Найти тему
Klunzilla

Основные идеи "позитивной психологии" Мартина Селигмана (критический обзор)

Мартин Селигман
Мартин Селигман

На данный момент на русском языке опубликованы несколько книг Мартина Селигмана, отца-основателя "позитивной психологии" и автора известного почти каждому термина "выученная беспомощность".

Пожалуй, одна из известных книг автора и самая первая переведенная книга на русский язык - "Новая позитивная психология” (София, 2006), позже она переиздавалась под названием "В поисках счастья” (МИФ, 2011). Выходили также на русском языке книги “Как научиться оптимизму” (Альпина Паблишер, 2013) и "Путь к процветанию" (МИФ, 2013). Все эти книги я прочел и спешу подлелиться своими мыслями по поводу их содержания. Возможно, были и другие книги, но, полагаю, указанных выше для общего представления будет вполне предостаточно.

Несмотря на академический бэкграунд автора и обилие ссылок на научные исследования, каких-либо содержательных идей в книгах крайне мало. Основной тезис, от которого отталкивается автор и вокруг которого крутится содержание его книг, - нужно всегда быть позитивным, т.е. оптимистом, т.к. это: 1) обеспечит вам долголетие; 2) меньшую подверженность некоторыми заболеваниями (включая инфекционные); 3) обеспечит вам обилие дружеских контактов и полезных связей; 4) даст вам потрясающие возможности для самореализации; 5) и самое главное - даст вам счастье.

Начинает Селигман с того, что эмоциональные реакции, в т.ч. пессимизм и оптимизм, склонность к депресии и т.д., скорее всего, передаются генетически, в силу чего одни люди не нуждаются в его советах, а другие, напротив, должны прилагать максимальные усилия, чтобы пересилить то самое генетическое давление на эмоции. Таким образом, Селигман как бы сразу отсекает некоторую часть аудитории. Для оставшихся (т.е. пессимистов) советы самые разные, вплоть до того, что автор, например, советует не чураться разного рода удовольствий, которые помогают гасить негативный эмоциональный фон (есть сладости, смотреть телевизор и т.д.), но это скорее как приятное дополнение.

На самом деле, Селигман приводит массу советов и методик того, как добиться позитивного отношения к жизни. В книгах много анкет для диагностики своего состояния и шагов по исправлению ситуации. Почти все эти методики укладываются в русло т.н. "когнитивной терапии", основанной на том, что не эмоции определяют мысли человека, а наоборот. Иными словами, если вы песимистично (и зачастую ложно) оценивает какие-либо перспективы, то можете наскрести себе на целую депрессию, а объективная (совпадающая с оптимистичной) оценка таких перспектив может дать обратный эффект. Он пишет: “Единственный выход для каждого из нас изменить образ своего мышления, переписать прошлое, избавившись от негативных воспоминаний”. Иными словами, нужно заниматься переинтерпретацией (рефреймингом) пессимистических мыслей и воспоминаний в выгодном ключе. Обычно любые ситуации можно трактовать либо как полезные для человека (объективная оценка совпадает с оптимистичными ожиданиями), либо как не такие трагичные, как они воспринимаются (пессимистичная оценка является объективной).

С этой же идей связана и обнаруженная им лабораторно "выученная беспомощность", состояние, когда после некоторых попыток человек (или животное) перестает предпринимать какие-либо действия, чтобы решить проблему, считая их бесперспективными (тогда как на самом деле это не так). Формирование пессимизма у человека он связывает именно с выученной беспомощностью. Если исходить из того, что люди обычно трактуют разные для себя ситуации необъективно, то отказ от борьбы является прямой дорогой к необоснованой депрессии и апатии, что заставляет человека быть менее активным при решении и других проблем, что только усугубляет его общее состояние. Определить, склонны ли вы к выученной беспомощности можно просто (хотя на самом деле методики он предлагает разные): вам надо спросить себя, как вы оцениваете ваше влияние на свою судьбу. Если вы считаете, что плывете в море обстоятельств, определяющих ваш путь, то тогда вы гарантированно могли бы стать пациентом Селигмана, а если считаете, что вы сами отвечаете за свою судьбу, то, скорее всего, вы по жизни оптимист и не нуждаетесь в психотерапии. Еще один критерий оценки пессимизма у человека - анализ его речи. Пессимисты обычно пользуются категоричными суждениями - "всегда", "никогда", "все" и т.д. Так как в жизни есть мало чего, что описывалось бы в таких однозначных формулировках, то это говорит об ангажированности человека, причем ангажрован он - пессимизмом. Наконец, пессимисты любят заниматься самокопанием, обмусоливанием жизненных ситуаций, что не есть хорошо, т.к. виноватым всегда на выходе у них будет сам этот человек - он будет неоднократно прокручивать ситуации, выискивая свои ошибки (не то сказал или сделал, не туда пошел, не то купил и т.д.).

