Численность — 35 тыс. Рутулы живут в нагорных верховьях реки Самур. Населяют Рутульский район, который образован в 1929 г. Рутулы обосновались и в селе Хнов Ахтынского района, и в селениях Шин и Кайнар Нухинского района Азербайджана. В этническом и лингвистическом отношении Рутульский район не однороден. Кроме 19 рутульских селений, в него входят 13 цахурских, четыре лезгинских, два лакских, одно аварское и одно азербайджанское. Именуют себя «мюхадар», от названия главного селения Мюхад, которое известно у их соседей азербайджанцев и лезгин как Рутул.
Большинство населения осознает свою этническую принадлежность к рутулам. Но представители старшего поколения на вопрос о национальной принадлежности отвечают, что они хновцы из сел. Хнов, или борчинцы из сел. Борча, или шиназцы из Шиназа.
Курдульский, Оттогайский, Салаватский, Диндинский и другие горные хребты затрудняют сношения между самурскими, ахтычайскими и азербайджанскими рутулами. Немало препятствуют общению и реки. Зима на территории рутулов холодная, лето прохладное с частыми туманами и дождями. Склоны рутульских гор и берега рек покрыты травами и служат хорошими пастбищами. В окрестностях селений Рутул, Шин, Кайнар – леса. Природа Рутульского района величественна и прекрасна, но и сурова.
Рутульцы единственный народ из принадлежащих к легинской группе, относящийся к кавкасионскому антропологическому типу балкано-кавказской расы.
В первой половине XIII века районы расселения народностей лезгинской группы становятся известными под названием «Лезгинстан». Иногда так называют и весь Дагестан. В источниках этого периода правители гор именовались «эмирами Лезгистана».
Лезгинстан, место проживания лезгинов – это край Прикаспийской равнины, предгорных и горных высот, крутых водораздельных хребтов, альпийских пастбищ-эйлагов, лесных угодий. Лингвисты выделили 9 лезгинских народов на территории Дагестана и Азербайджана:
- Лезгины (680 тыс., Дагестан и Азербайджан)
- Табасараны (150 тыс, Дагестан)
- Рутулы (35 тыс., Дагестан и Азербайджан)
- Цахуры (30 тыс., Дагестан и Азербайджан)
- Агулы (35 тыс., Дагестан)
- Будухи (1-2 тыс., Азербайджан)
- Крызы (10-15 тыс., Азербайджан)
- Удины (10 тыс., Азербайджан)
- Хиналугцы (5 тыс., Азербайджан)
История народа
Данные археологии, истории, этнографии и языкознания свидетельствуют о том, что лезгины, табасаранцы, рутулы, цахуры, агулы вместе с хиналугами, удинами, крызами являются близкородственными народностями и древнейшими жителями Южного Дагестана и соседствующего с ним Азербайджана.
Ученные склонны думать, что в основе всех языков лекских племен лежал единый пралезгинский язык. Он был одним из основных языков Кавказской Албании. С течением времени (V-X вв.) в языке, быту и культуре этих обществ в силу экономической и политической обособленности складывались свои особенности.
В начале VIII века территория Кавказской Албании окончательно подпала под власть арабов. С этого времени и начинается их экспансия в Дагестан. Вильгельм Рубрук, посланный в 1253 г. французским королем Людовиком IX к монгольскому хану Мангу, сообщает, что лезги, хазары и аланы оказывали мужественное сопротивление монголам. Как раз к этому периоду относятся и сообщения Захария Казвини о цахурах и рутулах, о хозяйственной деятельности двух лезгинских городов Шиназ и Цахур: «Цахур — главный город страны лезгин»... «нет главаря (у них), но есть у них хатиб (т. е. проповедник), который молится с ними, и казни, который разбирает тяжбы между ними по учению имама ал-Шафеи». Ни Казвнни, ни Бакуви не видят этнических различий между жителями Шиназа и Цахура и считают их лезгинами. Между тем первые — рутулы, а вторые — цахуры.
Ряд историков, в частности дагестанский ученый М.М. Ихилов, склонны считать, что до XV в. цахуры и рутулы еще не выделялись из лезгинской этнической среды и продолжали считаться одним народом с лезгинами, хотя у них и складывались свои языки и особенности быта и культуры.
