Секс-вампир в России. Россия, 1996. Режиссер Михаил Бабаханов. Сценаристы: Михаил Бабаханов, Михаил Мамаев. Актеры: Михаил Мамаев, Софья Жемчугова, Юлия Кулакова, Евгения Ивашина, Анна Махова, Алексей Боярко, Надежда Лахова, Михаил Бабаханов и др.
Со времен перестройки секс в отечественном кино был неотъемлемой частью бытовой «чернухи», политической и криминальной «разоблачухи», а акт любви подавался на экране как акт насилия, либо обреченной безысходности.
Зацикленность авторов подобных фильмов на социальных мерзостях отпугивала от них любителей чистой эротики в духе незабвенного сериала о похождениях красотки по имени Эмманюэль.
Но вот и в России в 1990-х появилась лента, построенная на оторванном от бытовых проблем законам "мягких" фильмов для взрослых: минимум диалогов, максимум обнаженной натуры в разнообразных ракурсах любовной игры...
Впрочем, слабые рудименты претензии на нечто большее, чем незамысловатое эротическое развлечение в фильме под интригующим названием «Секс-вампир в России» остались. Сценарист и исполнитель главной роли этого самого секс-вампира Михаил Мамаев не устоял перед соблазном придать простенькой истории о фотографе, успешно заводящем романы с симпатичными девушками, чуть ли не притчевые обертоны…
Александр Федоров, киновед
Сексказка. СССР, 1991. Режиссер Елена Николаева. Сценаристы: Елена Николаева, Алексей Рудаков (по мотивам рассказа Владимира Набокова «Сказка»). Актеры: Людмила Гурченко, Сергей Жигунов, Алёна Лисовская, Ольга Толстецкая, Мария Антипова, Гедиминас Гирдвайнис и др.
То, что фильм Елены Николаевой «Сексказка» соотносится с изящным, легким, изысканным рассказом Владимира Набокова «Сказка» примерно также, как отечественный лимонад «Буратино» с классическим «Пиноккио» Карло Коллоди, ясно, вероятно, любому поклоннику творчества выдающегося русского писателя.
Поэтому я намеренно ухожу от всяческих сравнений экрана и прозы.
Хочу отметить только, что на протяжении всего действия фильма ощущается отсутствие полнокровного сценарного материала. Авторы, по-видимому, не желая дописывать за Набокова диалоги, решили заполнить образовавшиеся паузы (рассказ короткий, а фильм-то полнометражный!) любованием причудливыми декорациями, костюмами, эффектными дымами и туманами...
Что ж, декораторы и художники, в самом деле, поработали отменно. Однако надобно же и нечто иное. К примеру, мастерство актеров.
С этим у авторов, на мой взгляд, вышел парадокс. С одной стороны архиточное попадание в яблочко: пластичная и музыкальная Людмила Гурченко в роли дьявола, соблазняющего красавца юношу игрой эротического желания. По капризу матерой дьяволицы он может выбрать себе до полуночи любое число самых красивых женщин, лишь бы оно не было четным...
С другой стороны, крайне невыразительная игра всех остальных актеров, клиническая антиэмоциональность якобы эротических сцен.
Добавлю сюда плохо записанный звук, вялый монтаж, неоправданную замкнутость действия в интерьерах отеля... Словом, довольно скучно всё вышло...
И это несмотря на блистательную Людмилу Гурченко с ее язвительной иронией, переливами настроений, мимики, жестов и природным чувством стиля...
Александр Федоров, киновед