Сегодня я хочу подробнее познакомить вас с тагильским подносным промыслом, об основании промысла я писала в статье «Тайна семьи Худояровых», статью вы можете почитать вот здесь:
Расцвет подносного искусства пришелся на XIX век в это время в Нижнем Тагиле работали крупные мастерские по изготовлению лакированных железных изделий - подносов, сундуков, шкатулок - Дубасниковых, Головановых, Перезоловых, Бердниковых, Морозовых и, конечно же, знаменитая династия Худояровых. Все они имели полный цикл производства, начиная от отковки и кончая лакировкой и упаковкой подносов. Их изделия хранятся в крупнейших музеях России, в том числе Русском (г. Санкт-Петербург) и ГИМе (г. Москва). В конце же века кустарное производство идет на спад, из-за нехватки рабочих, художественная роспись переходит в женские руки. После революции 1917 года жизнь промысла и вовсе замерла; были утрачены почти все приёмы традиционного цветочного письма. Тем не менее, артели «Пролетарий», «Металлист», «Красная заря» наладили выпуск подносов с росписью. И организовали их широкий сбыт в страны Востока: Западный Китай, Афганистан, Персию.
В 1957 г. на базе этих артелей был создан Нижнетагильский завод эмалированной посуды, который впоследствии и стал центром возрождения тагильского подноса.
Краски тагильской росписи яркие, сочные. Фон тоже выразительный, он нежно просвечивает сквозь
цветочные букеты и узоры, дополняя и украшая весь поднос. Чаще всего мастера используют нежные оттенки фона – голубовато-синие, зелёные или наоборот ярко выразительные, малахитовые, красно-коричневые, (подкопчённые на свечке), но гладкое чёрное зеркало подноса было и остается любимым во все времена.
Кроме цветочных рисунков наиболее часто используется и наша любимая уральская рябинушка, иногда в сопровождении стрекоз, как на этом подносе, иногда бабочек, но всегда сочная и нарядная.
И, конечно же, не остается в стороне сюжетная и пейзажная роспись.
Название у этого авторского подноса «Собор», и этот собор, как в дымке просвечивает сквозь мастерски выписанный пейзаж Уральского Края; и все это покрыто лаком, который на свету кажется перламутровым (автор Новичева М.).
История тагильского подноса продолжается; пусть не в таких объемах, как хотелось бы, но талантливые художники в мастерских расписывают и лакируют подносы, организовывают мастер-классы по росписи для желающих; проводятся экскурсии и выставки в туристическом центре «Тагильский поднос».
Неоднократно подносами интересовались зарубежные мастера и коллекционеры, изготавливались партии изделий для заказчиков из Канады и Словакии.
Хочется верить, что у современного тагильского промысла, все-таки, большое будущее.