Найти тему
Каулики

7 состояний турьи в Кашмирском шиваизме

Оглавление

Практическая теория семи состояний турьи, также известных как семь состояний ананды (экстаза или блаженства), была преподана великому шиваитскому философу Абхинавагупте его учителем Шамбхунатхой. Система имеет очевидные параллели с буддийским учением о восьми дхьянах. Поскольку дхьяну нельзя отнести ни к бодрствованию, ни ко сну со сновидениями, ни к глубокому сну, то в Кашмирском шиваизме это промежуточное состояние называют турьей – четвертым состоянием сознания человека, которое охватывает все остальные три. Это не бодрствование, не сон, не глубокий сон.

Вначале чистая турья доступна практикующему на стыке любого из этих трёх состояний, то есть между бодрствованием и сновидением, между сновидением и глубоким сном, а также между глубоким сном и бодрствованием.

В Кашмирском шиваизме существует пятое состояние сознания, называемое туриятита – состояние за пределами турьи, в котором человек достигает освобождение, известное как мокша или дживанмукти. Описанные этапы являются преддверием в реализацию туриятиты и могут быть пройдены как сразу за одну медитативную сессию, так и за множество. Нет никакой привязки к длительности практик и пребывании в каком-либо одном из состояниий, всё зависит лишь от духовного уровня адепта.

1. Ниджананда

Когда вы непрерывно выполняете дыхательные практики на основе безмолвной хамса-мантры (аджапа-гаятри или чакродая), концентрируясь с великим благоговением на Высшем Сознании Господа Шивы, с любовью, привязанностью и преданностью, тогда ваше дыхание становится очень тонким и нежным. Автоматически вы дышите очень медленно. В этот момент вы испытываете головокружение. Это своего рода опьяняющее настроение. Такое состояние называется ниджананда («блаженство индивидуального Я») или «тот, кто исполнен блаженства в самом Себе».

2. Нирананда

Когда головокружение становится прочным и устойчивым, это называется нирананда, что означает «лишенный ограниченного блаженства» или «блаженство тишины». Это высшее блаженство безмолвия, которое является концом связанного существования. Эта реальность – Всепроникающий Господь, присутствующий в каждом состоянии бытия. Ваши практики в состоянии бодрствования на этом окончены. Теперь вы находитесь на ступени, которая известна как пратьяхара. Здесь карма не существует для вас. Адепт сразу же засыпает и входит в тот промежуток или соединение (сандхи), которое известно как начало турьи.

В этот момент вы слышите отвратительный звук и наблюдаете ужасные формы. Например, может показаться, что на вас обрушился весь дом, или снаружи горит огонь, и этот огонь сожжет все, включая вас. Вы можете думать, что вот-вот умрете, но эти мысли – неправильные мысли, вы должны игнорировать их. Когда стремящийся желает перейти от индивидуальности к универсальности, все эти переживания происходят потому, что необходимо стряхнуть индивидуальность.

Если вы продолжаете терпеть, дышать и внутренне повторять свою мантру в соответствии с инструкциями вашего мастера, то эти ужасные звуки и формы исчезают, и начинают возникать тянущие и толкающие ощущения в дыхательных путях, и вы чувствуете, как будто задыхаетесь или не можете дышать. В этот момент вы должны приложить больше любви и привязанности к своей практике, и тогда через некоторое время это ощущение удушья пройдет.

3. Парананда

Это состояние отвратительных звуков и форм, за которым следует ощущение, что вы задыхаетесь и что ваше дыхание вот-вот остановится, называется парананда, что означает «ананда (блаженство) дыхания».

Здесь ваше дыхание наполняется блаженством и радостью, даже испытывая ужасные формы и звуки. Если вы продолжаете практику непрерывно с полной преданностью, ваше дыхание останавливается в центре того, что мы называем ламбика стхана (место, где содержится равновесие). Это место находится с правой стороны возле горловой ямки (мягкое нёбо). Здесь ищущий ощущает, что его дыхание не выходит и не входит. Он чувствует, что его дыхание движется по кругу, что оно вращается в одной точке.

4. Брахмананда

Брахмананда означает «всепроникающее блаженство» или «радость в Брахме», восторг растворения в едином самосущем Духе. Здесь, когда дыхание остановилось, йог должен сосредоточиться на своей мантре и только на своей мантре с великой преданностью Господу Шиве. Если он продолжает эту практику с великой преданностью, то на его лице происходит множество изменений, и в уме этого йога возникает предчувствие смерти. Он чувствует теперь, что действительно умирает, он уже не боится, однако ещё опасается.

