Найти в Дзене

О поклонах дракону и зверю, описанных в книге Откровение Иоанна Богослова

Оглавление

.

С учетом тех образных свидетельств, которые были обозначены в предыдущих публикациях, загадочное «начертание зверя» и «число 666» можно рассматривать как знамение душевной и духовной порочности, свойственной всякому человеку, не принимающему и не разделяющему совершенного закона Нового Завета.

И точно такие же смыслы читаются в противопоставлении различных поклонов, которые или совершают, или будут совершать, или не должны совершать различные персонажи, упоминаемые в видениях и свидетельствах книги Откровение.

С одной стороны, речь в таких эпизодах идет о торжественном благочестивом поклонении, которое совершается в Небесном храме, где люди и Ангелы кланяются:

.

А с другой стороны, то есть в явном негативном смысле, упоминаются те, кто поклонился:

  • многочисленным «бесам и… идолам» (Откр.9:20-21)

.

И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? (Откр.13:3-4)
И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? (Откр.13:3-4)

.

При этом вполне очевидно, что подобное нечестивое поклонение невозможно на небе, и ограничено поднебесным миром, сравн.:

низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр.12:9)

.

Что касается тех, кто, пребывая во плоти, не принимал участия в беззаконном поклонении, но даже под угрозой смерти возвещал миру Божественные Истины (сравн. – «отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи», Мф.4:10), — такие свидетели и мученики представляются в Откровении «обезглавленными», но «ожившими и царствующими со Христом» (Откр.20:4).

Кроме того, можно заметить, что обозначенные в книге Откровение противоположные по самой сути поклонения продолжают и завершают целую череду знаменательных библейских свидетельств, прорисованных в образах и события времен Ветхого Завета.

Так, например, когда пророк Моисей получал Божественное откровение на горе Синай, весь народ, ожидавший пророка «под горою» в течение сорока дней, сделал себе золотого истукана и поклонился ему как богу. При этом сам предмет нечестивого поклонения, то есть золотой телец, был изготовлен из «золотых серег», который народ вынес в своих ушах из рабства в Египте (Исх.32:2-4), — так что в образном смысле изготовленный израильтянами идол воплотил в себе те «египетские ценности» (т.е. принципы, убеждения, представления и т.д.), которые народ «наработал» и «накопил» за долгие годы своего греховного рабства.

Другими словами, несмотря на то, что ведо́мый Господом народ вышел из Египта, освободился от рабства и перешел «аки посуху» расступившееся море, а фараон и все его войско были в это море «ввергнуты» (сравн. – «пойте Господу, высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» и т.д., Исх.15:1-21), — после чудесного избавления от смертельной опасности те принципы и правила, которые сохранялись израильтянами «в собственных ушах», вновь погрузили Израиль в пучину идолопоклонства. Причем случилось это отступление очень быстро, и не по причине смертельной угрозы или отчаяния, — но в угоду «безобидному» человеческому желанию «есть», «пить» и «играть» (Исх.32:6, Исх.32:18-19).

(То знаменательное обстоятельство, что Моисей стер золотого тельца в прах, и сжег в огне, и растворил в воде, и дал пить эту воду всему народу, сравн. Исх.32:20, также находит отражение в книге Откровение и будет рассматриваться в дальнейших публикациях)

И точно такие же смыслы прорисованы в главе 13 книги Откровение (Откр.13:1-3, Откр.13:11-15), где один зверь, до этого пораженный в голову, выходит «из моря» (т.е. из того места, куда был «ввержен» фараон со всем своим войском), — а другой, восстающий «из земли», обольщает весь мир, склоняя «живущих на земле» изготовить для себя нечто подобное ветхозаветному золотому тельцу:

И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя (Откр.13:14-15)

.

И хотя в отличие от событий ветхозаветного Исхода образ «поверженного зверя», изготовленный людьми во времена Нового Завета, не остается «бездушным изваянием», но «обретает дух», то есть возможность «говорить и действовать», общие принципы и сама суть поклонения собственным греховным ценностям от этого не изменяются. И в результате уже после того, как «египетский зверь», то есть извечный враг рода человеческого, был поражен в голову Самим Спасителем (сравн. «рану от меча» в Откр.13:3, Откр.13:14; «меч» и «плен» как образы Египта и Вавилона в Откр.13:10, и т.д.), люди сами «восстанавливают» для себя и в себе его «звериный» образ (Откр.13:11-15), — и, продолжая «говорить и действовать» по законам разрушенного Спасителем греховного рабства, принимают «на чело и на руку» соответствующее «рабское» начертание (Откр.13:16-17).

