Найти тему
Франшиза Суши Wok

Апокалипсис франшиз фастфуда

Нет, это не анонс нового блокбастера. Это реальность, с которой сталкиваются иностранные франчайзеры и франчайзи. Анализируем происходящее.

TOMS King – один из основных франчайзи Burger King, у которого в управлении находится более сотни ресторанов в Пенсильвании, Вирджинии, Огайо и Иллинойсе, – объявляет о своем банкротстве и продает 90 точек. С какими проблемами мог столкнуться международный крепкий бренд?

По словам франчайзи, недавняя прибыль сократилась по нескольким причинам. Во-первых, пандемия. Да, реальность, в которой оказался наш мир, заставила быстро адаптироваться всех работников общепита. Закрытия были постепенными. Сначала 7 точек, а затем и 90.

Другая причина, которую озвучил TOMS King, – инфляция. Некоторые аналитики сообщают, что она в 2022 году была меньше, чем ожидалось, но и это не спасло компанию.

Сложность с поставками – вот еще одна проблема, с которой столкнулся франчайзи. Ну, в этот момент весь российский общепит вспоминает незабываемый 2022 год, полный крах логистических цепочек, поиск новых поставщиков, эксперименты с ингредиентами и меню, ввод новых позиций, попытку сдержать цены. Да, прошлый год закалил наш российский общепит и вывел его на совершенно новый уровень.

Но вернемся в Америку. Означают ли проблемы одного франчайзи глобальный кризис сети? Не факт. Франчайзер – владелец бренда Burger King – известен тем, что придумал разные способы, чтобы адаптироваться и выжить в новой реальности. Сеть делала акцент на доставке фастфуда. Burger King Japan предлагал клиентам создавать легендарные бургеры своими руками. Маркетологи выпустили поддерживающий контент (видео гайд и письменную инструкции) по приготовлению блюда дома, а повара создали DIY (Do It yourself) наборы для того, чтобы каждый мог «собрать» настоящий Whopper на своей кухне.

Франчайзер также отследил изменение в потребительском поведении и последовал тенденции самых главных игроков рынка американского фастфуда, презентовав 2 новых формата ресторанов. Первый концепт – Your Way – оснащен двумя подъездами для drive thru и окном для выдачи заказов пешеходам. Заказать еду можно через мобильное приложение из парковочной зоны. Второй тип ресторанов под названием Next Level предполагает три подъезда для drive thru (один из них – специально для водителей доставки). Заказ при этом спускается по конвейерной ленте, расположенной на втором этаже. В общем-то судя по поведению франчайзера пандемия послужила шагом в развитии бренда и закрываться он не собирается.

❓❗️ Но если все в порядке, почему же тогда партнер такого сильного бренда объявляет себя банкротом? Может, все не так радужно в бургерном королевстве, и тем, кто планировал вкладываться во франшизы фастфуда, стоит призадуматься?

Тем более что и на российском рынке происходит очень показательная история с американским брендом KFC. Франчайзер намерен уйти с российского рынка, но при этом происходит странное. Компания Yum! Brands пытается продать российскую франшизу одному из своих франчайзи – Константину Котову. Главным условием становится смена имени, по условиям сделки предприятие будет работать под названием «Ростикс».

Где подводные камни? Yum! Brands оставляет за собой право выкупить бренд обратно. То есть, условно, вы покупаете машину, обязуетесь полностью ее переделать, а потом, когда продавец решит, что пора, вернуть ее предыдущему владельцу.

Сделка эта стала резонансной еще и из-за того, что российские франчайзи KFC написали письмо на имя Председателя Правительства с просьбой ее приостановить. Понять партнеров можно: все дело в том, что в тот момент, когда у франчайзи, работающих под известной торговой маркой KFC, закончится срок действия договора, они будут обязаны провести ребрендинг и начать работать под вывеской «Ростикс». Внимание: роялти при этом никто не отменяет. То есть, не имея поддержки от крупнейшего международного бренда (то, что они покупали, когда заключали договор франчайзинга), не получая новых разработок, it-поддержки и маркетинга, франчайзи продолжают ежемесячно платить.

Что тут скажешь? Выглядит все так, будто фастфуд «обложили» со всех сторон: тут тебе вопросы и к полезности такой еды у гостей, и к формам и форматам ведения бизнеса у предпринимательского сообщества. Мы в паназиатском сегменте достали попкорн и между открытиями новых заведений с увлечением следим за развитием событий.

#франчайзинг #франшиза #общепит #фастфуд #общественноепитание

Еда
6,93 млн интересуются