Дирижабли активно внедрялись в нашу жизнь со второй половины 19 века. Они быстро совершенствовались, изменились устройства балансировки, стали пригодны к разным погодным условиям. Цеппелины построенные в Германии и Австрии уже к 1906 году смогли заинтересовать военных.
После множественных удачных и не удачных дебютов дирижаблей в Первой мировой войне, советские инженеры решили рассмотреть их для использования гражданских целях.
В 1920-е годы советские инженеры стремились быстро восстановить старые российские дирижабли или разработать что-то новое на их основе, но все это заняло много времени.
Первый разработанный дирижабль носил название “Красная звезда”. Он был тестовым проектом и после заполнения газом выполнил только 6 полетов, пробыв в воздухе 15 часов.
В 1923 году в Петрограде был сооружен новый проект - “Октябрь 6”. Он был изготовлен из ненужных и старых материалов имеющихся на складах. Имел длину 40 метров и мощность около 80 кВТ. После нескольких полетов и локальной перевозки небольших грузов оказалось, что оболочка не герметична и дирижабль списали.
Позже, в 1923 году был открыт специальный Воздухцентр, задачей которого была доработка и строительство дирижаблей в России, а также развитие отрасли и поиск клиентов.
Несколько следующих проектов не задались и был объявлен сбор средств по всей стране на строительство новых образцов. Дирижабль “Комсомольская правда” стал одним из первых очень успешных экземпляров, который осуществил более 40 полетов и был необходим для подготовки кадров.
Время показало, что мягкие дирижабли могут использоваться только для учебно-агитационных целей и нужны конструкторские решения, которые уже зарекомендовали себя в Европе. С этой целью в СССР был приглашен итальянский инженер-разработчик полу-жестких дирижаблей У. Нобиле.
За несколько лет уже в 1933 году было разработано 3 дирижабля - СССР В1 В2 (Смольный), В3. Они курсировали на рейсах Москва-Горький-Харьков-Ленинград.
Наиболее крупным стал СССР В-5 имевший объем 2300 куб. метров, через несколько месяцев тестирования он был принят в состав воздушного флота СССР.
Прорывным решением стал СССР В-6, он был построен с использованием зарубежных разработок, усиленной конструкцией “гондолы” и особой оболочкой.
Длина составляла 104 метра, а объем 18 500 кубов. Он должен был использоваться на маршруте Москва-Мурманск для перевозки грузов, но все осложнялось строительством причальных станций.
К 1938 году дирижабль использовали для перевозки несколько крупных грузов из столицы на север. В кризисный для страны момент, он оказался единственным аппаратом, который смог вытащить из беды советских полярников.
В период войны советские дирижабли выполнили почти полторы тысячи полетов по стране, перевозили людей и грузы необходимые промышленности. В то время как самолеты были задействованы на фронте, дирижабли были хорошим решением в тылу и часто эксплуатировались на низких высотах, где было опасно летать немцам.
Несколько было принято на вооружение красной армии. Одним из лучших оказался дирижабль В-12, он выполнил более 900 полетов, перевозил военных, небольшие грузы, а после войны использовался для поиска морских мин.
За время войны дирижабли перевезли не менее 20 000 тон различных грузов. Флот дирижаблей СССР к 1946 году составлял более 25 единиц и являлся одним из самых крупных в мире.