Мы привыкли считать, что пробки, которые стали настоящим бичом крупных городов в двадцать первом веке, появились только сейчас, а раньше о них народ даже не слыхивал. Спешим Вас разочаровать! Заторы на дорогах могли возникнуть в любую эпоху. Вот только наши предки, а точнее руководство страны, умело грамотно бороться с этой напастью. Понятное дело, никто был не застрахован от того, что на узкой колее впереди идущая повозка вдруг перевернется или упавшее во время грозы дерево перекроет движение. Но ведь сейчас мы имеем заторы не только в связи с чрезвычайными обстоятельствами.
Впервые регулировать специальными указами, кто и на чем может ездить, взялась Екатерина II. Она постановила, что высшие воинские чины, то бишь генералы, а также чиновники первого и второго рангов должны (не могут, а именно должны!) передвигаться цугом. В карету попарно впрягались восемь или десять лошадей. С двух сторон от нее полагалось ехать форейторам и кричать "Пади! Пади!", чтобы люди расступались и кланялись, а дорога для высокопоставленного вельможи освобождалась. То есть, они выполняли роль "мигалок" эпохи Возрождения. Для чиновников третьего, четвертого и пятого рангов также подразумевалась езда цугом. Но никаких форейторов! А обладатели шестого, седьмого и восьмого рангов имели право пользоваться только четверкой лошадей. Обер-офицерам полагалась лишь пара скакунов и ни одной лошадью больше. Важно понимать, что в счет шел исключительно социальный статус, а не финансовое благосостояние. Никто не мог пользоваться большим количеством коней, чем ему предписывалось по закону, даже если имел банковские счета, превышающие генеральские. Впрочем, и меньшим тоже...
При Павле 1 появилось еще одно существенное ограничение на передвижения по городу, которое затормозило возникновение на улицах Петербурга и Москвы пробок. Оно относилось к каретам, которыми пользовались люди. Император ограничил ввоз иностранных средств передвижения и их использование. Чтобы купить карету за рубежом, требовалось личное дозволение Павла. Получить его могли далеко не все. А уж рассчитывать на такую поблажку, например, купцу второй гильдии, даже если он мог хорошенько заплатить за желанную привилегию, не приходилось вовсе.
Только в начале девятнадцатого века ограничения постепенно стали сниматься, а границы сословий визуально размываться. Гербы на дверцы карет больше не ставили — этот обычай банально вышел из моды. Богатые люди в целях экономии или по каким иным причинам могли предпочесть "общественный транспорт", например, извозчика или наемный экипаж. Это не было зазорно и не вызывало недоумения. Да и запрягали столько лошадей, сколько хотелось и моглось. И вот ситуация на дорогах начала стремительно ухудшаться, чтобы однажды привести нас к многокилометровым коллапсам, то и дело возникающим на дорогах не только в России, но и во всех других странах мира.
Спасибо, что читаете блог, подписываетесь и оставляете лайки.
Желаю вам поменьше времени проводить в дорожных пробках!
8888
Читайте также:
Пётр II: гибель от оспы или идеальное преступление