Весной 2022 года, по данным аналитиков Российского союза автостраховщиков, стоимость автозапчастей выросла почти на 30%. Сильнее всего подорожали импортные детали, которым не нашлось аналогов. По словам главы РСА Евгения Уфимцева, это, например, оптика для автомобилей Hyundai и Kia, а также кузовные детали Audi. Он также отметил серьёзное подорожание бамперов для Mitsubishi, фар для Nissan и нейтрализаторов для Renault: эти позиции подскочили в цене на 90%.Однако летом российский рынок заполнили запчасти-аналоги. Благодаря им автосервисы всё ещё могут предлагать клиентам ремонт по адекватным ценам. Да и вообще сервисная отрасль в 2022 году оказалась устойчивой к кризисным изменениям. Мы пообщались с представителями независимых автосервисов и узнали, что будет с ценами в 2023-м и каких комплектующих не хватает уже сейчас.
С запчастями для масс-маркета проблем нет, для премиума - есть
В первой половине прошлого года рынок испытывал проблемы с поставками запчастей, но с полноценным запуском параллельного импорта ситуация нормализовалась. Тотального дефицита комплектующих сейчас нет, но из-за сложностей с логистикой увеличились сроки доставки. Большая часть аналогов едет из Китая. И производители из КНР давно предлагают качественные запчасти, почти не уступающие даже оригинальным комплектующим. При этом отрасль всё-таки испытывает дефицит дорогих деталей для машин премиум-класса. Бизнесу невыгодно держать склад дорогих запчастей, даже в условиях имеющегося спроса. Раньше этим занимались дистрибьюторы, а сегодня такие запчасти едут под заказ из других стран, и стоит это дорого. Поэтому дилеры премиум-марок уже не формируют свои запасы, а покупают запчасти у частных компаний.
Локальные модели остались без деталей
Некоторые бренды приостановили выпуск запчастей для машин, которые изначально создавались под российский рынок. Именно так поступила компания Nissan, сократив производство таких деталей на 70%. Из-за этого сформировался дефицит.
Масла подешевели, но вы об этом не узнаете
Со смазочными материалами ситуация проще, дефицита практически нет. Но разброс цен в зависимости от бренда стал шире. Например, вместо масел Mobil европейского производства в Россию везут американский вариант. Такое масло может ехать 4–6 месяцев, а цена на него будет на 20–40% выше. А, например, Shell, как и другие масла популярных брендов, теперь привозят из Турции — они подорожали не так сильно или вообще предлагаются по докризисным ценам. Кроме того, появилось большое количество масел азиатского производства. Цены, по словам Турсуновой, сейчас стабилизировались. Однако по сравнению с июнем они выросли примерно на 15-30%.
Представитель автосервиса по ремонту японских марок рассказал о снижении оптовых цен на масла, но только в случае крупных закупок. В рознице цена для клиентов не падает, потому что автосервисы и магазины не хотят терять прибыль. «На пике летом в опте цена масла была 900 рублей за литр, розница продавала это по 1,3–1,5 тысячи рублей. К осени стоимость масла вернулась к 500 рублям за литр оптом, а розница ниже 1 тысячи рублей не продаёт. Люди всё равно покупают», — объясняет собеседник.
Цены на ремонт расти не будут
По словам участников рынка, раньше клиенты подходили к вопросу ремонта и обслуживания более снисходительно. Сейчас же стараются ремонтировать всё, не откладывая, чтобы не столкнуться с подорожанием, особенно если приобретение нового автомобиля не входит в планы. Несмотря на скачки валютных курсов, автосервисы не спешат переписывать цены. Рынок замер и смотрит, что будет дальше, в надежде на откат курса к прежним, осенним значениям — 59–60 рублей за доллар. Изменение цен наблюдается только по заказным позициям, которые выкупаются в других странах за валюту. При этом эксперты уверены, что конечный потребитель вряд ли почувствует на себе серьёзные колебания цен из-за курса, потому что рынок заполнен азиатскими аналогами, и запасы самых ходовых деталей на ближайшие несколько месяцев на крупных складах есть.
Сервисов станет больше
Так как ситуация с поставкой запчастей нормализовалась, политика ценообразования у большинства игроков не изменилась. Цены на услуги к концу года остаются на уровне летних значений, а стоимость нормо-часов стабильна. Интерес к сервисной бизнес-модели активно выражают и автодилеры, которые уже много месяцев находятся в ситуации неопределенности из-за прекращения поставок новых автомобилей. Многие предприниматели рассматривают возможность переоборудования своих центров под мультибрендовые СТО. Такая бизнес-модель многим кажется более стабильной. Поэтому в 2023 году на рынке авторемонта станет ещё больше игроков.