Найти в Дзене

Два различных свидетельства книги Откровение

. . В предыдущей публикации достаточно подробно обсуждался вопрос, почему прикровенные смыслы книги Откровение не являются ни новым, ни «тайным» знанием, но представляют собой неотъемлемую и естественную часть публичного свидетельства Церкви Христовой. Однако осознание пророческих свидетельств последней книги Св. Писания возможно только для тех, кто принимает и разделяет верой все без исключения новозаветные истины, которые возвещаются Церковью в простоте слова. А это, в частности, означает, что достаточно очевидные различия между двумя частями книги Откровение обусловлены в том числе и разницей в тех «смысловых языках», посредством которых Спаситель обращается к Своей Возлюбленной Церкви с одной стороны, — и к миру нечестия с другой. Первая часть, — «Послание семи церквям», — обращается к «имеющим уши», то есть к способным не только слышать, но и допускать к осознанию обличительные смыслы и истины Благовестия. Причем новозаветное духовное соответствие между пророческим словом Отк
Оглавление

.

.

В предыдущей публикации достаточно подробно обсуждался вопрос, почему прикровенные смыслы книги Откровение не являются ни новым, ни «тайным» знанием, но представляют собой неотъемлемую и естественную часть публичного свидетельства Церкви Христовой.

Однако осознание пророческих свидетельств последней книги Св. Писания возможно только для тех, кто принимает и разделяет верой все без исключения новозаветные истины, которые возвещаются Церковью в простоте слова.

А это, в частности, означает, что достаточно очевидные различия между двумя частями книги Откровение обусловлены в том числе и разницей в тех «смысловых языках», посредством которых Спаситель обращается к Своей Возлюбленной Церкви с одной стороны, — и к миру нечестия с другой.

Первая часть, — «Послание семи церквям», — обращается к «имеющим уши», то есть к способным не только слышать, но и допускать к осознанию обличительные смыслы и истины Благовестия. Причем новозаветное духовное соответствие между пророческим словом Откровения и его адресатами отмечается в «Послании семи церквям» символичные семь раз:

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам (Откр.2:7 и т.д.)

.

Кроме того, поскольку «Послание семи церквям» является Личным обращением Господа к Его Возлюбленной Церкви (сравн. – «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю», Откр.3:19), — и звучит это послание на простом и понятном языке новозаветной проповеди, наставления и благословения.

При этом мир нечестия и неверия ничего существенного из сказанного таким языком ни услышать, ни принять не может, и не потому, что новозаветные смыслы сложны, или каким-то образом «зашифрованы», — но по той причине, что у отвергающих Спасителя отсутствует соответствующий этим смыслам чувственный орган, позволяющий допускать христианские свидетельства не только до ума, но и в самые сокровенные «внутренние пределы»:

Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр.4:12)

Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого (2 Кор.4:3-4)

.

И, тем не менее, те, кто не имеют «духовных ушей» и отводят умственный взор от простого, ясного и, что очень важно, мирного (Рим.12:18, Евр.12:14) свидетельства Новозаветной Церкви, не оставлен Господом без второго библейского свидетельства (сравн. – Быт.41:32), прорисованного в «Пророческих видениях ап. Иоанна Богослова».

Это свидетельство облечено в книге Откровение в различные образы и иносказания, но не ограничено письменным словом и вне зависимости от индивидуальных способностей к его восприятию воплощается в видимый мир не в букве, а в действии, как неслучайные бесконечные бедствия, неотступно сопровождающие весь исторический путь неверующего человечества.

Соответственно, несмотря на то, что словесные образы Откровения мир в истинном смысле не осознает, — и наблюдать это слово воочию, и ощущать его действие на себе, приходится буквально каждому человеку. Причем происходит это независимо от веры или неверия отдельных людей, не исключая и тех, кто не способен уразуметь ни причины, ни последствия того, что происходит с ними и вокруг них всю их «сознательную» жизнь.

Очевидно, что это вселенское действенное свидетельство отнюдь не мирное, — однако и несет его миру не Церковь Христова.

Поскольку воплощенное в действие слово Откровения есть самый явный из возможных в новозаветные времена способ обращения Самого Господа к тем самым «внешним», для которых мирное слово бывает только в притчах (сравн. –Мф.13:9-16), — и облекается такое обращение не в буквы и слова, но в действенные формы (устар. – «глаголы») осуждения и наказания, которые достигают адресатов не через словесные увещевания, а через реальное вкушение ими различных горьких плодов своего нечестия и неверия, сравн.:

Если же они будут отказываться брать чашу из руки твоей, чтобы пить, то скажи им: так говорит Господь Саваоф: вы непременно будете пить. Ибо вот на город сей, на котором наречено имя Мое, Я начинаю наводить бедствие; и вы ли останетесь ненаказанными? Нет, не останетесь ненаказанными; ибо Я призываю меч на всех живущих на земле, говорит Господь Саваоф (Иер.24:28-29)

(В образном смысле такое обращение можно уподобить персту с Небес, которым на глазах у нечестивых и беззаконников на треснувшей стене ветхого мира пишутся загадочные для них слова слова «мене, текел, упарсин», свидетельствующие о неотвратимости Божественного возмездия, Дан.5:23-25)

.

