Найти тему

О поклонах дракону и зверю, описанных в книге Откровение Иоанна Богослова

Оглавление

С учетом тех смыслов и свидетельств, которые были обозначены в предыдущих публикациях, загадочное «начертание зверя» и «число 666» можно рассматривать как образ-свидетельство о душевной и духовной порочности, свойственной всякому человеку, не принимающему и не разделяющему совершенного закона Нового Завета.

Причем весьма знаменательно, что очень похожее свидетельство представлено в книге Откровение в противопоставлении различных поклонов, которые или совершают, или будут совершать, или не должны совершать персонажи различных пророческих видений.

С одной стороны, речь в таких эпизодах идет о торжественном благочестивом поклонении, которое совершается в Небесном храме, где люди и Ангелы кланяются:

А с другой стороны, то есть в явном негативном смысле, упоминаются те, кто поклонился:

И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? (Откр.13:3-4)
И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? (Откр.13:3-4)

При этом вполне очевидно, что нечестивое и порочное поклонение невозможно на небе, и ограничено исключительно поднебесным миром, сравн.:

низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр.12:9)

Что касается тех, кто, пребывая во плоти, не принимал участия в беззаконном поклонении, но даже под угрозой смерти возвещал миру Божественные Истины (сравн. – «отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи», Мф.4:10), — такие свидетели и мученики представляются в Откровении «обезглавленными», но «ожившими» и «царствующими со Христом» (Откр.20:4).

Кроме того, можно заметить, что обозначенные в книге Откровение противоположные по самой сути поклонения продолжают и завершают целую череду знаменательных библейских свидетельств, прорисованных в образах и события времен Ветхого Завета.

Так, например, когда пророк Моисей получал Божественное откровение на горе Синай, весь народ, ожидавший пророка «под горою» в течение сорока дней, сделал себе золотого истукана и поклонился ему как богу. При этом сам предмет нечестивого поклонения, то есть золотой телец, был изготовлен из «золотых серег», который народ вынес в своих ушах из рабства в Египте (Исх.32:2-4), — так что в образном смысле изготовленный израильтянами идол воплотил в себе те «египетские ценности» (т.е. принципы, убеждения, представления и т.д.), которые народ «наработал» и «накопил» за долгие годы своего греховного рабства.

Другими словами, несмотря на то, что ведо́мый Господом народ вышел из Египта, освободился от рабства и перешел «аки посуху» расступившееся море, а фараон и все его войско были в это море «ввергнуты» (сравн. – «пойте Господу, высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» и т.д., Исх.15:1-21), — после чудесного избавления от смертельной опасности те принципы и правила, которые сохранялись израильтянами «в собственных ушах», вновь погрузили Израиль в пучину идолопоклонства. Причем случилось это отступление очень быстро, и не по причине смертельной угрозы или отчаяния, — но в угоду «безобидному» человеческому желанию «есть», «пить» и «играть» (Исх.32:6, Исх.32:18-19).

(То знаменательное обстоятельство, что Моисей стер золотого тельца в прах, и сжег в огне, и растворил в воде, и дал пить эту воду всему народу, сравн. Исх.32:20, также находит отражение в книге Откровение и будет рассматриваться в дальнейших публикациях)

И точно такие же смыслы прорисованы в главе 13 книги Откровение (Откр.13:1-3, Откр.13:11-15), где один зверь, до этого пораженный в голову, выходит «из моря» (т.е. из того места, куда был «ввержен» фараон со всем своим войском), — а другой, восстающий «из земли», обольщает весь мир, склоняя «живущих на земле» изготовить для себя нечто такое, что выступит для них подобием ветхозаветного золотого тельца:

И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя (Откр.13:14-15)

И хотя в отличие от событий ветхозаветного Исхода образ «поверженного зверя», изготовленный людьми во времена Нового Завета, не остается «бездушным изваянием», но «обретает дух», то есть возможность «говорить и действовать», общие принципы и сама суть нечестивого поклонения «собственным ценностям» от этого не изменяются. И в результате уже после того, как «египетский зверь», то есть извечный враг рода человеческого, был поражен в голову Самим Спасителем (сравн. «рану от меча» в Откр.13:3, Откр.13:14; «меч» и «плен» как образы Египта и Вавилона в Откр.13:10, и т.д.), люди сами «восстанавливают» для себя и в себе его «звериный» образ (Откр.13:11-15), — и, продолжая «говорить и действовать» по законам разрушенного Спасителем греховного рабства, принимают «на чело и на руку» соответствующее «рабское» начертание (Откр.13:16-17).

