— Добавлю для ясности: именно влюбляться, а не любить, — уточняет Лёха, закоперщик многих споров на нашем канале. — Разницу, как и в прошлый раз объяснять не стану. Думаю, что все и так понимают.
— Но какая любовь без влюблённости?
— Хорошая, долгая и счастливая. Сейчас у нас у всех мозги забиты стереотипами, внушёнными шаблонами, от которых совсем непросто избавиться. Плюс травмы личного опыта, но об этом чуть позже.
— Но пару слов про стереотипы скажи.
— Например, меня удивляет слепая уверенность многих, что женщина в первые 6-15-30-60 секунд определяет при первой встрече может ли быть у неё что-то с этим мужчиной. Разница во времени от 6 секунд до минуты появилась от многократного пересказа сего удивительного факта.
— А что не так?
— Всё. Спроси знакомых где и когда они познакомились со своими жёнами-мужьями. Услышишь много интересного. Как поначалу друг друга вообще не воспринимали. Или обратись к советскому кинематографу. Мымра вот прямо сразу поняла, что с Новосельцевым у неё всё будет. И отсылки к тому, что всё это может происходить на подсознательном уровне, просто смешны. А как из подсознательного уровня такое знание в сознание перевести?
— Ну, надо пообщаться, узнать друг друга…
— Ага, за минуту!
— Конечно же нет. Я имею в виду дальнейшее общение, которое всё и прояснит. Но я твою мысль понял, ты в эту байку не веришь.
— Здесь не проблема веры, здесь просто здравый смысл. Он, конечно, тоже подводит довольно часто, но чему же и кому ещё в этом мире доверять?
— Это ты так плавно перешёл к теме нашей беседы?
— Ну а куда же ещё? Я вижу, что тема влюблённости ваших читателей интересует, хотя обсуждали мы пока только мужчин за сорок. Про мужчин я и продолжу, ибо с влюблённостью женщин немножко иначе. Они чаще выступают принимающей стороной. И я просто на эту тему не думал. А вот говоря про мужчин, я упустил одну немаловажную деталь. Определённая часть теряет способность влюбляться в довольно юном возрасте. Причина банальна — неудачная первая любовь. Хотя, может, и не первая, но обязательна наиболее яркая из юношества.
— Ха! Да она у многих неудачная!
— Думаю, что у большинства, в той или иной степени. Тут важно понять насколько травмирующей была ситуация. Я расскажу две истории, хотя на моей памяти их гораздо больше.
Первая с довольно банальным сюжетом. Мой школьный приятель влюбился в одноклассницу. Вместе поступили в институт, встречались, гуляли, всё было невинно, дальше жарких объятий и поцелуев дело не шло. После первого курса он уходит в армию (тогда призывали студентов), она к нему приезжает на присягу, переписываются, вроде всё хорошо. Проходит два года, он возвращается, они встречаются. Букеты, конфеты, шампанское, поцелуи и её заявление: «А ты знаешь, я через месяц замуж выхожу…»
— Действительно банально.
— Да. Только Серёга после этого перестал верить женщинам, а чтобы подтвердить своё убеждение, рога её мужу наставил спустя год или два после их свадьбы. Так, ради интереса.
— Не повезло ему, попалась не та женщина, но зачем обобщать?
— Да он и не обобщал специально, но опыт-то никуда не денешь. Исчезло доверие, а с ним и способность влюбляться. Женщина ведёт с ним любовную переписку, а параллельно готовится к собственной свадьбе. У него полностью перевернулось представление об искренности, возможности доверять. Отношение к женщинам стало чисто потребительским. Я его не видел уже много лет. Но помню, что к 40 годам у него было трое детей от разных женщин и ни одной печати в паспорте о регистрации брака. Ему хватило одного травмирующего опыта, чтобы разучиться не только влюбляться, но и любить. А был романтиком…
— Сейчас тебе скажут, что это его мерзкая сущность наружу выползла. Он всегда таким был.
— Да-да! Носиться в школе и в институте с предметом своего обожания как с писаной торбой, не смотреть по сторонам, не требовать близости от возлюбленной, ибо до свадьбы ни-ни? Однозначно гнилой человечишка!
— Но два года — большой срок. Меняются люди, их окружение. Ну нашла девушка себе более подходящего…
— Мы сейчас не о девушке и её моральном облике. Вообще не берусь её осуждать или оправдывать, а просто показываю причину, по которой один мой знакомый потерял возможность влюбляться. Да, он в чём-то был максималист, поэтому его картина мира и перевернулась так резко. Для него это была очень веская причина… Но я ко второй истории. Тут лямур случился у парня уже после армии. Всё было по-взрослому, подруга объявила ему, что беременна, он уже коляску и кроватку стал присматривать, когда случайно услышал её разговор с подругой, где та делилась сомнениями — за кого ей замуж выходить? То ли за предполагаемого отца ребёнка, то ли за того, кто уже коляску присматривает? Он тогда ко мне с квадратными глазами прибежал и литром «рояля». У него в голове не укладывалось — как его возлюбленная может так цинично себя вести? Но тут история с позитивным продолжением. Он стал очень осторожен с женщинами и мозги при знакомствах не выключал. Что для нашего повествования означает — разучился влюбляться. Годам к тридцати женился по расчёту. Года через три развёлся — расчёт расчётом, а жить-то с ней тоже как-то надо было. Не сложилось. Женился во второй раз. Также по расчёту. А года через три он вдруг понял, что любит жену. Причём любит в правильном понимании — заботится о ней, помогает во всём, не говоря уж о простом уважении. Двое детей, счастливая семья. Но с его собственных слов, влюбляться он разучился, но не любить.
В обоих случаях травмы от первой неудачной любви привели к тому, что парни просто больше не могут влюбиться. Негативный фон гасит эмоции. Это, конечно, происходит не у всех и не всегда, но согласитесь, что причина разучиться влюбляться веская?