Найти в Дзене
Кот в Найках

По следам русского гонщика Бориса Ивановского

Оглавление

Один из лучших водителей своего поколения и весьма загадочная личность - кем был господин Ивановский, родом из Российской Империи?

(источник: BnF Gallica)
(источник: BnF Gallica)

Вступление

Если вы когда-либо интересовались историей автоспорта, возможно, вам уже доводилось слышать имя Бориса Ивановского. В двух словах - этот человек даже на сегодняшний день, является, возможно, наиболее титулованным и успешным гонщиком, родившимся в России. Среди его достижений можно выделить победы в марафоне 24 часа Спа, Кубке Жоржа Булло, Ирландском Гран-При и конечно, второе место в общем зачете знаменитой 24-часовой гонки Ле-Ман, которой в этом году исполняется 100 лет.

Несмотря на мировую известность в первой половине XX века, имя Ивановского сегодня практически забыто за пределами автоспортивного мира. Ему конечно, посвящены страницы на Википедии и ряде спортивных статистических ресурсов, но информация там весьма скудная, повторяющаяся и затрагивающая исключительно его спортивную карьеру. Таким образом, про самого Ивановского мы знали только то, что он родился в России, до революции, вроде бы служил в гвардии, а после октября 1917 года эмигрировал в Европу.

В 2019 году я наткнулся на пост в одной группе ВК, посвященной автоспорту, где была фотография Ивановского. Там в комментариях, кто-то справедливо заметил, мол, жаль, что мы про него, по сути, ничего не знаем. И я подумал: действительно, жаль, но можно ли это как-то исправить?

Тот самый пост, с которого все началось три года назад (источник: VK // группа - "Oldschool Motorsport")
Тот самый пост, с которого все началось три года назад (источник: VK // группа - "Oldschool Motorsport")

Как оказалось, можно. В процессе мне пригодились знания из области генеалогии, полученные в ходе исследования истории моей семьи, а еще удалось встретить единомышленников из Франции. Выяснилось, что группа историков-энтузиастов "ACH24" уже на протяжении многих лет собирает информацию о различных гонщиках, принимавших участие в Ле-Мане в разные годы. Через один форум со мной связался представитель данной группы и мы обменялись нашими находками, что позволило здорово продвинуться. Во многом, именно этим людям, данная заметка обязана своим появлением, за что я им крайне признателен.

Отмечу, что главным объектом моего исследования в первую очередь, стала биография Бориса Ивановского за пределами автоспорта, однако в перспективе, я также планирую предпринять попытку по систематизации его гоночной статистики, в меру своих познаний, конечно.

Вся использованная здесь информация, постепенно собиралась из самых разнообразных мест, на протяжении последних четырех лет. Часть данных удалось найти в интернете, в оцифрованных журналах, книгах и газетах, а кое-зачем пришлось обращаться в архивы России и Франции. Отправной точкой послужило небольшое интервью, которое Ивановский дал на тот момент совсем молодому спортивному журналу Paris Match, в 1928 году. В нем он немного пролил свет на свою раннюю биографию и этого оказалось вполне достаточно, чтобы начать полноценные поиски.

Детство и происхождение

Борис Ипполитович Ивановский родился 12 января 1893 года (по старому стилю) в г. Асхабаде, Закасписйской области Российской Империи.

Отец его - Ипполит Константинович Ивановский (р.1857) из дворян, всю свою жизнь посвятил в службе в Министерстве Путей Сообщения. Через несколько лет после окончания института Инженеров путей сообщения Императора Александра I в Петербурге, Ипполит Константинович оказался на строительстве Закаспийской военной железной дороги, протянувшейся от Каспийского моря до Самарканда. Позже его назначили там же начальником дистанции по эксплуатации. Живя в Асхабаде, где находилась железнодорожная управа, он сошелся с Лидией Николаевной Линевич (р.1870), которая позже стала его женой.

