Найти тему

Как уйти в первый рейс и вернуться живым и здоровым, без долгов и с деньгами?

Оглавление
Фото из личного архива
Фото из личного архива

Сразу позвольте дать первый совет.

Совет №1: Если Вам нужны только рекомендации по данному вопросу, можно перейти в окончание статьи. И потом прочитать её полностью. Вся информация основывается исключительно на моём многолетнем морском опыте и знаниях, приобретённых на флоте и не только. Многим удалось оказать помощь за эти годы, и ребятам после мореходки, и окончившим морские курсы.

Очень часто проходя со мной обучение и плав практику, задают один и тот же вопрос.

Получится ли уйти в рейс, если без опыта, ни в одной компании не берут?

Сразу дам быстрый и короткий ответ. Да, получится! Всё будет зависеть только от Вас и Вашего грамотного подхода!

Отвечая полностью на поставленный вопрос, хочется поделиться знаниями с юными, будущими моряками, которые ещё учатся или являются выпускниками морских учебных заведений. И не только с ними. На своём пути встречал достаточно людей, которые в разном возрасте приходили на флот, не имея морской специальности, а закончив лишь курсы мотористов-матросов, электриков, поваров, токарей и сварщиков. Кстати, являясь представителем одной из этих специальностей, значительно проще уйти в море работать! Но и те, и другие, не всегда могут себе представить, что же ждёт их впереди. И не все связали потом свою жизнь с морем на долгие годы.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Многие сделав лишь первый рейс, понимали, что это не для них. А были такие случаи из моей личной практики, когда человек поднявшись по трапу на теплоход и осмотревшись, брал ещё не распакованные вещи и уезжал домой, или списывался в ближайшем порту, после первого шторма или конфликта с экипажем. Публика на флоте как была, так и остаётся разношёрстная и суровая, и со слабым характером там долго не проработаешь. Также списывают на берег из-за профнепригодности.

Что это значит? В том случае, когда человек не был готов ни теоретически и практически, ни морально и физически к подобной работе, сформировав себе находясь на берегу, неверное и ошибочное представление о морской профессии и жизни моряка. Флот и берег вообще два разных мира, да и не только они.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Флот флоту, тоже рознь!

Начнём с самого начала. Очень часто идут в море не по зову сердца и за романтикой, а для того чтобы заработать. Каждый делает свой выбор и имеет на это полное право. Но только нужно учитывать несколько важных моментов. Работа на теплоходе длится от 4 до 12 месяцев за контракт, а то бывает и больше. Мне приходилось и по 18 месяцев работать, да ещё в придачу на стареньком небольшом контейнеровозе по Индонезии, трамвайчике как мы их называли. Вдали от берега, дома, семьи и друзей. Не всегда на новом теплоходе, а порой без кондиционера, где-нибудь в тропиках под палящим солнцем и при повышенной влажности. Можно добавить ещё шторма со всеми вытекающими, и возможность сгинуть от какой-нибудь тропической болячки, или спиться с годами и провести остаток жизни в нищете, а может и в психиатрической клинике.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Но не будем сгущать краски, бывает по-разному. Надеюсь всё сложится у Вас хорошо. Прекрасная карьера, отличный дом на берегу с автомобилем в гараже и яхтой у причала. Приятный счёт в банке вместе с любящей семьёй. Хотя семья и флот не всегда совместимы, это тоже нужно учитывать в начале карьеры. Чтобы потом сюрпризов меньше было. Как кому предначертано. У каждого, свой путь и судьба. Перед тем, как идти на флот, какую бы специальность Вы не выбрали, будь то моториста- матроса, механика или штурмана, или любую другую.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Мой Вам совет №2: Желательно в начале поработать на судоремонтно-судостроительном предприятии, вспомогательном или каботажном флоте.

Приобретая предварительный, подобный опыт, Вы заложите отличный и крепкий фундамент для будущего специалиста, познакомитесь с новым миром. Пройдёте через ремонты и эксплуатацию. Что позволит уверенно чувствовать себя в первом рейсе и не быть списанным на берег через пару месяцев, с чёрной печатью в документах. Да, такой путь намного сложнее и занимает больше времени, и отличается от того, что Вам могут предложить. Но он проверенный и надёжный, по которому прошло не одно поколение моряков, и я в их числе.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Теперь разберёмся, что значит, флот-флоту рознь.

Давайте коснёмся сейчас именно коммерческого. Как я упоминал уже в этой статье, флот бывает: вспомогательный, каботажный, рыболовецкий, торговый, туристический (круизные лайнеры), флот близкого, среднего и дальнего районов плавания. От того, куда забросит Вас судьба, будет очень многое зависеть в будущей карьере. Можно пойти на буксир в порт или механические мастерские, и застрять там навсегда, или возить на судах, типа река-море, всю жизнь уголь с песком по речкам и вдоль берега. Или вечно сидеть на линейных домашних теплоходах, и так не разу не выйти в открытый Океан, не пересечь Экватор и не сделать первую кругосветку.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Был не один раз в рейсах, с моряками, которые по 15-20 лет дальше Средиземного моря никуда не выходили и чувствовали себя прекрасно. Я лично так не смог, и поэтому работал в разных компаниях и регионах, по всему белу свету. На судах разных типов, водоизмещением от 3 000 до 400 000, совершив за это время множество кругосветок, побывав практически во всех прибрежных странах и не только. Сказать, что за всё это время было только хорошее и замечательное, значит сказать не правду. Через многое пришлось пройти. Слава Богу остался жив и не окончательно свихнулся.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Флот дал мне мне профессию и сделал человеком.

Можно проработать 30 лет, и больше и так ничего толком и не увидеть, не испытать и не понять. Встречал на своём пути моряков, которые за 2-3 первых рейса, пошли через такое, и горели, и тонули, и в плену побывали, что другие за всю свою карьеру подобного и близко не встречали.

Кстати, сейчас появилось новое поколение моряков, которые сразу начали работать на новых, современных судах, с автоматизированными и компьютеризованными системами управления, даже вахту не требуется стоять. Но к глубокому сожалению, не имея опыта судоремонта и эксплуатации судов с постоянным несением вахты, на старых теплоходах с вышедшими или вообще отсутствующими какими-либо системами ДАУ (системы дистанционного автоматизированного управления), где приходиться управлять двигателями и обслуживающими их системами, вспомогательными механизмами и установками, буквально в ручном режиме в разных условиях, начиная от прохождения проливов и заканчивая аварийной эксплуатацией в штормовых условиях.
Фото из личного архива
Фото из личного архива

И к чему это привело?

Случись какая-нибудь авария в рейсе, поломка, или возникнет нестандартная ситуация, они ничего толком не могут сделать, даже насос простейший поршневой или центробежный перебрать, мот-очистку сделать или заполнить хладагентом холодильную установку и систему кондиционирования воздуха, проложить курс не с помощью компьютера, а с помощью карт и звёздного неба. Стоит электронике выйти из строя как современные экипажи становятся похожими на слепых беспомощных котят. И хочу заметить–это не их вина, а влияние новой системы на флот. А отсюда и такое количество аварий и крушений за последнее время. То краны в порту снесут, то котёл взлетит на воздух, то врежутся друг в друга посреди Тихого Океана, то спалят или утопят теплоход. И таких случаев всё больше и больше. Да ещё экипажи подсокращали до недопустимого минимума, там, где должно быть 25 человек для должного обеспечения морской безопасности и безопасности мореплавания, оставили 10-12 человек.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Флот ошибок и слабости не прощает!

В заключении, вот Вам мои советы, Уважаемые представители морских профессий:

  1. Учите, зубрите день и ночь Английский язык, как разговорный, так и технический. Без него на флоте никак не обойтись сейчас, да и собеседование в серьёзных компаниях достойно пройдёте и в числе первых попадёте на большой флот.
  2. Разошлите как можно больше грамотно заполненных анкет в разные компании и крюинговые агентства, надоедайте им в прямом смысле слова, чаще появляйтесь в самих компаниях лично.
  3. Соглашайтесь на кадетские программы, должности практикантов на судне, начните карьеру с рядового состава чтобы стать достойным офицером.
  4. Не платите денег на перёд никому за отправку в рейс, порядочные компании, крюинги и агенты этого не требуют, судовладелец им и так за Вас достойно платит.
  5. Очень внимательно читайте контракт перед подписанием, а по возможности покажите морскому юристу, чтобы потом не оказаться в добровольном рабстве и без денег, а без контракта вообще не отправляйтесь на теплоход!
  6. Никогда не покупайте не каких морских документов, а добросовестно учитесь, получая потом настоящие дипломы. Их подлинность легко проверить, это лишь вопрос времени, когда тайное станет явным.
  7. Приобретайте смежные дополнительные специальности: слесаря, токаря, сварщика, электрика, электронщика, программиста, повара.
  8. Получайте хорошее образование в морских учебных заведениях или на морских курсах, главное, чтобы там хорошая учебная база была и преподаватели из действующего или бывшего плав состава, с возможностью прохождения достойной плав практики.
  9. Занимайтесь самообразованием, больше читайте и узнавайте.
  10. Поработайте пару лет на судоремонтно-судостроительном предприятии, в механических мастерских, вспомогательном или каботажном флоте. Так будет легче и в первый рейс уйти и работать потом.
  11. Пройдите подготовку в тренажёрных морских центрах как спасатель, пожарный, а также пройдите курсы по оказанию врачебной помощи, врачей на современном флоте тоже нет.

Всё это поможет в своё время не только Вам.

И последнее что хочу сказать, в любой ситуации оставайтесь человеком, проявляйте понимание и терпение, уважение к другим людям. Пусть в Вашем сердце живёт Любовь и доброта!

Желаю Всем успехов и удачи на выбранном пути!!! И пусть хранит Вас Бог.

Автор фото и статьи Геннадий Дорофеев

Механик дальнего плавания

Задавайте вопросы, подписывайтесь на канал, пишите в тематических чатах на странице.

Читайте также: Какой самый красивый морской пролив в мире? Пролив Босфор в Турции! Собираемся в путешествие!

Ремонт Главного Двигателя на корабле, прямо в море! Как перебрать сальник штока?

Ураган в Индийском Океане. Как выжить во время шторма, посреди океана и не сойти потом с ума.

Фото из личного архива
Фото из личного архива