция стремились захватить эту территорию, и с этой целью они привлекали на свою сторону цахурских правителей и жаловали им фирманы на право владения и взимания податей с окружавших земель.

-9

Цахурские правители, поощряемые шахами Персии, не раз вторгались на земли Азербайджана – Ках и Елису.

О Цахуре XVI века сообщает турецкий географ и путешественник Эвлия Челеби. «Мы прибыли, - сообщает он, — в село Захур. В этой местности имеется до 150 сел. Местность подчиняется одному из правителей Дагестана Эмиру Юсуф-беку; она несколько раз переходила в руки Ирана».

Иран оказывал на цахур особенное влияние. Иранские властители контролировали эту область, и держали в зависимости от себя ее их правителей. Иранские шахи, одаривая фирманами и жалованиями, стремились использовать цахурскую знать в борьбе с соседней Грузией.

Цахурские владетели часто попадали и под влияние Турции. Фирманы на имя цахурских феодалов поступали и от султана. Так, например, в 1607 г. Али Султан Цахурский получил от турецкого султана фирман на право владения пятью деревнями, находившимися на территории соседнего Азербайджана.

Даниел-бек (1803 – 1870)
Даниел-бек (1803 – 1870)

Зависимость цахуров усилилась при последнем правителе елисуйского султаната Даниел-беке (1803 – 1870). Ему удалось при помощи царских властей подчинить себе большинство дагестанских и азербайджанских цахуров. Даниел-бек повысил подати и повинности с подвластных ему народов. Первоначально царские власти поощряли Даниел-бека, затем постепенно стали вмешиваться в дела султанства и ограничивать его права. В 1844 г. Даниел-бек, ущемленный в правах, изменил царскому правительству и перешел на сторону Шамиля.

После этого звание Елисуйского султана было упразднено. Султанство присоединено к Джаро-Белоканам под названием Елисуйского участка. В 1852 г., желая лишить Даниел-бека возможности использовать дагестанских цахуров, царское правительство насильственно переселил часть цахуров из Дагестана в Азербайджан. Окончательно цахуры были присоединены к России после подавления движения горцев. Вслед за этим актом многие из азербайджанских цахуров возвратились в Дагестан и приступили к мирному труду.

Зороастризм, христианство и ислам цахуров

Интересно, что с религиями цахуры успели испробовать многое. Помимо собственных языческих традиций, они прошли через зороастризм, христианство и ислам. Причем на местах обитания цахуров (в Дагестане и северном Азербайджане) можно найти и остатки зороастрийских святилищ, и христианские церкви, и мусульманские мечети. Это нашло отражение и в обычаях народа, частично сохранившихся до наших дней.

Зороастризм и древние культы

Кавказская Албания до принятия христианства находилась под влиянием зороастрийской религии, которая прижилась среди албанцев, в частности среди лезгинов, цахуров, рутулов и др. Характерной чертой этой религии являлось почитание бога Луны, Солнца (Луна – брат, Солнце– сестра), огня, воды, священного дерева, рощи, горы и др.

Известно, что албаны сильно почитали своих богов и поэтому традиционно приносили им жертвоприношения, жертвенное животное, обвитое венком, резали в специально очищенном месте. Мясо раздавали присутствующим, божеству же оставляли душу жертвы, а для того, чтобы эта душа дошла до божества, “они клали в огонь кусочек сальника”.

Хотя многие обряды и культы древнеалбанского периода вытеснены из быта, но отголоски сохранились и по сей день. Эти отголоски выражены в цахурской и рутульской легенде, где говорится, как в те далекие времена сын посадил своего пожилого отца в плетеную корзину и нес, чтобы сбросить в обрыв, по пути отец посоветовал сыну:

Сынок, забери корзину, она пригодится твоему сыну, чтобы отнести тебя сюда же”.

Этот назидательный рассказ имеет глубокие исторические корни, уходящие к древнеалбанскому периоду, где был обычай, “когда родители достигают возраста 60 – 70 лет, их держали взаперти и морили голодом, затем выбрасывали в пустынные места”, – писал Порфирий и Страбон о древнеалбанских верованиях и обрядах.

