Феноменальный результат на падающем рынке Российской Федерации в 2020 году показал чешский автопроизводитель ŠKODA. Среди первого десятка марок-лидеров России только ŠKODA увеличила объемы продаж.
Когда-то одному из сотрудников нашей редакции канала была предоставлена возможность побывать на собрании дилеров марки ŠKODA в одном большом регионе страны. Руководители автосалонов «официалов» жаловались, что с двумя моделями (тогда продавалась Octavia и Fabia) трудно привлекать клиентов и конкурировать с другими марками, предлагающим намного больший ассортимент модельного ряда. Сегодня у чешского автопроизводителя уже в два раза больше моделей: Rapid, Octavia, Superb, Karoq, Kodiaq.
Расширение модельного ряда чешской марки ŠKODA положительно сказалась на позиции марки на рынке России. Десять лет назад этот бренд занимал 12 место в ТОП-рейтинге. Его обгоняли по объемам продаж такие марки как Mitsubishi, Daewoo, Chevrolet, Ford. Но сегодня чешский бренд стал шестым в России, совершив такой прыжок за это время. В 2020 году чешская марка обошла даже такого сторожила российского рынка как японскую Toyota.
У ŠKODA за 2020 год в России прирост составил +6,8%. Все другие марки, которые входят в первую десятку российского рынка, снизили продажи, показав отрицательную динамику, что хорошо демонстрирует диаграмма.
Напомним, что от Volkswagen Group российский рынок курирует чешская компания ŠKODA.
В прошлом году у чешской марки произошел выход в продажу в РФ сразу трех новинок. Летом произошла смена поколений самой популярной в России модели ŠKODA Rapid, в марте перед самым локдауном появился кроссовер Karoq и недавно в Нижнем Новгороде началось производство следующего поколения Octavia.
Лифтбек ŠKODA Rapid удачно стартовал и занял 15 место в рейтинге самых популярных машин России. Однако, в зачет не вошли порядка 9 тысяч «рапидов» прошлого поколения, которые продавались в первую половину года.
Также в ТОП-25 вошли ŠKODA Octavia и Kodiaq. На их фоне несколько неудачным выглядит дебют кроссовера Karoq. Он не вошел в ТОП-25 российского рынка с объемом продаж более 13 тысяч.
Таблица. Самые популярные новые модели в РФ
А как выглядят позиции чешской марки на мировом рынке?
ŠKODA AUTO в седьмой раз стала брендом-миллионником. Автопроизводитель сумел продать 1 004 800 автомобилей клиентам по всему миру в 2020 году. И это несмотря на серьезные проблемы, связанные с пандемией COVID-19.
Как и в прошлые годы, главным рынком для чешской компании стала Западная Европа, где было реализовано 434 500 автомобилей, это на 16,5% меньше, чем в 2019 году. Главный рынок в этом регионе – ФРГ. Немецкие бюргеры считают Skoda своей маркой.
Второй по емкости региональный рынок – Центральная Европа. Здесь в таких странах, как Чехия, Польша, Словакия, Венгрия реализовано 181 900 «шкодувок». И больше всего на домашнем чешском рынке (83 200 шт.).
Третий по значимости рынок – Китай, где было продано 173 000 авто чешского бренда, что на 38% меньше, чем годом ранее. А вот на четвертом месте по значимости для ŠKODA стала Россия, где реализовано 94 600 автомобилей.
В странах Восточной Европы (без России) реализовано 39 800 штук автомобилей ŠKODA. Пошли в гору дела у автомобилей ŠKODA в Турции (24 000 шт.), в Египте продано 5500 машин чешской марки. Еще один рынок, где чешский концерн назначен куратором внутри Volkswagen Group Индия, здесь разошлось чуть более 10 000 автомобилей Шкода.
Какова популярность отдельных моделей ŠKODA мы показали в нижеприведенной таблице. ŠKODA Octavia практически два десятилетия удерживает титул самой популярной «шкодувки». На второе место вышел компактный кроссовер ŠKODA Karoq, сумевший опередить старшую модель класса SUV – Kodiaq. Стремительно набирает популярность «младший член команды SUV» – ŠKODA Kamiq.
А вот «провалом» года можно назвать результаты автомобиля гольф-класса ŠKODA Scala. По замыслу маркетологов, эта модель должна была стать «дешевым аналогом» Volkswagen Golf. Но пока до популярности Golf еще очень далеко.
Таблица 2
Модельный ряд ŠKODA Auto в 2020 году