В XV веке лезгинские районы по реке Самур до селений Ахты и Цахур были захвачены шемахинским ширваншахом Халиллулахом, а район левобережья Самура вошел в состав земель Ибрагима Дербенди. Дербент и южные области — Цахур и Ахты — на основании эпиграфических данных входили в государство Ширван и составляли отдельную область (вилайет). Управлялась она эмирами, назначенными ширваншахами дербентской династии. Но зависимость рутульских земель от ширваншахов и дербентских правителей была номинальной.
По данным родословной таблицы «рутульских беков», составленной в 1873 году, рутульское бекство установилось с 1583 года.
В Рутуле имелся «диван» (суд, совет), в который входили аксакалы и один из рутульских беков, бывших единовластных правителей рутульского магала. Само селение Рутул (резиденция рутульских беков) не признавало ничьей власти, и его население было освобождено от всяких податей и повинностей.
Согласно преданиям, рутулы могли изгнать неугодного им бека и назначить другого по своему усмотрению. Во время опасности извне рутульские общества объединялись, и их начальником становился бек.
Отношения между селениями внутри Рутульского магала были напряженными из-за повинности, известной под названием пахта, которую жители всех рутульских и ряда лезгинских селений (Хрюг, Зрых, Гогаз, Усур, Кала, Ялах, Луткун), входивших в это вольное общество, отбывали в пользу главного селения магала — Рутула. Повинность состояла в том, что жители сел. Рутул партиями от 100 до 300 человек раз в год отправлялись в каждое из селений своего магала в гости и размещались в домах, хозяева которых три дня должны были кормить их отборной пищей и предоставлять фураж для лошадей. В XVIII в. жители Шиназа, Калы, Амсара и Хрюга отказались отбывать пахту в пользу рутульцев. С собственно рутульскими селениями Рутул воевать не решился; что касается Хрюга, то борьба с ним у Рутула была длительной и жестокой. Закончилась она тем, что ахтынцы взяли под свое покровительство Хрюг, Гогаз, Усур и Кала. Лезгинские селения Рутульского магала Луткун и Ялах прибегли к покровительству Сурхай-хана II Казикумухского, который отобрал у Рутульского союза и сел. Ихрек с ущельем р. Кара-Самур.
В начале XIX века рутулы оказались в непосредственной близости от районов, в которых утвердилось влияние России. Но беков – властителей не устраивало присоединение к Российской империи, ибо ограничение их власти в магале мешало набегам на соседей, которых они старались принудить к уплате дани. Рутульские беки оказали вооруженное сопротивление царским войскам. В 1839 г. рутульский Агабек, собрав значительные силы из рутульцев и лезгин, неожиданно захватил г. Нуху, но на третий день вынужден был бежать. Эти события повлекли за собой наступление царских войск и присоединение Рутула к России.
По приказу князя Барятинского, наместника царя Николая I на Кавказе, южная граница Дагестанской области была определена по р. Самур. По новому административному устройству рутулы оказались в составе разных политических образований.
Рутульский язык
Наиболее ему близки цахурский, крызский и будухский языки. С близким ему цахурским языком образует рутульско-цахурскую подгруппу лезгинской группы нахско-дагестанской семьи.
Одной из особенностей рутульской идентичности является неоднородность наречий рутульцев на уровне непонимания речи между жителями разных сёл. В рутульском языке выделяются четыре основных диалекта: собственно рутульский, шиназский, мухрекско-ихрекский и борчинско-хинавский. Примечательно, что отличия в говорах наблюдается не только среди селений, но и внутри одного и того же селения. Например, в Рутуле жители квартала Ахе называют воду «гье», а жители квартала Фурахе — «гьед»; у первых ковёр именуется «кеден», а у вторых «хьеден» и так далее.
Рутулы, как и все нахско-дагестанские племена, родственны хурритам – древним народам Передней Азии, известным на исторической арене еще в III тысячелетии до нашей эры. Хурриты, как отмечают ученые, были в поле зрения жителей Нижней Месопотамии уже с середины III тысячелетия. В Шумере их называли субир, у аккадцев – субарейцами. В рутульском языке имеется два значения слова «су»: су или сув на рутульском – гора, селение, горное селение; слово «субыйды», обозначающее «свободный, праздный».
Нин – по-рутульски – мать. На древнем шумерском языке нин – госпожа, сестра, царица, Нинту, Инанна – шумерская богиня-мать; асиде – блюдо, которое современные рутулы готовят для рожениц (ср. лезгинское исида, обозначающее то же); Исида – шумерская богиня плодородия. (Кстати, в цахурском языке сохранились отголоски знакомства с богиней Иштар: истар – по-цахурски – невеста, сноха). Подобные совпадения заставляют думать, что рутулы были знакомы с шумерами и шумерской культурой.
