.
В предыдущей публикации достаточно подробно обсуждался вопрос, почему прикровенные смыслы книги Откровение не являются ни «новым», ни «тайным» знанием, но представляют собой неотъемлемую часть публичного свидетельства Церкви Христовой.
Однако осознание пророческих свидетельств последней книги Св. Писания возможно для человека только при условии, что он принимает и разделяет верой все без исключения новозаветные истины, которые возвещаются Церковью в простоте слова.
А это, в частности, означает, что достаточно очевидные различия между двумя частями книги Откровение обусловлены в том числе и разницей в едином по сути новозаветном свидетельстве, которое возвещается «миру сему» и Церкви Христовой посредством двух разных «смысловых языков».
Первая часть, — «Послание семи церквям», — обращается к «имеющим уши», то есть к тем, кто способен слышать и допускать к осознанию обличительные смыслы и истины Благовестия. Причем определенное «духовное соответствие» между новозаветным пророческим словом и его адресатами отмечается в первой части книги Откровение символичные семь раз:
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам (Откр.2:7 и т.д.)
.
Кроме того, поскольку «Послание семи церквям» является Личным обращением Господа к Его Возлюбленной Церкви (сравн. – «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю», Откр.3:19), — и звучит это послание на простом и понятном языке наставительной проповеди, благовестия и благословения.
При этом мир, лежащий во зле, ничего существенного из сказанного таким языком ни услышать, ни принять не может, и не потому, что евангельские смыслы сложны, или каким-то образом «зашифрованы», — но по той причине, что у отвергающих Спасителя отсутствует соответствующий этим смыслам «чувственный орган», способный воспринимать христианское свидетельство не только умом, но и сердцем, то есть «всем своим существом»:
Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого (2 Кор.4:3-4)
.
И, тем не менее, мир нечестия и неверия, который не имеет «духовных ушей» и отводит умственный взор от простого, ясного и, что очень важно, мирного (Рим.12:18, Евр.12:14) свидетельства Церкви, не оставлен Господом без второго библейского свидетельства (сравн. – Быт.41:32).
Это свидетельство облечено в книге Откровение в различные образы и иносказания, но не ограничено письменным словом и вне зависимости от способности к его восприятию отдельными людьми неизбежно воплощается в видимый мир не в букве, а в действии, как неслучайные бесконечные бедствия, неотступно сопровождающие весь исторический путь неверующего человечества.
Соответственно, несмотря на то, что прорисованные в «Пророческих видениях» словесные образы мир в истинном смысле не осознает, — и наблюдать это слово воочию, и ощущать его действие на себе, приходится буквально каждому человеку. Причем происходит это независимо от индивидуальной способности к восприятию новозаветных смыслов со стороны конкретных людей, не исключая и тех, кто не способен уразуметь ни причины, ни последствия того, что происходит с ними и вокруг них всю их «сознательную» жизнь.
Очевидно, что это осязаемое действенное свидетельство отнюдь не мирное, — однако и несет его миру не Церковь Христова.
Воплощенное в действие слово Откровения есть самый явный из возможных в новозаветные времена способ обращения Самого Господа к тем самым «внешним», для которых мирное слово бывает только в притчах. Поэтому и облечено такое обращение не в буквы и слова, — а в действенные формы (устар. – «глаголы») осуждения и наказания, которые достигают адресатов не через словесные увещевания, а через реальное вкушение ими горьких плодов своего нечестия и неверия, сравн.:
Если же они будут отказываться брать чашу из руки твоей, чтобы пить, то скажи им: так говорит Господь Саваоф: вы непременно будете пить. Ибо вот на город сей, на котором наречено имя Мое, Я начинаю наводить бедствие; и вы ли останетесь ненаказанными? Нет, не останетесь ненаказанными; ибо Я призываю меч на всех живущих на земле, говорит Господь Саваоф (Иер.24:28-29)
(В образном смысле такое обращение можно уподобить персту с Небес, которым на глазах у нечестивых и беззаконников на треснувшей стене ветхого мира пишутся загадочные для них слова слова «мене, текел, упарсин», свидетельствующие о неотвратимости Божественного возмездия, Дан.5:23-25)
Однако те, кто отвергает мирную проповедь, исходящую из уст Церкви Христовой, не только лишены слуха, но и бесчувственны, поэтому они не ощущают боли от обращенного к ним «второго небесного свидетельства», сравн.:
И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем (Ис.42:25)
И уж тем более никто из беззаконников не в состоянии осознать, что все приходящие свыше наказания служат миру во благо, так как и до сего дня обращают некоторых людей к Господу. А пока в среде человечества не иссякли спасающиеся, — в существовании «мира сего» остается высший Божественный смысл, и Сам Господь охраняет его от самоуничтожения ради тех, кто еще не утратил шансы уверовать, покаяться, войти в народ Божий и проследовать за Ним в Божественную вечность (сравн. – 2 Пет.3:9).
