Найти тему

Как созидаются панорамы смыслов книги Откровение?

Оглавление

Как уже отмечалось в предыдущей публикации, разговор об иносказательных смыслах священных текстов невозможен без учета так называемых «устойчивых образов», — то есть образов, посредством которых в различных эпизодах Св. Писания обозначается или одно и то же понятие, или понятия с очень близкими (родственными) смыслами. При этом очень важно, что иносказательные значения, которые сохраняются за такими образами в самых различных комбинациях библейских свидетельств, были «контурно» обозначены еще в ветхозаветных писаниях, — однако смысловую полноту и пророческую завершенность обрели только в свете Новозаветного Откровения.

Море и облака, солнце и луна, а в некоторых случаях даже города и государства имеют в Св. Писании не только буквальный, но и образный смысл
Море и облака, солнце и луна, а в некоторых случаях даже города и государства имеют в Св. Писании не только буквальный, но и образный смысл

.

В качестве самых очевидных примеров устойчивых образов Св. Писания можно упомянуть «облака» или «облако», которые в иносказательном смысле указывают на Божественную Славу; «мед» как образ Благовестия; «дождь» как образ дарования Божественной благодати, и т.д.

Кроме того, следует отметить, что библейские устойчивые образы могут обозначать не только отдельные и обособленные понятия (как в приведенных выше примерах). Такие образы могут быть достаточно сложными, и прорисовывать самые глобальные вселенские события, а также целые системы связанных между собой понятий.

Так или иначе, с учетом того, что различных устойчивых образов в Св. Писании великое множество, перечислить все свойственные этим образам возвышенные смыслы практически невозможно (как и о том, что совершил Господь, сказано: «…если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг», Ин.21:25). Так что те библейские образы, которые не играют решающей роли в созидании сюжетных линий книги Откровения, придется оставить без должного рассмотрения.

Однако поскольку некоторые устойчивые образы не просто связаны с пророческими видениями Откровения некоторым подобием, но определяют смыслы и отдельных знаменательных событий, и целых сюжетов, — для разумения новозаветных свидетельств, представленных в последней книге Св. Писания, необходимо хотя бы в самых общих чертах обозначить те «сложные» библейские образы, которые являются:

  • самыми значимыми (в смысле масштаба и «исторического веса» этих образов в свое время и в тех обстоятельствах, где они присутствовали не как иносказания, а как «прямые» понятия в их первом, и/или буквальном, и/или историческом значении)
  • самыми «емкими» (в смысле количества знаменательных событий, деталей и обстоятельств, прямо или косвенно связанных с такими образами)
  • самыми «устойчивыми» (в смысле количества обращений к этим образам в книгах Ветхого и Нового Заветов)

.

Библейские образы конечных судеб мира и человечества

Прорисованные в ветхозаветных пророчествах «всеобщие» устойчивые образы конечных судеб мира и человечества представляют собой череду буквальных исторических событий, связанных с отдельными городами и/или народами, прошлое и будущее которых во многом соответствует тем глобальным потрясениям, которые совершатся в конце времен в масштабах всего мироздания.

Очевидно, что подобные пророчества имеют ценность и как достоверные исторические тексты, описывающие совершение Божественного Замысла в отношении целых государств и народов, — и как вернейшие пророческие свидетельства, оценивающие мотивы, действия и состояния тех, кто представлял в библейских событиях ту или иную действующую сторону. Однако в контексте обсуждаемой темы самым важным аспектом таких свидетельств являются образно-предначертательные смыслы, указывающие на положение и состояние всего человечества и на самые существенные признаки приближения Суда Последнего дня, при совершении которого все человечество будет окончательно разделено на спасенных и погибших.

(К глобальным пророческим образам, представляющим весь мир и все человечество, относятся не только «заглавные» понятия, т.е. «Содом», «Египет», «Вавилон» и т.д., но и все действующие лица, и все детали происходящих в то время событий, и все «второстепенные» обстоятельства, связанные с основными линиями событий.

Другими словами, каждая деталь и каждая подробность, упоминаемая «внутри» глобальных устойчивых образов, имеет не только буквальный, но и иносказательный смысл, и приоткрывает различные аспекты той невидимой духовной брани, которая совершается в поднебесном мире во времена Нового Завета)

Отдельно следует отметить, что поскольку в буквально-историческом смысле все обсуждаемые события абсолютно реальны, и каждое из них начиналось, развивалось и приходило к логическому завершению в конкретном географическом месте и в своем «астрономическом» времени, — череда этих событий имеет вполне определенную хронологию. Однако буквальные библейские события есть лишь локальные эпизоды в достаточно богатой истории мира и человечества, — поэтому их «земная» хронология мало что добавляет к обозначенным через них всеобщим пророческим смыслам.

При этом в качестве пророческого иносказания каждое предначертательное библейское событие обретает вселенский масштаб и как бы «возносится над временем», — так что территории и времена, на которые указывают подобные свидетельства, простираются до границ обитаемого мира и до последнего дня ветхого творения.

Итак, к глобальным библейским образам мира и человечества, которые упоминаются или подразумеваются в видениях и свидетельствах книги Откровение, можно отнести:

.

Спасение Господом праведного Лота с семьей — и уничтожение Содома (Быт.13 — Быт.19)

В новозаветном смысле уничтожение Содома и «окрестных городов» есть образ конечной участи ветхой земли и населяющих ее беззаконников, которая ожидает их в самом конце времен (сравн. – Иуд.7).