Лидия Николаевна была дочерью видного российского военачальника, Николая Петровича Линевича (р.1839), на тот момент - ветерана Русско-Турецкой Войны, состоявшего в должности начальника 2-й Закаспийской стрелковой бригады. Генерал Линевич впоследствии обретет большую известность в ходе Русско-Японской войны, когда станет главнокомандующим сухопутными и морскими вооружёнными силами, действующими против Японии. Пока отец состоял на службе в г. Мерв, Закаспийской области, Лидия со своими сестрами проходила обучение в Императорском Воспитательном Обществе благородных девиц (позднее он станет известен как Смольный Институт благородных девиц). Полный учебный курс ей впрочем, закончить было не суждено, родители забрали ее из учебного заведения весной 1888 и она, по всей видимости, отправилась к ним на Каспий.

Разворот метрической книги Асхабадской Военно-Местной Церкви за 1893 год. Запись о рождении Бориса - 3-я сверху на левом листе (источник: ЦГИА СПб)
Разворот метрической книги Асхабадской Военно-Местной Церкви за 1893 год. Запись о рождении Бориса - 3-я сверху на левом листе (источник: ЦГИА СПб)

Борис стал первенцем в семье, его крестили 17 февраля в Асхабадской Военно-Местной Церкви. Восприемниками при обряде стали дед Николай Петрович и тетя со стороны матери - Елена Николаевна Мехмандарова - на тот момент, как и сестра, тоже замужем за инженером М.П.С. Тётушка сама по себе обладает весьма примечательной биографией - ее следующим мужем стал Дмитрий Оскарович Отт - лейб-акушер, чье имя сегодня носит НИИ акушерства в Санкт-Петербурге, но, как говорится, это совсем другая история.

Вид на Базарную улицу г. Асхабада, открытка (источник: LiveJournal // пользователь - humus)
Вид на Базарную улицу г. Асхабада, открытка (источник: LiveJournal // пользователь - humus)

Вообще семья у Бориса Ипполитовича была огромная, во многом именно благодаря дядям и тетям: у отца, Ипполита Константиновича, было четверо братьев и сестра, а у матери, Лидии Николаевны - четверо сестер и брат. У самого нашего героя было двое братьев - Лев (р.1897) и Николай (р.1900). К концу XIX века, семья уже около 10 лет жила в Закаспийской области, и очевидно, искала возможности переезда - из служебной переписки (приложенной к формулярному списку) главы семейства - Ипполита Константиновича мы узнаем, что он просил перевода или хотя бы отпуска в европейскую часть страны на несколько месяцев для лечения жены. Перевод утвердили, но было поздно - еще до отъезда, Лидия Николаевна скончалась, всего лишь месяц спустя после рождения младшего сына - "от воспаления мозга и его оболочек", как сказано в метрической книге.

После многих лет отданных Средней Азии, Ипполит Константинович с сыновьями отправился на новое место службы - в Калугу, где ему поручили возглавить Сызрано-Вяземскую железную дорогу.

В центральной России семье пришлось жить недолго - уже спустя год, в феврале 1902, глава семьи получил назначение на Закавказские железные дороги. Мальчики последовали за ним. Здесь самому старшему из них - Борису предстояло пойти в первый класс. Учебное заведение было выбрано весьма престижное - 1-я Тифлисская мужская гимназия. Кстати, именно здесь, примерно в это же время учились братья Дмитрий и Николай Гумилевы. В тот же период же времени, Борис Ипполитович получил от Департамента Герольдии Свидетельствующего Сената свидетельство об утверждении его в потомственном дворянском достоинстве.

1-я Тифлисская мужская (классическая) гимназия, около 1890 г. (источник: Cronobook // пользователь - akaki_green)
1-я Тифлисская мужская (классическая) гимназия, около 1890 г. (источник: Cronobook // пользователь - akaki_green)

Жизнь впрочем, была далека от спокойной: в своем рапорте за сентябрь 1905 года, отец Б. Ивановского вновь просит перевода. Предметом особого его беспокойства стала безопасность детей:

"К тому же на днях я едва не потерял своих двух младших детей, купе которым было пробито пулями при крушении и нападении на поезд около Беслана 27 августа."