Такова смерть, когда умирает индивидуальность и рождается всеобщность. Это не физическая смерть, это ментальная смерть. Единственное, что здесь должен делать йог, – это проливать слезы преданности и молиться о переживании вселенского «Я». Через несколько мгновений, когда вихревое дыхание станет очень быстрым, двигаясь еще быстрее, вы должны немедленно остановить дыхание. Вы не должны бояться. В этот момент в ваших руках остановить его или отпустить. Когда вы останавливаете дыхание, то происходит следующее: ворота центральной вены (мадхьянади или сушумны) сразу же открываются, и ваше дыхание «потягивается» вниз, и вы на самом деле слышите звук потягивания или свиста. Здесь ваше дыхание достигает места, называемого муладхарой, которое находится в районе копчика, рядом с прямой кишкой.

5. Махананда

Это состояние турьи называется махананда, что означает «великое блаженство». После махананды от стремящегося не требуется никаких усилий. С этого момента всё происходит автоматически. Однако есть одна вещь, которую стремящийся должен соблюдать с осторожностью, а именно то, что он не должен думать, что теперь всё происходит автоматически. Чем больше он думает, что всё будет автоматически, тем вернее он останется в состоянии махананды. Вот почему мастера никогда не говорят, что произойдет после махананды.

С точки зрения шиваизма, начиная с махананды, вы должны принять бхрамавегу, что означает «неосознанная сила». Здесь вы должны приложить свою силу преданности, не зная, что будет дальше. Вы не можете использовать свою мантру, потому что когда ваше дыхание прекращается, ваш ум также исчезает, поскольку индивидуальное сознание трансформируется в формацию Сознания (Чит). Здесь дыхание принимает форму силы (вега). Именно эта вега пронзает и проникает в муладхара-чакру, так что вы проходите через нее.

6. Чидананда

Это состояние, которое является шестым состоянием турьи, называется чидананда, что означает «блаженство сознания». Когда проникновение в муладхара-чакру завершено, тогда эта сила поднимается и наполняется блаженством, экстазом и сознанием. Это божественно. Здесь ищущий пребывает в состоянии совершенного Божественного Сознания. Вы чувствуете, кто вы есть на самом деле. Это подъем чит-кундалини.

Чит-кундалини поднимается от муладхара-чакры к месту на макушке черепа, известному как брахмарандхра. Он занимает весь канал и подобен распустившемуся цветку. Затем эта сила давит на вход в череп (брахмарандхру), прокалывая череп, чтобы выйти из тела во Вселенную. Это происходит автоматически, вам ничего не нужно делать. И когда эта брахмарандхра пронзается, вы сразу же начинаете вдыхать и выдыхать. Когда вы выдыхаете, ваши глаза открыты, и на мгновение вы чувствуете, что находитесь снаружи. Вы познаете объективный мир, но своеобразным образом. Затем вы вдыхаете, глаза закрываются, и вы чувствуете, что находитесь внутри. Затем снова ваши глаза открываются на мгновение, затем закрываются на мгновение, а затем снова открываются на мгновение. Это состояние крама-мудры, когда трансцендентное сознание «Я» начинает переживаться как единое с опытом объективного мира.

7. Джагадананда

Установление крама-мудры называется джагадананда, что означает «Вселенское блаженство». Это седьмое и последнее состояние турьи. В этом состоянии переживание Универсального Трансцендентного Бытия никогда не теряется, и вся Вселенная воспринимается как единое целое с вашим собственным Трансцендентным «Я» Сознанием.
Все состояния турьи от ниджананды до чидананды составляют различные фазы нимилана самадхи.
Нимилана самадхи – это внутреннее субъективное самадхи. В вашем прохождении через эти шесть состояний турьи данное самадхи становится все более устойчивым.

С появлением крама-мудры нимилана-самадхи трансформируется в унмилана-самадхи, которое затем становится преобладающим. Это то состояние экстравертного самадхи, когда вы переживаете состояние самадхи одновременно с переживанием объективного мира. И когда унмилана самадхи становится фиксированным и постоянным без усилий, это состояние джагадананды.
С точки зрения процесса семи состояний воспринимающего:

  1. Сакала – это состояние ниджананды или состояние бодрствования.
  2. Виджнянакала – это состояние нирананды.
  3. Шуддхавидья – это состояние парананды.
  4. Ишвара – это состояние брахмананды.
  5. Садашива – это состояние махананды.
  6. Шива – это состояние чидананды.
  7. Парамашива – это состояние джагадананды.

Источник: Свами Лакшманджу «Кашмирский шиваизм – Высшая тайна»