Итак М501. Характеристики впечатляющие: дизель, 42 цилиндра в 7 рядов, 143 литра объема, мощность (в разных источниках) от 4, 750 до 6205 лс.
Разрабатывался в СССР на заводе №500 в Тушино под руководством В.М. Яковлева для перспективных бомбардировщиков (так называемый Ту-200, фейковая фотография ниже). Реальный проект 489 должен был выглядеть иначе.
Самолет так и не был создан, все внимание переключилось на реактивную технику. Но двигатель не был забыт и нашел широкое применение на кораблях ВМФ СССР (м503, м504, м507). До сих пор производится в корабельном исполнении на ПАО Звезда (Санкт-Петербург).
Яковлев приступил к проектированию в 1946 году. Двигатель дизельный звездообразный жидкостного охлаждения: 7 рядов по 6 цилиндров в каждом.
Каждый цилиндр имеет 2 впускнух и 2 выпускных клапана.
Распредвал в каждом блоке один, привод вертикальым валом. Выхлоп подается в турбокомпрессор, расположенный в задней части двигателя. Кроме турбокомпрессора, двигатель снабжен односкоростным приводным (от коленчатого вала) нагнетателем.
В 1952 мощность превысила 6000лс, но работы по поршневым бомбардировщикам уже сворачивались. В дальнейшем двигатель был доработан и усилен для применения на кораблях. Так алюминиевый картер был заменен стальным. Наддув также изменился. Приводной турбокомпрессор на малых оборотах работает как приводной нагнетатель (через три гидромуфты), а на высоких как турбокомпрессор. Избыточная мощность при этом передается обратно на коленчатый вал.
Двигатель м504 развитием м503 и имеет два дополнительных ряда цилиндров (итого 56). Наконец м507 представляет собой сдвоенный м504. Итого 112 цилиндров. 8000лс. Вес - 17 т. Применяется на малых ракетных кораблях Каракурт.
А что с конкурентами? Если Ту-200 так и остался на бумаге, то B-36 был успешно создан и производился серийно (384 экземпляра). Он оснащался 6 двигателями Pratt & Whitney R-4360-53 Wasp Major и 4 реактивными. Именно про них было прозвище "Два крутятся, два горят, два дымят, два поперхнулись, а ещё два куда-то делись".
Двигатель R-4360 имел 28 цилиндров в 4 ряла и 3000 лс. Ему принадлежит титул самого большого серийного поршневого двигателя в США. Двигатель воздушного охлаждения, которое так и не удалось довести до ума. Перегрев был хронической болезнью. Мотор не был уникальной разработкой, а входил в семейство Pratt & Whitney Wasp.
Если же говорить о несерийных (произведено 2 шт), то самый большой поршневой мотор в США - Lycoming XR-7755. 36 цилиндров и около 5000 лс. Мотор разрабатывался с нуля и имел оригинальную конструкцию. Когда он был построен время поршневых бомбардировщиков уже закончилось. Один двигатель сохранился в музее.
ps В качестве бонуса м503 на немецком драгстере. Переведен на метанол, новые ГБЦ и множество других изменений.
У создателей есть прекрасный фотоальбом, с множеством фотографий сборки двигателя - https://get.google.com/albumarchive/108556723239090830412/album/AF1QipOeABlWVytgBiI2Fn24W_TuBPEEJ1tZInNtbzKz?source=pwa
Большая часть информации взята с oldmachinepress.com.