Однако те, кто отвергает мирную новозаветную проповедь, не только лишены слуха, но и бесчувственны, поэтому они не ощущают боли от обращенного к ним второго небесного свидетельства, сравн.:

И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем (Ис.42:25)

.

И уж тем более никто из беззаконников не в состоянии осознать, что все потрясения и наказания служат миру во благо, так как и до сего дня обращают некоторых людей к Господу. А пока в среде человечества не иссякли спасающиеся, — в существовании ветхого мира присутствует высший Божественный смысл, и Сам Господь охраняет его от самоуничтожения ради тех, кто еще не утратил шансы уверовать, покаяться, войти в народ Божий и проследовать за Ним в Божественную вечность (сравн. – 2 Пет.3:9).

Таким образом, можно утверждать, что «Послание семи церквям» в самом общем смысле есть прямое обращение Господа к тем, кого Он знает Лично (сравн. – «…твердое основание Божие стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих, 2 Тим.2:19), — поэтому оно не только по форме, но и по смыслу может быть адресовано исключительно членам Его Церкви (а это и индивидуальные наставления, и «адресные» научения, и увещевания к терпению, и призывы к бодрствованию, и обличения к исправлению, и даже обетования «побеждающему»).

А «Пророческие видения Иоанна Богослова» выглядят пророческой притчей, адресованной всему без исключения человечеству, как уверовавшим, так и не уверовавшим, в которой события показываются, но не объясняются (как, например, «иди и смотри», «и увидел я…» и т.д.). При этом ни упреков и обличений, ни призывов к исправлению и покаянию, ни новозаветных обетований в некоторых сюжетах второй части Откровения в явном виде нет, — и в этом аспекте «Пророческие видения» очевидно отличаются от понятных и привычных всем верующим новозаветных текстов, соответствующих призыву «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием…» (2 Тим.4:2).

Другими словами, в книге Откровение явлены два различных новозаветных свидетельства, первое из которых призвано укреплять и поддерживать Церковь в ее бескомпромиссной духовной брани, — а другое адресовано всему поднебесному миру, причем каждое из этих свидетельств исполняет слово Спасителя «проповедано будет Евангелие… по всей вселенной…» (Мф.24:14).

(К слову, вполне возможно, что в наше время возвещение Евангелия «даже до края земли» уже совершилось. Однако с учетом того, что понятия «слышать», «услышать» и «послушать» имеют вполне очевидные отличия, ожидать при этом всемирного расцвета христианской веры нет никаких оснований, ведь в Мф.24:14 говорится не об уверовании и покаянии всего мира, но о проповеди «во свидетельство всем народам», то есть о публичном возвещении смыслов и истин, которое могут быть не только приняты, но и отвергнуты, сравн. – Ин.12:38-40)

Так или иначе, поскольку мир сей не в состоянии принять свидетельство о Господе и Спасителе как слово жизни и слово истины, допущенное к уразумению и осознанию, — обличения, научения и наставления из «Послания семи Церквям» не будут услышаны живущими на земле до самого последнего дня.

А за плотной завесой образности, свойственной второй части книги Откровение, и потрясающие мир события, и его собственная конечная участь до самого последнего мгновения останутся для неверующих не истолкованной притчей и тайной за семью печатями, сравн.:

Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего (Ин.8:43)

.

Что касается Церкви Христовой, — она разумеет язык библейских образов, и слышит каждое небесное обращение, и не перестает прямо свидетельствовать миру о том, что с ним уже происходит и что его еще ожидает. Так что в конце времен никто из представших на Последний суд не сможет сказать, что он не слышал или не понял тех простых для осознания упреков и обличений, которые обнажали господствующие в мире грехи и похоти и призывали «живущих на земле» обратиться, покаяться и уверовать в Евангелие (сравн. – Откр.11:10).

При этом в духовном измерении два различных свидетельства книги Откровение имеют единый и цельный новозаветный смысл, промыслительно представленный ап. Павлом в образе «благоухания Христова», которое воспринимается верующими как «запах живительный в жизнь», — а неверующими и беззаконниками как «запах на смерть»:

Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? (2 Кор.2:15-16)

.

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Почему ереси и неверие не позволяют верно воспринимать книгу Откровение?

Предыдущая статья: Почему для разумения свидетельств Откровения недостаточно обычных земных понятий?

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #как понять Откровение Иоанна #общая структура книги Откровение #послание семи церквям книги Откровение #свидетельство Церкви и свидетельство миру #почему на землю постоянно приходят бедствия