Мне также показался любопытным фрагмент в одной из книг, касающийся эффективности антидепрессантов. Селигман полагает, что это паллиатив, равно как и психотерапевтическая помощь как таковая. В последнем случае психотерапевты могут эффективно вытащить человека из депрессии, но это долго и дорого, а страховка (очевидно, в США, про нас не говорю вообще) этого не покрывает. Это, кстати, он использует как оправдание "позитивной психологии" - она требует только работы над самим собой. В одной из книг он и вовсе пишет, что некоторые депрессии не поддаются лечению, т.к. психотерапевт не может дать человеку счастья, оно обретается лишь сменой образа жизни и более широким контекстом, что находится вне власти врача. Он пишет: “Практический урок позитивной психологии заключается в том, что истинное психическое здоровье - еще не отсутствие психического заболевания”.

Говоря о счастье, которое не может дать врач, Селигман, например, утверждает со ссылкой на исследования, что религиозные люди более счастливы, чем атеисты. Богатые тоже счастливее, нежели бедные, однако корреляция между счастьем и богатством пропадает по достижении некоторого порога, выше которого деньги уже не приносят счастья. В книгах есть и другие интересные корреляции. Иными словами, формируемый человеком контекст его жизни (его счастье - более широко) может быть воссоздан только им самим, психотерапевт едва ли будет советовать вам есть мороженое, ходить в церковь или найти себе богатого мужа.

Селигман (и это похвально) остается максимально добросовестным исследователем и указывает, что депрессивные люди (пессимисты по натуре) часто более интеллектуальны, реалистичны, объективны и не витают в облаках, что нередко оборачивается для них выгодой, когда им приходится решать стоящие перед ними задачи - вовремя обратиться ко врачу (и здесь уже речь не про психотерапевта), не предпринять сомнительные и рискованные действия и т.д. (теория депрессивной объективности). Пессимизм и оптимизм Селигман считает эволюционными адаптациями, которые не нужно разводить как противоположности, но нужно использовать их умело: “Я всецело за реализм, если речь идет о познаваемой реальности, которая не зависит от наших ожиданий. Когда же ваши ожидания влияют на реальность, забудьте про реализм!”. Разумно, не правда ли? Хотя это несколько противоречит общему пафосу оптимизма в книгах автора.

Каковы мои общие впечатления? Скорее - неоднозначные. Кстати, некоторые авторы, тот же Майкл Шермер (тоже известный автор), критиковали Селигмана за однобокий и наивный подход, так что я не одинок. И здесь с Шермером можно было бы согласиться, ведь оптимизм можно заменить, например, цинизмом и смысл книг особо не поменяется. Ведь тогда как хорошо быть циничным - вы будете здоровее, увереннее в себе, найдете себе выгодных друзей и т.д. Только вот назвать свой метод "циничной психологией" никто не решается, а "позитивной" вполне себе (на лавры Селигмана не претендую). Однако же и полезное зерно в идеях автора тоже есть. Сложно не согласиться с идеей, что значительная часть людей превратно оценивает и собственную жизнь, и собственные перспективы, нагнетая себе депрессию очередной порция негатива. Если прочтение Селигмана хотя бы одного из них исправит и сделает оптимистом, то цель автора достигнута, а потому и критика в его адрес будет лишена смысла.