Более того, после «собственноручного» изготовления неверующим человечеством «одухотворенного тельца», представляющего пораженного в голову «египетского» зверя (сравн. – Пс.73:13-15), в «мире сем» складывается ситуация, когда прямое и очевидное поклонение дракону (Откр.13:3) и «зверю» (Откр.13:4, Откр.13:8) в духовном смысле ничем не отличается от поклонения «образу зверя» (Откр.13:15) и от принятия «начертания зверя» (Откр.14:9, Откр.14:11, Откр.16:2, Откр.19:20, Откр.20:4), — то есть от самой обычной жизни, протекающей по греховным законам, принципам и правилам, навязанным человечеству низверженным с неба диаволом (Ин.12:31, Ин.16:11, Еф.2:2).

Соответственно, и та духовная брань, которую должны повести и в которой должны победить уверовавшие в Спасителя, начинается с того, с чем они сталкиваются в первую очередь. А именно — с борьбы против того нечестивого начертания, контуры которого человек имеет в самом себе через законы ветхой (греховной) природы, унаследованной им от древнего «египетского рабства».

И только при условии, что христианин побеждает в этой малой брани, — он будет в силах противостоять глобальному «образу зверя», воплощенному в словах и действиях тех, кто принадлежит «миру сему», и поклонился «дракону» и «зверю», и принимает активное участие в «изготовлении» и «одухотворении» их нечестивых образов.

И в таком же смысле представлена в книге Откровение полнота христианской победы, которая не ограничивается одним противником, так что в результате побежденными оказываются и сам зверь, и «образ его», и «начертание его», и «число имени его» (Откр.15:2). Причем буквально тут же победившие всю совокупность нечестивых «зверей», «образов» и «начертаний» предстают перед тайнозрителем стоящими «на море» и поющими особую «пасхальную» песнь («поют песнь Моисея… и песнь Агнца…», Откр.15:2-3), — то есть в точности так, как после поражения фараона и его войска стоял «над морем» пророк Моисей (Исх.15:1-21).

А это означает, что христианская духовная победа, о которой свидетельствует книга Откровение, является прямым продолжением совершившейся Новозаветной Пасхи, дарующей в Господе-Агнце спасение от «вселенского Египта» и открывающей перед человеком обетование Вечной Жизни.

(Здесь можно еще раз отметить, что христианская победа, возвещенная в Откр.15:2, в буквальном смысле выглядит «сложной», ведь она одержана одновременно и над «зверем», и над «образом зверя», и над «его начертанием», и над «числом его имени», так что в рамках обычной мирской логики практически невозможно ни сформулировать, о чем идет речь, ни уразуметь, как должна выглядеть эта всеобъемлющая духовная победа.

И дело не только в том, что весь «набор» нечестивых образов, имен, чисел и начертаний побеждается во вселенском духовном противостоянии не выборочно, и не по отдельности, а в совокупности, — но и в том, что «персонифицировать» даже «первого врага», то есть «образ зверя», до такой степени, чтобы повести с ним брань и победить, у человека, находящегося вне Церкви, попросту не получится.

Что касается «начертаний зверя», которые накладываются на руку и на чело, — если не воспринимать эти понятия в новозаветном смысле, одержать победу над таким «неодушевленным» врагом нет никакой возможности как минимум по той причине, что в качестве букв и цифр ни одна надпись не способна вести против человека реальные «боевые действия».

Другими словами, в отвлеченных образах и формальных начертаниях нет и не может быть противника, над которым возможно было бы одержать буквальную, и при этом духовно значимую победу.

И совсем другое дело, если в различных «звериных начертаниях» обозначено порочное внутреннее содержание и нечестивые устремления самого человека: поскольку, как уже говорилось в предыдущей публикации, свойственные ветхой природе страсти и похоти ведут человека к погибели и выступают непримиримыми противниками Христа, веры и Церкви, — победа над таким врагом означает победу над самой смертью, сравн. – Откр.20:4)

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Продавцы и покупатели вселенского духовного торга

Предыдущая статья: Как страсти и похоти складываются в человеке в число 666 и становятся «начертанием зверя»?

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #буквальные и образные смыслы книги Откровение #зверь из моря и зверь из земли в книге Откровение глава 13 #что значит поклониться образу зверя, Откр.13:15 #что значит принять начертание зверя, Откр.13:17-18