Найти тему
Этноmix

Сафиад дин Урмави — изобретатель нот

Занимаясь обновлением материалов для учебника по дарбуке наткнулся на историю жизни великого музыкального теоретика Сафиаддин Урмави (1217—1294). Именно его книги содержат самые первые записи восточных ритмов, он же считается основоположником теоретического исследования макамо-мугамной музыкальной традиции. Из простого писаря Сафи ад Дин возвысился до дружбы с последним абасидским халифом Мустасимбиллахом, пережил разрушение Багдада монголами, побывал в ставке Хубилай-хана, вернулся снова на престижный пост, а окончил свою жизнь в нищете и забвении в багдадской тюрьме в возрасте 78 лет. Поразительно, насколько судьба человека хрупка и непредсказуема.

Сафи-ад-Дин написал две книги «Китаб аль адваар» («Книга о кругах», 1256 г.) и «Рисалейи-Шарафийя» (1267 г., написан в Тебризе). Рукописи трактата «Китаб аль-адвар» хранятся во многих знаменитых библиотеках мира. В этой книге впервые встречается термин «Давр» для описания ритмического цикла и производится подробное его описание. Сафи-ад-Дин Считается основоположником теоретического исследования макамо-мугамной музыкальной традиции.

Ритмы (давр) изображаются в виде полукруга на сетке или в виде круга, разделенного на секторы. Чииталась они по часовой стрелке начиная с левого сектора (вдоль которого расположена стрелка). Темный сектор означал ударную долю, белый – паузу, а точнее продлевание ударной доли.

Сафиэддин Абдул Момин ибн-Юсиф ибн Факир ал-Урмави родился в 1216 году в г. Урмия. По окончанию медресе в Багдаде молодой Урмави начал куда более трудную учебу в школе жизни. Будучи человеком с сильной волей, он в то же время обладал душой поэта. Он занялся игрой на уде, и с его пальцев как бы струились и распространялись вокруг мелодии чарующей музыки: именно на этом поприще Урмави снискал первые лавры признания. В годы учебы в медресе он покорил окружающих красивым почерком, и вскоре, прославившись как искусный каллиграф, был приглашен ко двору халифа.

Халиф Мустасимбиллах, последний из династии Аббасидов, назначает Урмави своим советником надимом (собеседником). Исполняя должности каллиграфа и библиотекаря, Урмави наводит порядок в дворцовой библиотеке.

Согласно письменным источникам, в Багдаде в то время жила известная необычайно нежным голосом певица по имени Лихаз, которая часто выступала в сопровождении игры Сафиэддина на уде. Сафиэддин обучил её всем тонкостям музыкальных переходов. На одном из придворных празднеств Лихаз очаровала своим пением всех присутствующих. На вопрос халифа об авторе песни Лихаз ответила, что песня сочинена «устадом Сафиэддином».

Тогда халиф распорядился пригласить Урмави, который сыграл перед собравшимися на уде, доставив халифу и всем придворным незабываемое наслаждение.

В 1258 г. началось монгольское нашествие, войска Хулагу хана подвергли Багдад опустошению, положив конец более чем 500-летнему правлению династии Аббасидов. Урмави спасся от смерти лишь благодаря своему таланту исполнителя.

Интересные сведения об этом приводит историк Гасан Эрбели: Монголы окружают квартал, в котором жил Урмави, и когда их командир Нану с отрядом в 30 человек хотел было взломать двери его дома, тот почтительно открывает им, приглашает в дом и угощает изысканной едой и вином, а затем гостей развлекают танцовщицы. На следующий день Урмави собрал у состоятельных жителей квартала ценные подарки, вручил их командиру монгольского отряда и устроил ещё более роскошный пир. Затем командиру подарили великолепного коня с украшенной драгоценными камнями уздечкой. После этого Нану отдает приказ о помиловании жителей квартала и извещает Урмави о том, что возьмёт его с собой во дворец и представит самому Хулагу хану.

Сафиэддин отправляется во дворец, взяв с собой несколько исполнителей и певцов. После представления хану, во время которого Урмави держался с большим достоинством, он с болью в сердце прижимает уд к груди и исполняет проникновенную мелодию, под которую певец Зия пел песню. Послушав нежную игривую мелодию, хан похвалил Сафиэддина, а затем под впечатлением от его ума и таланта пригласил его служить при дворе. Таким образом, квартал, в котором жил Урмави, избег опасности кровопролития и разорения.

Вернувшись из ставки Хубилай-Хана, в 1267 г., написал трактат «Рисалейи-Шарафийя» в Тебризе. А 1276 году он стал главным ревизором рукописных фондов халифата, заменив на этом посту Насреддина Туси. Что случилось в последние годы мне пока неясно, но окончил свою жизнь в нищете и забвении в багдадской тюрьме в возрасте 78 лет.

Сафиэддин Урмави считается создателем двух смычковых инструментов. Один из них назывался «Нузха» («развлечение»), другой «Мугни» («влекущий»). Нузха была создана наподобие арфы и канона. Изготовленный из красной ивы, этот четырехугольный инструмент имел 81 струну. Струны были так натянуты, что каждые три из них можно настроить вместе. Мугни по устройству напоминает канон, рубаб и нузху, изготовляется из желтого абрикоса. Ложе его больше и шире, чем у рубаба. Инструмент имел треугольную форму и 32 струны.

Сафиэддин черпал познания из музыкального наследия своих предшественников и высоко ценил их заслуги. Так, известного арабского музыковеда Х века Фараби он именовал своим пророком, шейхом, великим наставником и учителем. Без сомнения, Сафиэддин многое почерпнул из трудов известного ученого Х века Ал-Исфагани, автора 21-томника по истории музыки.