А праведный Лот, сначала спасенный от греховного безумия нечестивцев «внутри» города, а затем выведенный из Содома и поэтому не уничтоженный вместе с беззаконниками огнем с неба, есть предначертательный образ новозаветного народа Божьего, который отделился от мира нечестия и встал на путь спасения.

.

Египетское рабство Израиля, исход Израиля из Египта — и потопление в море фараона со всем его войском (Исх.2 – Исх.15)

Египетское царство времен ветхозаветного Исхода является одним из собирательных образов ветхого мира и неверующего человечества, пребывающего в жестоком греховном рабстве (т.е. вне Нового Завета), — а народ Израиля, который выводит из рабства пророк Моисей, есть пророческий образ Церкви Христовой, идущей за Своим Спасителем к Вечным Божественным Обетованиям (сравн. – Деян.2:38-40).

При этом путь спасения, открывшийся для народа Божьего в событиях Нового Завета, также пролегает через пустыню, но уже не буквальную, а «пророческую», — а той пищей, которая даруется переходящим эту духовную пустыню, выступает чудесная «новозаветная манна» (Ин.6:48-58, сравн. – «…побеждающему дам вкушать сокровенную манну…», Откр.2:17; «А жена убежала в пустыню…чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней», Откр.12:6).

Что касается «фараона египетского», который всеми силами пытался удержать народ Израиля в своей злой власти, — в этом образе прорисован самый первый и непримиримый враг рода человеческого, т.е. «древний змей», склонивший прародителей ко греху в Эдемском саду. Именно этот нечистый персонаж вместе со своим войском (которое есть образ «мира сего») преследует уходящий от него Новозаветный Израиль и стремится вернуть его в греховное рабство, — но, как и фараон Египта, находит в итоге только собственную погибель (сравн. – «И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия», Откр.12:14; «И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку…», Откр.12:15, и т.д.).

.

Переход через Иордан, вход Израиля в землю обетованную — и разрушение (падение) Иерихона (Ис.Нав.1 – Ис.Нав.6)

Нечестивый город Иерихон, а также все события, связанные с его осадой, являются еще одним образом ветхого мира и плотского человечества, прорисованным в пророческой перспективе библейского конца времен.

В рамках этого образа буквальные ополчения Израиля обозначают Святое Небесное воинство, которое в Последний день ветхого мира сойдет за Господом с неба и разрушит мир греха и царство плоти.

В образе «стен Иерихона», которые падут при седьмой трубе, представлены «основания» и «стихии» ветхого мира (сравн. – 2 Пет.3:10-12, Откр.11:15-17).

А «благоразумная блудница», впустившая в свой дом соглядатаев от воинства Господа еще до начала осады города, есть образ обращения и уверования человека, принимающего проповедь Благовестия.

(Соответственно, после падения стен Иерихона бывшая блудница Раав и все ее близкие не гибнут вместе с прочими жителями «града нечестия», но присоединяются к народу Божьему и становятся его неотъемлемой частью, Ис.Нав.6:24)

.

Вавилонский плен Израиля, возвращение Израиля из плена — и разрушение Вавилона (например, Иер.50 – Иер.51)

В самом общем смысле в образе библейского Вавилона обозначен весь ветхий мир и все человечество.

При этом христиане, которые, как и весь род человеческий, по рождению заключены в склонную ко греху плоть, имеют «небесное гражданство» (Гал.4:26, Еф.2:19-22, Пс.86:5-6), и поэтому в отличие от «природных обитателей Вавилона» всю свою земную жизнь пребывают как будто в «вавилонском плену» (причем находятся в этом плену по доброй воле, но держатся веры и стоят на пути спасения).

Очевидно, что «вселенский Вавилон» имеет глобальный масштаб, и обладает и существенной властью, и несметными богатствами, и способен порождать и поддерживать величайшие соблазны, и т.д., — однако, в отличие от «Египта», он не имеет возможности порабощать уверовавших и отнимать у них закон, надежду и веру.

А через 70 образных лет так или иначе «освобождает» каждого из своих пленников (сравн. – Пс.89:10).

(В числе связанных с Вавилоном библейских свидетельств можно отдельно отметить ветхозаветные события, в результате которых те израильтяне, кто не был послушен слову Божьему и отверг добровольный плен в Вавилоне, стали искать спасения в Египте. Но поскольку «вселенский Египет» пребывает под «змеиной» властью «духовного фараона», — все, кто пытался укрыться в таком царстве, погибли от «меча, голода и моровой язвы», Иер.42:19-22; Иер.43, Откр.6:8, Откр.12:9)

И, тем не менее, за все зло, которое нечестивый Вавилон причинил и причиняет народу Божьему, в конце времен его ожидает неизбежное справедливое возмездие, в результате чего этот «великий город» подобно всем прочим библейским прообразам ветхого мира будет разрушен до основания и предан забвению (Иер.50 – Иер.51; Ис.21:9, Откр.14:8, Откр.18:2 и т.д.).

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков... (вселенские смыслы разрушения Иерусалима)

Предыдущая статья: Почему ереси и неверие не позволяют верно воспринимать книгу Откровение?

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #что такое библейский устойчивый образ #устойчивые образы в Откровении Иоанна #образный смысл уничтожения Содома #образный смысл исхода Израиля из Египта #образный смысл разрушения стен Иерихона #образный смысл вавилонского плена