Интересно, что в истории Древнего мира встречается имя Рутул – царь племени рутулов, воевавших с Энеем.
Верования и обычаи
Основной род занятий народности – животноводство (разведение овец и коз). Занимаются также земледелием (сеют рожь, пшеницу, просо, горох, выращивают картофель). Из промыслов – обработка шерсти, ковроткачество.
О коврах Дагестана можно почитать тут >
О традициях народов Кавказа, адатах, имеется отдельная статья, которую можно почитать тут >
Далее поговорим об осоьбенных традициях рутульцев. Святые места рутулы называют уджаа, священно-служителя – уджагъли, уджагъ – на крызском, будухском языках очаг, место, где разводят, хранится огонь, таким образом, данное слово помогает установить, что рутулы были огнепоклонниками. Однако и поныне служителя мусульманской религии называют уджагъли, то есть слово сохранило в языке свою семантику даже после перехода в другие религии.
У рутулов сохранялось поклонение священным рощам, горам, источникам, некоторым могилам и местам, связанным с жизнью отдельных святых. Над могилами святых обычно сооружались пиры - небольшие купольные помещения, над которыми устанавливались шесты, к ним привязывались узкие лоскуты тканей. Когда рутулец умирал, на его могилу часто клали камень, принесенный родственниками с пира.
Поскольку существовала вера в загробную жизнь, производилось “кормление” умерших в виде поминок на третий, седьмой и сороковой день после смерти. Оно сопровождалось забоем скота, приготовлением пищи и раздачей сырого мяса.
По одним сведениям, Бог на рутульском — Эр (как у табасаран). Главный праздник проходил в дни весеннего равноденствия 17-18 марта. Имя бога — Халди, а священная богиня Ниневи. Богиня любви — Иштар. Почти как в шумерском пантеоне. Все это говорит о том, что рутульцы в прошлом имели тесную связь с государством Урарту. Тем более, что враг по-рутульски — мидяне, персоязычный народ, воевавший с мидийцами в 6 веке д.н.э. Следовательно, древние элементы культа относятся к той далекой эпохе.
По сведениям Токарева, бог – на мухадском диалекте рутульского языка – Йиниш, на ихрекском диалекте рутульского языка – Гынеш, на близкородственном цахурском языке – Ганиш. «Ганеш – древний местный культ, связанный с верованиями доарийского населения Индии», отмечает С.А. Токарев, который далее пишет: «Индуистские божества нередко изображаются в зооморфных видах: Ганеш – бог мудрости – в виде слона».
У рутулов были и второстепенные боги. Так, одним из почитаемых был бог скота Амыч. Сохранилось пожелание: «Выды вихь Амыче уху|йхь!» – «Пусть твой сарай бережет Амыч!» Скот у рутулов в древности имел ещё одно название – пан или панз. Сохранилось название дороги в Рутуле, по которой гоняли скот – Панзы ра|хъ – Дорога Панза и холм на горе – Пан субкьуд кьвакь – Холм, где садится Пан, там обычно отдыхает скот. Напрашивается аналогия с греческим богом скота Паном.
В селении Шиназ Рутульского района есть гора, которая называется Ц|екьул (букв. Огненная голова). Она считается у шиназцев священной, ей поклоняются, как богу. «Цекул – легендарный основатель латинского города Пренесте, родственного римскому Каку. Он считался сыном Вулкана».
Гим (на ихрекском диалекте рутульского языка гимг) – у рутулов древний верховный институт власти, годекан, место, где решались самые важные для народа проблемы. Для гима отводилось большое место, обычно это огромные камни, полированные веками, образующие полукруг, где были места для сидения.
Рутульцы исповедуют ислам суннитского толка. Народ принял ислам рано, самые первые попытки утверждения арабов в Дагестане приходятся на 7 век. Наибольший успех они имели именно на территории проживания рутульцев, о чем свидетельствует самый ранний памятник мусульманской культуры на Кавказе — надгробная плита шейха Магомеда ибн Асад ибн Мугал.
Интересно, что и первая мечеть в Дагестане и в России была построена в селении Мюхрек Рутульского района, которую построил правнук Пророка Мухаммада шейх Абу-Муслим в 71 году по хиджре (691 год). В 12 веке в Рутуле уже была ханака — суфийская обитель.
