Во время движения все основные элементы автомобиля испытывают разносторонние нагрузки. Происходит это под воздействием основных физических законов и, имея чёткое понимание данных процессов, можно манипулировать этими силами в свою пользу, отсутствие же понимания быстро приведёт к плачевным результатам.
«Усиленный удар» возникает если тормозить непосредственно перед ямой
Если рассматривать любое авто в движении, то всегда следует учитывать – это целостная система. Под воздействием внешних и внутренних сил центр тяжести будет перемещаться от середины кузова в том или ином направлении, от чего будет зависеть поведение и отдельных составных частей машины. При смещении вперёд, основная нагрузка ляжет на передние колёса и наоборот произойдёт от переноса тяжести к задним. Все данные процессы следует отнести к вопросам механики и физики, рассматривать с такой точки зрения, применительно к практике.
Характерный пример: в восьмидесятые годы прошедшего столетия, на проводившихся ралли не редко можно было увидеть трюки вроде перепрыгивания автомобиля через маленькую коробочку или залитый водой овраг, степные ухабы. Суть приёма состояла в «раскачке» авто с задним приводом на скоростях. Элементы науки мастеров того времени можно эффективно применять и в условиях наших современных дорог (иногда напоминающих места боевых действий с воронками от снарядов).
Существуют и негативные моменты, которые так же следует знать: резкое торможение ведёт к перемещению массы автомобиля вперёд и под инерционным воздействием произойдёт сжимание пружин в подвеске. Если в этот момент перед Вами окажется яма или кочка, то сила от возникшего удара добавится к внутреннему давлению от инерции, она не будет погашена амортизацией полноценно. Основная нагрузка здесь ляжет на колёса и шасси, в некоторых случаях покрышка может взорваться, диски согнуться.
Именно по этим причинам, резкий тормоз перед кочками или ямами противопоказан.
Как правильно проезжать через ямы и кочки?
Верной стратегией может быть, как раз обратная: отпустить газ и просто перепрыгнуть препятствие не теряя скорость. Подвеска в таком случае не пострадает – амортизация сработает в полную силу и защитит её. Как раз поэтому, опытные пилоты автомобилей прошлых лет и «поддавали» газ.
Суть происходящих процессов здесь следующая: основной вес смещается к корме, освобождая переднюю часть машины, что, в свою очередь ведёт к высвобождению штоков амортизаторами и гасит удар максимально эффективно (Приподнятый капот наглядно демонстрирует перемещение массы назад).
Вывод
На проблемном участке дороги варианта два:
- Снижать скорость и тормозить на достаточном расстоянии перед ямой.
- Если заметить вовремя не удалось – добавить ходу и пройти максимально быстро.
Конечно, не следует забывать о других участниках движения – если перед Вами уже кто-то потерял скорость на выбоине, то тормозите в любом случае, иначе столкновения будет почти неизбежно.