Есть названия и бренды, имена которых стали известны во всем мире. Сегодня поговорим о непростом пути развития одной из известнейших автомобильных корпораций Америки. Которая является одним из главных производителей машин в мире.
В 1903 году произошло слияние известных автомобильных компаний: Olds Motor Vehicle Company и Buick Motor Company. Руководитель последней – Уильям Дюрант, предложил создать объединение, дабы избежать конкуренции. Так началась эпоха General Motors Corporation. В 1909-м к нему присоединились Cadillacи Okland (он же Pontiac). Затем концерн поглощал небольшие автокомпании: в 1918 году его собственностью стал бренд Chevrolet, в 1920-м – канадская McLaughlin Motor Company и Dayton Engineering Laboratories – фирма Чарльза Кеттеринга, который изобрёл стартер, а сам инженер получил должность научного директора General Motors.
В 1923 году пост президента организации занял Альфред Слоун. При нём взяли курс на покорение европейских стран: в 1925-м куплен британский бренд Vauxhall Motors, а в 1931-м – Opel. Кроме того, до 44% повысилась привлекательность корпорации на американском рынке. В период с 1940-45 гг. GM выпускала военную продукцию – 1300 самолётов и ¼ всех авиационных двигателей в Америке. Он не остался в стороне и во время конфликта в Корее – тогда задействовали 19% производственных мощностей.
С 1950 года на всех марки авто появилась автоматическая коробка передач. В 1955-м – 8-цилидровые движки, улучшили аэродинамику, электропитание перевели на 12 вольт, установили усилители руля и тормозов, кондиционеры и ремни безопасности. Но в Соединённых Штатах начала возрастать популярность европейских транспортных средств. Уже в 1956-м продажи детройтских изготовителей сократились на 15%, а в 1957 году импорт превысил экспорт – ввезённые машины составляли 8% от общего числа проданных в Америке, и в 1959-м концерн потерял 42% покупателей.
В 1960-х положение GMусугублялось из-за обнищавших районов вблизи Детройта. Тогда они принялись расширять сферу деятельности: бытовая техника, электроника, страхование, локомотивы, подшипники, банковские услуги – благодаря инвестициям в эти направления, смогли увеличить рентабельность до 25,8%.
В 1974 году случился новый удар: США ввели эмбарго на импорт из стран ОПЕК, и приняли закон, вводивший ограничения на загрязнения воздуха. В 1980-х реализация «легковушек» американцев неуклонно падала, но одновременно они потратили 60 млн. долларов на обновление моделей и оборудования заводов.
В 1984 году концерн приобрёл фирму Electronic Data Systems, обеспечивающую хранение данных, а в 1986-м авиакомпанию Hughes Aircraft. В 1990-м становится владельцем 50% акций Saab Automobile AB.
В 1990-1992 гг. General Motorsушла «в минус» на 30 млрд. долларов, а доля рынка уменьшилась на 35%. В 1992-м руководство концерном доверили Джеку Смиту. Он сократил кадровый состав в центральном офисе с 13500 до 2300 человек, к 1996-му закрыл 24 завода и уволил 65000 сотрудников. Затем продал подразделения по производству деталей. В 1993-м эти меры принесли чистую прибыль в 2,47 млрд. долларов. Спустя 2 года она возросла до 6, 88 млрд. в американской валюте. Но потери рынка были ощутимые, их решили компенсировать расширением на Европу и страны Азии. В 1999-м купили 20% акций Fuji Heavy Industries (Subaru), в 2000-м – 20% Fiat Auto и остатки пакета Saab, в 2002 году часть корейской Daewoo Motor Company.
В начале XXI века дела корпорации заметно ухудшились. В начале лета 2009 года суд города Нью-Йорк рассмотрел иск о банкротстве. А 10 июля 2009-го создали независимую компанию General Motors.
Планировалось, что после завершения процедуры банкротства GM разделят на две части: в одной соберут все убыточные модели, а во второй – прибыльные. Тогда же организация хотела избавиться от Opel, не приносящего дохода. Претендентами на покупку были Magna international и наш Сбербанк. Но сделка не состоялась, американцы мотивировали отказ выходом отрасли из кризиса и нежеланием терять рынок малолитражных автомобилей. Однако в 2017-м всё же продали несчастный Opel и Vauxhall концерну Group PSA.
В 2020 году General Motors заняла 5 место в рейтинге мировых производителей «легковушек», реализовав 6, 26 млн. средств передвижения.