.
.
Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится (Откр.17:8)
.
В свидетельстве Ангела о звере, носящем блудницу и имеющем «семь голов и десять рогов», утверждается, что ап. Иоанн уже видел этого зверя ранее, но не поясняется, о каком именно эпизоде идет речь: о только что представленной тайнозрителю панораме, где на звере сидела блудница; или о видениях главы 11, где шла речь о «звере, выходящем из бездны» (Откр.11:7); или о видениях главы 13, где тайнозритель, встав «на песке морском», видел зверя, который не назывался «багряным», но имел те же семь голов и десять рогов (Откр.13:1).
(Этот вопрос, возможно, и не имел бы существенного значения, если бы среди множества попыток истолковать свидетельства Откровения не преобладали версии, разделяющие «зверя из бездны», «зверя из моря» и «багряного зверя», на котором сидит блудница, на три разных «зверя»)
Конечно, в отношении вопроса, когда именно тайнозритель видел этого зверя, самой логичной выглядит версия, согласно которой Ангел ссылается на только что явленное тайнозрителю «видение в пустыне». Однако это видение пока не выглядит законченным, а свидетельство Ангела о том, что зверь блудницы «преисполнен именами богохульными» и «выйдет из бездны», в точности соответствует событиям из главы 11 и главы 13 (сравн. Откр.17:3, Откр.17:8 и Откр.11:7, Откр.13:1). Так что и «багряный зверь» из главы 17, и «зверь, выходящий из бездны» в главе 11, и «зверь, выходящий из моря» в главе 13, в значительной степени подобны друг другу, — а характеристика «зверь, которого ты видел» выглядит простой и понятной только в том случае, если относится не к какому-то одному из трех вышеупомянутых видений, но ко всем «звериным» проявлениям в совокупности.
С другой стороны, на подобное утверждение можно возразить, что зверь из главы 17 представляется «исчезнувшим» и «вновь появившимся» («зверь был, и нет его, и выйдет из бездны…», Откр.17:8), — а «зверь из моря», описанный в главе 13, никуда не исчезал и «заново» ниоткуда не выходил.
Однако об одной из голов «зверя из моря» было сказано, что она была смертельно ранена, а затем «исцелела» (Откр.13:3), а «бездна», как уже отмечалось ранее, в библейском смысле соответствует понятию «морских глубин», — поэтому при условии, что смертельная рана, нанесенная одной из голов «зверя из моря», отправила эту голову в бездну подобно тому, как это произошло с фараоном при исходе Израиля из Египта, и отмеченное в главе 13 «исцеление» есть не что иное, как «возвращение из бездны» .
Кроме того, о единстве вышеупомянутых «звериных» образов свидетельствует и «удивление не вписанных в книгу жизни» (Откр.17:8), которое прямо соответствует «удивлению всей земли», связанному с появлением зверя, выходящего из моря, сравн.:
И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? (Откр.13:3-4)
.
А поскольку подобие в удивлении предполагает подобие и во всех последующих реакциях (т.е. и в словах, и в действиях), — при появлении зверя, который «был, и нет его, и выйдет из бездны», должно исполниться и пророчество из главы 13, согласно которому конечным объектом нечестивого поклонения должен стать «дракон», то есть сам враг рода человеческого (Откр.13:3).
Другими словами, общее для трех разных глав (Откр.11, Откр.13 и Откр.17) упоминание семиголового зверя (Откр.13 и Откр.17), который в последние дни ветхого мира появляется из бездны (Откр.11, Откр.17), символизирует возвращение в мир «духовного египта» и собирает в единую панораму все связанные с этим образом события, а именно умерщвление «зверем из бездны» двух последних светильников-свидетелей (Откр.11:7), временную победу зверя со смертельно раненой головой, имеющего силу и власть дракона (Откр.13:2-3, Откр.13:7) — и видение «блудницы на звере», которое заканчивается умерщвлением блудницы (Откр.17:16).
(В этом смысле в свидетельствах главы 17 читается пророческое противопоставление «святых и… свидетелей Иисусовых», сохранивших «верность до смерти», Откр.17:6-7, Откр.12:11, — и причастников нечестивой блудницы, причем такое противопоставление во всех смыслах подобно прорисованному пророком Захарией противостоянию «светильника на двух маслинах» и «нечестивой противоположности» золотого светильника, то есть «женщины в ефе», которая была «запечатана свинцом» и «отнесена в Вавилон», Зах.4 – Зах.5)
Более того, о единстве всех вышеупомянутых «звериных» образов свидетельствует и то обстоятельство, что «зверь из бездны» после умерщвления двух пророков далее в главе 11 не упоминается, то есть формально «остается безнаказанным» (при том, что главу 11 венчает образ Второго Пришествия Спасителя), — а глава 17 говорит о погибели, которая ожидает зверя после выхода из бездны («…и выйдет из бездны, и пойдет в погибель», Откр.17:8), однако «умалчивает» о том, что его погибель прямо связана с седьмой трубой и Вторым Пришествием Спасителя.
Так что при рассмотрении всех вышеупомянутых свидетельств не по-отдельности, а в совокупности, и преступления «зверя из бездны», и его уничтожение, и Второе Пришествие Спасителя занимают в панораме событий те самые места, которые в точности соответствуют всем библейским свидетельствам о конце времен:
И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя (Дан.9:27)
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф.25:41)
.
Отдельно можно отметить, что «вся земля» (Откр.13:3) и «живущие на земле» в отношении небесных свидетельств и небесных персонажей ничего не видят и практически ничего не понимают (то есть не имеют ни соответствующих «глаз», ни «духовных ушей»), — однако когда речь заходит о звере, именно «живущие на земле» (а так во всех свидетельствах книги Откровение именуются те, чьи имена не записаны в книгу жизни) не просто видят зверя, но и удивляются тому, что он «был, и нет его, и явится», то есть осознают происходящее и несут ответственность за сделанный выбор.
Что касается не сказанного в главе 17 буквально, но прямо вытекающего из сказанного, — вполне очевидно, что те, чьи имена записаны в книгу жизни, ни исчезновению зверя, ни его повторному появлению не удивляются. Поэтому нет сомнений, что христиане подготовлены к настоящим и грядущим событиям даже в том случае, если они не имеют однозначных истолкований представленных в книге Откровение образов и иносказаний.
.
................................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Почему зверь из бездны называется «восьмым», но «из числа семи»? (Откр.17:9-11)
Предыдущая статья: Что означает общность тайны «жены и зверя»? (Откр.17:7)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)