Таким образом, можно утверждать, что «Послание семи церквям» в самом общем смысле есть прямое обращение Господа к тем, кого Он знает Лично (сравн. – «…твердое основание Божие стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих"», 2 Тим.2:19), — поэтому в нем содержатся свидетельства, которые не только по форме, но и по смыслу могут быть адресованы исключительно членам Его Церкви (в т.ч. индивидуальные наставления, «адресные» научения, увещевания к терпению, призывы к бодрствованию, обличения к исправлению и даже обетования «побеждающему»).
А «Пророческие видения Иоанна Богослова» выглядят «пророческой притчей», адресованной всему без исключения человечеству, как уверовавшим, так и не уверовавшим, где события облекаются в иносказательные формы, которые показываются, но не объясняются (как, например, «иди и смотри», «и увидел я…» и т.д.). При этом ни научений, ни призывов к исправлению и покаянию, ни новозаветных обетований в некоторых сюжетах второй части Откровения в явном виде нет, — и в этом аспекте «Пророческие видения» очевидно отличаются от понятных и привычных всем верующим новозаветных текстов, соответствующих призыву «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием…» (2 Тим.4:2).
Другими словами, в книге Откровение явлены два различных новозаветных свидетельства, первое из которых призвано укреплять и поддерживать Церковь в ее бескомпромиссной духовной брани, — а другое адресовано миру, погрязшему в нечестии и беззаконии (в том числе и во исполнение слова Спасителя «проповедано будет Евангелие… по всей вселенной…», Мф.24:14).
(К слову, вполне возможно, что в наше время возвещение Евангелия «по всей земле» уже совершилось. Однако с учетом того, что «слышать», «услышать» и «послушать» — это совершенно разные понятия, ожидать при этом всемирного расцвета христианской веры нет никаких оснований, так как в Мф.24:14 говорится не об уверовании и покаянии всего мира, но о проповеди «во свидетельство всем народам», то есть об утверждении в мире смыслов и истин, которое могут быть не только приняты, но и отвергнуты, сравн. – Ин.12:38-40)
Так или иначе, поскольку «мир сей» не в состоянии принять свидетельство о Господе и Спасителе именно как слово Благовестия; как нечто приемлемое для себя и допущенное к уразумению и осознанию, — обличения, научения и наставления из «Послания семи Церквям» не будут услышаны «живущими на земле» до самого последнего дня.
А за плотной «завесой образности», свойственной второй части книги Откровение, и потрясающие мир трагические события, и его конечная участь до самого последнего мгновения останутся для неверующих не истолкованной притчей и тайной за семью печатями, сравн.:
Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего (Ин.8:43)
.
Что касается Церкви Христовой, — она слышит каждое из небесных обращений, и разумеет язык библейских образов, и не перестает прямо свидетельствовать миру о том, что с ним уже происходит и что его еще ожидает. Так что в конце времен никто из представших на Последний суд не сможет сказать, что он «не слышал» или «не понял» тех простых для осознания упреков и обличений, которые все новозаветные времена обнажали господствующие в мире грехи и похоти и призывали «живущих на земле» обратиться, покаяться и уверовать в Евангелие (сравн. – Откр.11:10).
При этом в духовном измерении два различных свидетельства книги Откровение имеют единый и цельный новозаветный смысл, блестяще представленный ап. Павлом в образе «благоухания Христова», которое воспринимается верующими как «запах живительный в жизнь», — а неверующими и беззаконниками как «запах... на смерть»:
Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? (2 Кор.2:15-16)
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Почему ереси и неверие не позволяют верно воспринимать книгу Откровение?
Предыдущая статья: Почему для разумения свидетельств Откровения недостаточно обычных земных понятий?
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #как понять Откровение Иоанна #общая структура книги Откровение #послание семи церквям книги Откровение #свидетельство Церкви и свидетельство миру #почему на землю постоянно приходят бедствия