Пережитки культа огня и поклонение луне и солнцу также уходят корнями к Албании, которые запрещали осквернять огонь, давали клятву огнем, солнцем, луной и др. Кроме того, священные вершины гор на Юго-западе Дагестана связывают с огнем цIий, цIай – цIийкьул, цIайлакьон, цIахур. Иногда огонь выступает как символ жизни, и самым страшным проклятием считалось выражение – “чтобы погас свет в твоем доме”.

Женский пояс
Женский пояс

Многие культовые древние постройки на территории, где проживают представители народа, связаны напрямую с зороастризмом. В цахурском селе Мамрух расположен храм хозяина земли Спента Армайти, в селении Гьаласкьар сохранились руины храма божества Аша Вахушта, управляющего огнем. Имя созвучно с верховным божеством зороастризма — Ахура Мазда. В селении Юхары Чардахлар есть руины храма бога неба Ншара Ваирйя. Народ, исповедующий зороастризм верил, что существует один главный бог и шесть богов светочей, которые подчиняются ему. Все вместе они правят миром.

Христианство

Христианство было принято очень рано – в 313 году. 4-7 века считаются расцветом Кавказской Албании. Христианство в этой стране было государственной религией, большое внимание уделялось строительству храмов, церквей, часовен, монастырей.

Есть основание полагать, что йикийцы-албанцы имели письменность еще до 430 г. Она функционировала на арамейской графике и читалась справа налево. Памятником такого письма является оберег из Ихрека.

В селении Кум, например, сохранились остатки христианского храма 6-го века. Это один из немногих сохранившихся памятников зодчества Кавказской Албании. А в селении Лякит - развалины круглой церкви, входящей в состав большого монастырского или замкового комплекса 7-го века. Однако христианство, столь рано принесенное в эти края грузинскими и армянскими миссионерами, так и не успело здесь окончательно утвердиться.

Ислам

Уже в 8-м веке в эти высокогорные районы пришел ислам. По легенде, всего трое арабских проповедников смогли обратить цахуров в веру пророка Мухаммеда. Но этот процесс принятия ислама шел довольно долго – с VIII по XI век.

Махмуд-афанди  из Алмалы
Махмуд-афанди из Алмалы

Из среды цахуров вышел известный суфийский ученый — Махмуд-афанди из Алмалы. Махмуд-афанди – очень почитаемая фигура в тарикатских кругах Дагестана, своего рода шейх шейхов. После него как в Азербайджане, так и в Дагестане 12 халифов (шейхов-преемников) с его разрешения наставляли мюридов на суфийский путь. Именно образ Махмуда-афанди служит центральным объектом для совершения рабита (духовная связь, разновидность медитации) муридов накшбандийского тариката в современном Дагестане. О его жизни на Кавказе известно достаточно хорошо, есть масса зияратов (памятных посещаемых мест), связанных с именем устаза.

Накшбандийский тарикат — это постоянное занятие особенно значительными мотивами, т.е. воспоминанием Аллаха. Накшбанд отвергал показную набожность и обрядность, сорокодневные посты, бродяжничество, нищенство, публичные радения (сама') с музыкой, пением и танцами, громкий (джахр) зикр.

Любимым праздником цахуров являлся древний домусульманский праздник Сейран, бога­тый религиозно-магическими действами и спортивно-развлекательными игра­ми. Проводили его летом до начала сенокоса и уборки хлебов на поляне свя­щенной горы три дня. В прошлом, до упрочения шариата, в праздничном дейст­ве участвовали и женщины, демонстрируя высокое искусство верховой езды. Летом совершали обряды вызывания дождя и солнца с обходом села, произне­сением соответствующих заклинаний, коллективным приготовлением и разда­чей ритуальной пищи, приготовленной из продуктов, пожертвованных сельча­нами

Традиции и обычаи

Наиболее древним типом традиционного жилища цахуров был, видимо, дега – большое однокамерное помещение, служившее жильем для большесемейной общины. Вся ее домашняя жизнь протекала именно здесь. В дега семья принимала пищу, воспитывала детей, сообща совершала семейные обряды, занималась домашним трудом. Отсеки и углы этой довольно просторной комнаты использовались для хозяйственно-производственных нужд, и одновременно помещение было кухней и кладовой, местом переработки и хранения растительных и животноводческих продуктов. Чтобы увеличить полезную площадь жилья, к задней стене пристраивали открытые отсеки, разделенные на два полуэтажа. Верхний полуэтаж назывался кьас, нижний – хидва.

