Параллельный импорт пока не справляется — российские водители хотят видеть на рынке больше зарубежных автомобилей. Практика 90-х — гнать машины из других стран — становится как никогда актуальна. Правда, правила растаможки с того момента немного изменились. «РосШтрафы» разбирались, сколько придется заплатить, какие есть «подводные камни» и как теперь растаможивать авто за рубежом.
Как говорит статистика от ТАСС, большинство автомобилей, ввозимых в Россию после ухода многих брендов, пригнаны из Германии и Японии. Однако купить машину в другом государстве не так просто, как кажется на первый взгляд.
Что нужно знать
Процедуру растаможивания проходят все автомобили, купленные в других странах. Исключений нет.
Просто приехать и купить машину, например, в Германии, не получится. В процессе будет задействовано множество участников — импортер или официальный дилер, страховые компании, представители таможни, в некоторых ситуациях даже банки.
За что придется платить
Внести все оплаты одним чеком не получится. Желающим купить автомобиль придется потратиться:
- Сбор за таможенное оформление
Обязательный платеж, размер которого зависит исключительно от цены купленного автомобиля.
- Таможенная пошлина
Обязательный платеж, который вносится за право перемещать товар в Россию из других стран. Итоговая сумма пошлины складывается из таможенного тарифа и нескольких критериев: вида авто, объема и типа двигателя.
- Утилизационный сбор
Да, при растаможке нужно сразу же отдать утилизационный сбор. Это платеж, который водитель отдает государству за утилизацию транспорта в соответствии с экологическими нормами.
Его размер зависит от того, кто покупает авто — физическое или юридическое лицо, а также возраста машины.
Расчет утильсбора выполняется по формуле:
Базовая ставка (она равняется 20 тыс. рублей — прим.ред.) х Коэффициент = Сумма сбора
- Акциз
Это косвенный налог в виде фиксированной ставки. Зависит он от мощности двигателя.
- НДС
Налог на добавленную стоимость знаком всем россиянам. Составляет он 20% от общей суммы. Чтобы рассчитать общую сумму, достаточно сложить стоимость авто, акциз и таможенную пошлину.
Как ввозить машины из разных стран
Основное отличие растаможки машин из разных стран — стоимость и требования к автомобилям. Кроме того, с 2023 года российские автомобилисты начали сталкиваться с проблемами логистики и получения нового транспорта.
Страны Евразийского экономического союза
Россияне начали активно закупать автомобили в Казахстане, Беларуси, Армении и Киргизии. Цены там — ниже, а модельный ряд — шире. Даже Lada в этих странах стоит дешевле, чем в России.
Большой плюс в том, что эти страны — международное объединение, которое не подразумевает растаможку. Поэтому сложной и серьезной процедуры подготовки не будет. Достаточно при вывозе машины оплатить утилизационный сбор и показать документы о подключении к «ГЛОНАСС».
Сложности: Россияне не могут вывозить в другие страны суммы больше 10 тыс. долларов. А те, кто решают, что ввоз безнала в рублях — простое и элегантное решение, могут столкнуться с невыгодным курсом и лимитом на снятие наличных. Так, например, в Казахстане эта проблема стоит особенно остро.
Кроме того, есть шанс нарваться на плохой автомобиль. В ряде стран процедура постановки транспорта на учет упрощена. Проводится она без осмотра и сверки данных. Поэтому вместо «нового небитого и некрашеного коня» есть шанс получить старую ржавую развалюху, которая, кроме всего прочего, может быть в залоге.
Страны Европейского союза
Жителям Центральной России удобнее гнать машины из Германии, Франции, Польши или Литвы. Тогда логистика не «съест» огромную часть бюджета.
Однако стоит быть готовым к тому, что заплатить придется буквально за все: утилизационный и таможенный сбор, пошлину, НДС и акциз.
Если денег на новое авто не хватает, можно взять б/у-автомобиль в возрасте 3-5 лет. Жители этих стран ездят по хорошим дорогам и имеют прямой доступ к оригинальным запчастям. Поэтому найти поддержанную машину в состоянии практически новой — задача простая.
Сложности: основная сложность сейчас — оплата покупки. Торговцы отказываются продавать транспорт из-за невозможности принять платеж.
Еще одна проблема — санкционные ограничения. Страны Европы трактуют их по-разному. Из-за этого возникают бюрократические проблемы с растаможиванием транспорта. При этом с трудностями сталкиваются даже физические лица, на которых не накладывались никакие запреты.
Страны Азии
Япония — место, куда за машинами приезжали еще 30 лет назад. Теперь к этому направлению добавился еще и Китай.
Сюда за машинами отправляются жители Сибири и Дальнего Востока. Для остальных россиян расходы на перегон могут оказаться неоправданными.
Здесь также придется заплатить все существующие сборы и налоги: утилизационный и таможенный сбор, пошлину, НДС и акциз.
Сложности: В 2023 году россияне столкнулись с невозможностью купить авто из Японии удаленно. Раньше можно было просто поучаствовать в аукционе онлайн, после чего растаможкой машины и ее доставкой занимались уже посредники.
Сейчас же процедура складывается иначе — покупателю авто необходимо лично проходить таможенные процедуры. Кроме паспорта представители ведомства могут попросить предоставить билеты на самолет и даже данные гостиницы, в которой остановился покупатель.
Если возможности приехать нет (и вы не являетесь жителем ДВФО), придется делать нотариальную доверенность на таможенного представителя, которая отправляется почтой. Процесс бюрократический и долгий, но только в таком случае представитель таможни сделает все за покупателя в удаленном формате.
США
Наверное, один из самых дорогих способов покупки автомобиля. Во-первых, придется заплатить утилизационный и таможенный сбор, пошлину, НДС и акциз. Помимо этого, логистика потребует больших затрат. Доставить машину самостоятельно и вовсе может не получиться.
Однако на некоторых аукционах машину продают очень дешево. Это позволяет нивелировать все расходы и, в некоторых случаях, компенсировать затраты.
Сложности: основные онлайн-площадки, на которых проводились аукционы, теперь закрыты для России. Кроме того, продавцы отказывают отправлять машины в Казахстан или Армению, поскольку велик шанс, что в результате транспорт все же окажется в России.
Совет от РосШтрафы
Популярность услуги подбора авто в других странах возросла в 2023 году в несколько раз. В Сети появилось множество объявлений, авторы которых за вознаграждение готовы найти, привезти и растаможить автомобиль за вас. Кто-то работает как частный предприниматель, кто-то является представителем каких-либо компаний. Однако ни те, ни другие не внушают доверия.
Прежде, чем выбирать специалиста, внимательно изучите отзывы. Относитесь к ним критично, поскольку многие из них могут быть фейковыми.
Кроме того, пообщайтесь с теми, кто уже воспользовался подобными услугами. Такие люди могут поделиться своим опытом, рассказать о «подводных камнях» и порекомендовать проверенных специалистов.