Более того, после «собственноручного» изготовления неверующим человечеством «одухотворенного тельца», представляющего пораженного в голову «египетского» зверя (сравн. – Пс.73:13-15), в «мире сем» складывается ситуация, когда прямое и очевидное поклонение дракону (Откр.13:3) и «зверю» (Откр.13:4, Откр.13:8) в духовном смысле ничем не отличается от поклонения «образу зверя» (Откр.13:15) и от принятия «начертания зверя» (Откр.14:9, Откр.14:11, Откр.16:2, Откр.19:20, Откр.20:4), — то есть от самой обычной жизни, протекающей по греховным законам, принципам и правилам, навязанным человечеству низверженным с неба диаволом (Ин.12:31, Ин.16:11, Еф.2:2).

Соответственно, и та духовная брань, которую должны повести и в которой должны победить уверовавшие в Спасителя, начинается с того, с чем они сталкиваются в первую очередь. А именно — с борьбы против того нечестивого начертания, контуры которого человек имеет в самом себе через законы ветхой (греховной) природы, унаследованной им от древнего «египетского рабства». И только при условии, что христианин побеждает в этой малой брани, — он будет в силах противостоять глобальному «образу зверя», воплощенному в словах и действиях тех, кто принадлежит «миру сему», и поклонился «дракону» и «зверю», и принимает активное участие в «изготовлении» и «одухотворении» их нечестивых образов.

И в таком же смысле представлена в книге Откровение полнота христианской победы, которая не ограничивается одним противником, так что в результате побежденными оказываются и сам зверь, и «образ его», и «начертание его», и «число имени его» (Откр.15:2). Причем буквально тут же победившие всю совокупность нечестивых «зверей», «образов» и «начертаний» предстают перед тайнозрителем стоящими «на море» и поющими особую «пасхальную» песнь («поют песнь Моисея… и песнь Агнца…», Откр.15:2-3), — то есть занимают то же положение, в котором после поражения фараона и его войска стоял над морем пророк Моисей (Исх.15:1-21).

А это означает, что христианская духовная победа, о которой свидетельствует книга Откровение, является прямым продолжением совершившейся Новозаветной Пасхи, дарующей в Господе-Агнце спасение от «вселенского Египта» и открывающей перед человеком обетование Вечной Жизни.

(Здесь можно еще раз отметить, что христианская победа, возвещенная в Откр.15:2, в буквальном смысле выглядит «сложной», ведь она одержана одновременно и над «зверем», и над «образом зверя», и над «его начертанием», и над «числом его имени», так что в рамках обычной мирской логики невозможно ни сформулировать, о чем идет речь, ни уразуметь, как должна выглядеть эта всеобъемлющая духовная победа.

И дело не только в том, что во вселенском духовном противостоянии весь «набор» нечестивых образов, имен, чисел и начертаний побеждается не выборочно, и не по отдельности, а в совокупности, — но и в том, что «персонифицировать» даже «первого врага», то есть «образ зверя», до такой степени, чтобы повести с ним брань и победить, у человека, находящегося вне Церкви, попросту не получится.

Что касается «начертаний зверя», которые накладываются на руку и на чело, — если не воспринимать эти понятия в новозаветном смысле, одержать победу над таким «неодушевленным» врагом нет никакой возможности как минимум по той причине, что ни буквы, ни цифры не способны вести против человека реальные «боевые действия».

Другими словами, в отвлеченных образах и формальных начертаниях нет и не может быть противника, над которым возможно было бы одержать буквальную, и при этом духовно значимую победу.

И совсем другое дело, если в различных «звериных начертаниях» обозначено порочное внутреннее содержание и нечестивые устремления самого человека: поскольку, как уже говорилось в предыдущей публикации, присущие ветхой природе страсти и похоти ведут человека к погибели и выступают непримиримыми противниками Христа, веры и Церкви, — победа над таким врагом означает победу над самой смертью, сравн. – Откр.20:4)

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Продавцы и покупатели вселенского духовного торга

Предыдущая статья: Как страсти и похоти складываются в человеке в число 666 и становятся «начертанием зверя»?

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #буквальные и образные смыслы книги Откровение #зверь из моря и зверь из земли в книге Откровение глава 13 #что значит поклониться образу зверя, Откр.13:15 #что значит принять начертание зверя, Откр.13:17-18