В Рутуле под под мечетью находился слой христианской церкви, под ней - старинный храм иудаизма, а под ним, на глубине 7-8 метров была найдена — каменная маска Халди, верховного бога Урарту. А может и другого божества, неясно какого именно. Удивительно, что эти маски очень похожи на маски Окуневской культуры в Хакассии, так как имеют три глаза. Ничего подобного я раньше в Дагестане не встречал. В общем, одни загадки. Эти невероятные артефакты сейчас находятся в музее Махачкалы, «Дагестанский аул».
В Рутуле также были найдены камни с изображениями, которые еще только предстоит разгадать.
Рутульский календарь и праздники
Рутулы начинали отсчет года с Нового года – Эр, 18 марта по современному календарю. Этот праздник изветен под другими названиями также у табасаран и лезгинов.
- С 18 марта по 25 марта в течение семи дней начинался главный праздник года — Эр, после которых можно было пахать и сеять. Название праздника похоже на аналогичный лезгинский праздник Яран сувар. Это слово является однокоренным со словом Ярило, Солнце у индоариев. Потом начинался хьад – весна, продолжавшаяся до 18 июня.
- С 18 июня по 18 сентября – гъы|лд – лето
- С 18 сентября по 18 декабря — хумухд – осень
- С 18 декабря начинался кьы|д – зима, делившаяся на несколько частей: а|рхъу|й или а|рхъв-да|рхъв – от 19 до 31 декабря;
алха|н – с 1 января по 28 января;
чиле — с 4 января по 6 февраля;
ц|ик| – с 7 по 27 февраля;
дурук|ун – с 28 февраля по 17 марта (вспомним балканские Драконалии).
Между алха|н и цЦик| был период чиле ( в сетях), который начинался 4-5 января и заканчивался 5-6 февраля по современному календарю. Это считалось самым холодным временем, когда год был в сетях у зимы.
Таким образом, весну, лето и осень рутулы просто называли, а зима делилась на несколько периодов, каждый из которых имел свою характеристику. Зима мыслилась как враг жизни, дракон, пленивший все живое. Это живое проходило несколько этапов зимы, чтобы победить и снова вернуть солнце. Это было противостояние зимы и жизни, жизни и смерти. И 18 марта, в Эр, побеждала жизнь – это праздновали особенно радостно и торжественно.
Национальный костюм
Рутульская традиционная одежда похожа на одежду других народов южного Дагестана. Одежда мужчин: рубаха туникообразного покроя (ухун) с круглой окантовкой ворота и прямым вертикальным разрезом спереди, штаны с неширокими штанинами (баду), слегка приталенный бешмет (архалук) и черкеска северо-кавказского типа с газырями. Головной убор — папаха из длинноворсной овечьй шкуры (бармак), обувь — вязаные шерстяные сапоги с загнутыми вверх носками (кямашбыр) и кожаные постолы (келамбы).
Верхняя одежда женщин — распашной длинный халат — валжаг. В пограничных с Азербайджаном селениях — короткая, до бёдер, распашная кофта и длинная широкая юбка.
Головной убор — мешкообразный наволосник (къациген) и сложенный треугольником платок. Обувь — вязаные узорчатые сапоги с загнутым вверх носком. В женской одежде присутствовали различные серебряные украшения.
Рутульские танцы и музыка
У рутульцев кроме лезгинки имеются свои национальные танцы, вот один из них:
Рутульский фольклор отличается самобытностью:
Известные Рутульцы
Издревле в каждом рутульском селении были ученые, писавшие научные трактаты, выезжавшие учиться и имевшие своих учеников. Их в народе называли сифи. К самым известным из них относили шейха Навриза из Рутула, Исмаила-Эфенди Шиназского, основавшего в Шиназе в ХVII веке университет, где изучали философию, логику, математику, астрономию, медицину.
Сифи передавали свои знания только избранным ученикам, которые должны были с разрешения учителя взять потом своего ученика. Это не было массовым учением, посвящались только избранные, которые выбирались учителем учителя. Ученые анализировали способности души и разума человека, духовные способности в синтезе с религией.
Исмаил-Эфенди построил в Шиназе первую обсерваторию для наблюдения за небом, изобрел инструменты и предмет типа телескопа, с помощью которого изучал звезды и их движение. Особое внимание он придавал Млечному Пути, который рутулы называют Наныхый. В данном аспекте нельзя не заметить связь в древними Шумерами, которые тоже придавали большое значение изучению астрономии.
Читайте также:
- Будухи — лезгиноговорящий народ Азербайджана и Дагестана >
- Хыналугцы — самый высокогорный народ Азербайджана >