Найти тему
Мир особенных людей

Просто о сложном. Выпускник с ОВЗ и Государственная итоговая аттестация

Вот и вышли мы с вами, друзья, на финишную прямую по подготовке наших особенных ребят к ГИА. Казалось бы, только вчера мы встречались на торжественной линейке 1 сентября, а сегодня уже говорим об экзаменах.

Итак, давайте разберемся в особенностях организации специальных условий для участников ГИА-9 с ОВЗ. 

Фото из открытых источников сети Интернет
Фото из открытых источников сети Интернет

1. Какие условия организации ГИА предусмотрены для ребенка с ОВЗ?

Отметим сначала условия для особенных ребят:

- изменение формы ГИА с ОГЭ (основной государственный экзамен, его сдают нормотипичные дети) на ГВЭ (государственный выпускной экзамен, эту форму могут выбрать выпускники с ОВЗ и/или инвалидностью)

- сокращение количества экзаменов с 4 до 2 обязательных по русскому языку и математике

- увеличение времени: 30 минут на итоговое собеседование, 1,5 часа - на экзамен

- возможность выбора устной формы экзамена при ГВЭ

Теперь рассмотрим специальные условия:

- все вышеперечисленное плюс предоставление ассистента, компьтерная форма сдачи экзамена, размещение в отдельной аудитории, размещение в аудитории на 1 этаже, увеличение освещенности, увеличенный формат контрольно-измерительных материалов, использование звукоусиливающей аппаратуры, организация ППЭ на дому.

-2

2. Кто имеет право на получение основных условий, а кто - на спецусловия?

Важный момент. Для получения основных условий для обучающегося с ОВЗ необходимо вместе с заявлением прикрепить имеющееся заключение ЦПМПК на обучение по АООП на основной уровень образования и/или справку об установлении инвалидности МСЭ. Для организации специальных условий необходимо получение соответствующего заключения ЦПМПК. Обратите внимание: оно действительно в течение года!

3. Ребенок будет сдавать экзамены в своей школе?

Да, в заключении ЦПМПК есть рекомендация: "Прохождение государственной итоговой аттестации на базе образовательной организации". Мы в нашей школе являемся пунктом проведения экзамена в форме ГВЭ и ежегодно направляем письмо в РЦОИ (региональный центр обработки информации) с просьбой о распределении наших выпускников на наш ППЭ. И это очень важный фактор для ребят: дома и стены помогают, здесь они испытывают меньший стресс, чувствуют себя более уверенно, чем это было бы в другой школе.

Фото из открытых источников сети Интернет
Фото из открытых источников сети Интернет

4. Какие специальные условия предусмотрены для Итогового собеседования по русскому языку?

Итоговое собеседование состоится уже 8 февраля, мы помним, что оно является допуском для выпускников 9 класса для участия в Государственной итоговой аттестации. Для обучающихся с ОВЗ предусмотрено увеличение времени на 30 минут и возможность установления минимального балла "5". Для этого необходимо согласование с ГЭК (Государственная экзаменационная комиссия). Мы, как и в случае с распределением на ППЭ, такое письмо направляем в ГЭК каждый год.

Об особенностях проведения итогового собеседования школа должна проинформировать участников и их родителей под подпись.

Фото из открытых источников сети Интернет
Фото из открытых источников сети Интернет

5. Можно ли сочетать формы экзаменов?

Да, согласно пункту 10 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 №189/1513), для лиц с ОВЗ допускается сочетание форм проведения ГИА (ОГЭ и ГВЭ).

6. Для получения спецусловий родителям нужно самостоятельно обращаться в ЦПМПК?

Да, родители могут сами, предварительно ознакомившись с необходимым списком документов на сайте МЦКО (Московский центр качества образования), в разделе ЦПМПК, обратиться в комиссию.

Однако если в школе есть 10 и больше выпускников с особенными потребностями, школа может организовать выездную комиссию ЦПМПК на своей базе. Мы, например, так и делаем. Здесь важно четко соблюдать алгоритм: подача электронной заявки, сбор всех документов, оформление заявки на бумажном носителе, проверка документов в ЦПМПК и, наконец, согласование даты выезда и организация условий для работы комиссии. Муторно, конечно, но комфорт наших ребят и родителей важнее.

Фото из открытых источников сети Интернет
Фото из открытых источников сети Интернет

7. Как организовано питание для детей с ОВЗ?

В пункте проведения экзамена ГВЭ обязательно предусмотрено наличие отдельной аудитории для приема пищи. В ней ребята оставляют принесенную из дома еду. Во время экзамена при необходимости ребенок в сопровождении организатора может посетить аудиторию и поесть или выпить лекарство, например. С ребятами всегда рядом взрослые, которые его поддержат, так что волноваться нечего.

В заключении хочется сказать, что мы, имея многолетний опыт проведения ГВЭ, всегда стараемся с коллегами создать максимально спокойную, дружелюбную атмосферу для наших ребят. Работаем и с родителями: разъясняем, показываем, объясняем, помогаем с подачей документов, ведь зачастую, родители переживают гораздо больше детей, поэтому им так важно чувствовать нашу поддержку и дружеское плечо.

Фото из открытых источников сети Интернет
Фото из открытых источников сети Интернет