Традиционная система отопления у цахуров была несложной. В центре земляного пола общего жилья выкапывалась ямка, обмазывалась твердой земляной массой, затем боковые стенки обжигали. Такое центровое отопление называется лахха, т.е. ямочное отопление. Здесь в зимнее время семья спала, располагаясь ногами к центру, к тандыру.

В семейных традициях цахуров обнаруживается настоящая иерархия. Главой семьи считается самый старший мужчина, который руководит практически всем, кроме того, чем руководят женщины.

-18

Последние образуют что-то вроде семейного самоуправления, и в том, что касается их части семейного быта, у мужчин нет особых прав, и они могут действовать только с разрешения дам.

Сбор хурмы
Сбор хурмы

Из женщин в семье главной была «абай» — жена старшего брата. Она отвечала за сбережение съестных припасов, занималась обработкой продуктов земледелия и животноводства, готовила еду. Абай контролировала расход продуктов, следила чтобы все женщины в доме были бережливы и экономны, особенно те, кто отвечает за кормление скота и работает на кухне. Абай управляла своими невестками, у которых могут быть собственные невестки. Глава определяла, какая из невесток будет закреплена за какой свекровью.

-20

Обязанностью невестки является не только выполнять свои обязанности, но и помогать свекрови. В общем, что-то вроде бабовщины. Но зато порядок, по словам тех, кто помнил эту систему, был железный.

Национальный костюм

Мужская одежда цахуров состояла из следующих элементов. На тело надевали рубаху «гурт-вахчаг». Ее шили из домотканой хлопчатобумажной ткани. В начале XX в. сначала у состоятельных, а затем у основной массы населения появляется верхняя рубашка. Ее шили из плотной ткани фабричного производства, предпочитая темные тона. По покрою она «гурт-вахчаг», хотя и была усовершенствована. Так, рукава обязательно шились с застежками, а по краям груди вставлялись кармашки. Воротник был стоячим, с узорными строчками.

-21

Нижние штаны «вахчаг» шили такого же покроя, как у лезгин, рутульцев и азербайджанцев. Сверху они были широкие, а к низу суживалась, и между штанинами вставляли дополнительные клинья. Традиционной верхней распашной одеждой цахуров была «чухъа» – типа черкески, которую шили их цахурского сукна «шали» серого, коричневого, а иногда и белого цвета.

Одежда цахурки состояла из многих элементов и отличалась от одежды мужчин не только многообразием форм, сложностью покроя, но и другими особенностями, связанными со спецификой женского труда и быта. Неотъемлемой частью женской одежды цахурки была нательная рубаха – «гурт», долгое время служившая и верхним платьем.

Традиционным давним элементом костюма цахурки был «катибий», представлявший собой тип архалуха – общедагестанской распашной одежды. В частности, цахурский «катибий» по покрою сильно напоминал лезгинский «валчаг».

Среди женских украшений можно увидеть множество шести- и пятиконечных звезд, что дает основание полагать о связи цахуров с древней культурой зороастризма дошедшей до наших дней.

-23

Женщины всех возрастов носили одну и ту же форму традиционной прически. Прямая линия по вертикали делила волосы на две равные половины; сзади волосы заплетали в косы, а на затылочной части подстригали. Для придания волосам блеска и предохранения их от выпадения женщины применяли хину.

В женской одежде широко использовались украшения: нарядный головной убор — капор (дугмаче), налобник, серебряные цепочки, трубочки, бляшки, нашитые монеты, вышивки, нагрудные подвески, пояс, брас­леты, серьги.

Музыка Цахуров

Песенная культура цахуров отличается двуязычием словесного текста. Большинство песен отличается танцевальностью жанрового облика и ритмического строя. Типичными являются лады минорного наклонения, иногда с некоторыми элементами азербайджанского «шур».

-25

Цахурский традиционный ансамбль называется «кьаварчер» и состоит из 4 человек, которые играют на разных инструментах. Народ отдает предпочтение быстрой ритмичной музыке, которая вдохновляет, поднимает настроение, дает жизненные силы.

Самые любимые народные произведения цахуров: «Бег гаъяна», «Издагъ алэеъэна», авторские песни: «Аман ед’ Алшанын», «Къаджуна».

Читайте также: