Найти тему
Aella

Почему человека в депрессии важно сначала привести в норму (а потом уже типировать)

Уточню - под нормой подразумевается норма психологическая, это важно. То есть, если налицо ангедония (ничего не интересно), апатия (ничего не хочу), абулия (ничего не могу) - это не норма по одной простой причине. Человеку паршиво.

(И спасибо греческому языку за легкость запоминания вот этой всей терминологии).

Окей, допустим, это крайние формы. Чаще человек что-то да может, только сильно меньше, чем раньше, и с куда большими усилиями. Что тоже некомфортно. Вообще я не люблю слова "нормально" и "ненормально", я люблю слова "комфортно, адаптивно" и "некомфортно, неадаптивно". У человека с депрессией адаптация нарушается, и с точки зрения комфорта без депрессии ему куда лучше, чем с ней.

И еще есть один момент ради которого я все это и пишу. Личностные характеристики человека с депрессией стерты. Конечно, не до конца, но по сравнению с тем, что было до - они стерты, да. Процесс мышления подгоняется под общий стандарт больных депрессией. Вот какой бы не был гений до - во время когнитивные ошибки этого человека точно такие же, как и у всех остальных.

Что значит "когнитивные ошибки"? Ошибки мышления, да (звучит как капитан Очевидность). Они стандартные. "Я ничтожество". "Я ни на что не способен". "Я ничего не могу". "У меня ничего не получится". Почему это ошибки?

Потому что, скажем, утверждение "Я ничего не могу" с точки зрения реальности является ложным всегда. Нет людей, которые не могут совсем ничего. И да, именно этим занимаются КПТшники (сорри за профессиональный жаргон, когнитивно-поведенческие терапевты) - помогают человеку доказать ложность его собственных ошибок мышления.

(Они любые могут быть, например - "Если мой ребенок пойдет через дорогу. его обязательно задавит машина").

Если говорить о типировании, то... кто читал мои посты про негативизм-позитивизм и объективизм-субъективизм? Так вот, мышление больных депрессией - на один манер. Оно становится черно-белым (даже скорее черным), более субъективным, лучше замечающим недостатки (особенно собственные) и хуже - достоинства. Так что понятно, что человек становится больше похож на негативиста и субъективиста (даже если изначально был совсем другим).

Теперь про экстраверсию-интроверсию. Экстраверт в депрессии становится больше похож на интроверта. Понятно, почему? Он меньше взаимодействует с окружающим миром, потому что больше боится, у него меньше сил, меньше желания, все и сразу или по отдельности (но чаще все и сразу).

Дальше. Теперь про этику и логику. Особенно про этику. Особенно про этику эмоций. Мы же помним, что с эмоциями у больных депрессией все не очень? Даже не в том смысле, что они преимущественно отрицательные. Их мало, они упрощаются. Если с этим изначально было так себе алекситимией можно и без депрессии страдать - менее заметно. Но если у человека вся жизнь построена на работе лицом выражении своих эмоций, понимании чужих, поддержании эмоционального фона - то заметно сильно.

(Проблемы по этике отношений не так в глаза бросаются, во-первых, интровертная функция сама по себе, во-вторых, специфика другая).

Логика. В принципе, из перечисления когнитивных ошибок уже заметно, что тут не так. Но стоит заметить, что с чистой логикой, особенно с системной логикой, все может оставаться довольно продуктивно. Понимание алгоритмов, задач, схем теряется медленнее, чем понимание эмоций разумеется, если это изначально было сильной стороной. Вот деловая логика страдает сильнее - она все же связана с объективизмом и умением видеть контекст. Но и тут изменения могут быть менее заметны, чем в случае этики эмоций если, скажем, контекст долго не меняется и можно какое-то время работать на автопилоте.

Сенсорика. Вот здесь будет весело. Ну, на самом деле, грустно, потому что... кто внимательно читал первый абзац? Запомните слово "абулия". В переводе с греческого "безволие". Это прямое противоречие сути сенсорики власти - воля к действию, особенно в экстремальных ситуациях. Поэтому здесь искажения будут очень сильные.

Если говорить о сенсорике уюта - тут интересный вопрос. С одной стороны, одной из характерных черт депрессии считается забивание на быт. Вплоть до того, что нет сил вымыть голову и принять душ. С другой... в реальной практике это чаще встречалось в тех случаях, когда сенсорика уюта изначально не была сильной стороной. Было не очень, стало еще хуже.

Это, кстати, универсальное правило - где тонко, там рвется. Правда, в этом смысле типированию особенных помех не создается, мешает в основном искажение по сильным сторонам. Попробуй еще разгляди сильную этику эмоций или сенсорику власти, когда человек в депрессии. То же самое про экстраверсию.

Ии... последний вопрос (я и так уже затянула). Зачем в такой ситуации вообще человека типировать? Примерно за тем же, что и собирать анамнез вообще. Определение сильных сторон бывает важно для работы с теми самыми когнитивными ошибками. "Я ничего не могу" - "Есть вещи, которые вы можете - вот это, это и это".

(И, даже если прямо сейчас человек не может это взять и сделать, наличие положительного опыта в принципе и напоминание о нем может помочь переключиться).

#типа психология #депрессия #сильные стороны #cоционика #когнитивные ошибки #когнитивные искажения #этика эмоций #личностные искажения #болтовня #длинныйпост