(из служебной переписки И.К. Ивановского)

Прошение было удовлетворено и Ипполита Константиновича назначили начальником Сибирских железных дорог, семье предстоял переезд в город Томск, где располагалась тогда управа дороги. Едва ли, о таком переводе мечтал Ивановский старший для себя и своих детей, однако, выбора уже не было.

В Томске Борис поступил в местную губернскую гимназию. Проведший большую часть своей жизни на юге, он тяжело переносил местный климат - две зимы подряд он страдал воспалением легких, после чего местная медицинская комиссия рекомендовала отправить его в более мягкий климат:

СВИДЕТЕЛЬСТВО
Дано сие воспитаннику 5 класса Томской Губернской гимназии Борису Ивановскому, 15 лет, в том, что он в феврале текущего года заболел гриппозным воспалением правого легкого, а в феврале прошлого года также воспалением левого легкого. Для укрепления здоровья больного, весьма сильно расшатанного от дважды перенесенного им страдания столь важного для жизни органа, Борису Ивановскому необходимо, с наступлением теплых дней, уехать на Южный берег Крыма и провести там не менее 4 — 5 месяцев. Кроме того, мы полагаем, что вообще пребывание его в холодном и суровом климате Сибири, при предрасположении больного к заболеванию дыхательных органов, может иметь гибельные последствия для него и потому считаем необходимым советовать ему переселиться на постоянное жительство в местность с более благоприятными климатическими условиями.
Томск, 5 марта 1908 года
Именная печать С.М. Тимашева
Профессор С. Тимашев
Врач при Управлении Сибирской ж.д. Ю. Мариенгоф

Отец охотно воспользовался данной рекомендацией и так наш герой оказался в Санкт-Петербурге, а вернее, в Царском Селе, где поступил в Царскосельскую Николаевскую гимназию. Петербургский климат сложно назвать курортным, но зимы тут явно были мягче. Спустя год, Борис снова отправляется в дорогу, чтобы воссоединиться с семьей. Отец назначен начальником Южных железных дорог и селится с младшими сыновьями в Харькове. По уже сложившейся традиции, Борис идет учится в местную школу - в данном случае, выбор пал на 2-ю мужскую Харьковскую гимназию.

Глава семейства, невзирая на все жизненные невзгоды, делает великолепную карьеру. В конце 1909 года Император Николай II совершает поездку по Южным железным дорогам, коими остается весьма доволен. Сам же Ипполит Константинович, согласно его раппорту, удостаивается тогда личной аудиенции с государем в императорском поезде, в ходе которой получает личную благодарность за порядок на вверенном ему участке.

Осенью следующего года вся семья отправляется в Санкт-Петербург. Ипполит Константинович назначен начальником Николаевской железной дороги. Ивановские селятся в служебной квартире, которая располагается в зданиях Николаевского вокзала по адресу Невский проспект, 85. Борису остается еще один год школьной программы. Он вместе с братьями поступает в Гимназию Гуревича - крайне прогрессивное, по тем временам, частное учебное заведение и начинает готовится к поступлению в ВУЗ.

Высшее образование, Первая Мировая Война и Революция

Сменив пять школ за восемь лет обучения, Ивановский получает вполне приличный аттестат и поступает на электромеханический отдел, сравнительно нового на тот момент, Петербургского Политехнического института. По его собственному утверждению, детство, проведенное среди поездов и прочих машин, оказало на него большое влияние и выбор учебного направления, можно сказать, был предопределен задолго до окончания школы.

Во время каждых летних каникул в институте Ивановский отправляется в длительные поездки: после первого курса он посещает знакомую ему Калугу, после второго отправляется на Анжерские Копи (располагались недалеко от Томска, где Ивановский провел часть своего детства), а после третьего курса, согласно личному делу студента, собирается на Урал, в Кыштым, но планы эти нарушает начавшаяся Мировая Война. Буквально на следующий день после ее начала, 29 июля он обращается в администрацию института за выдачей ему удостоверения для подтверждения статуса студента, чтобы пойти в автомобильную роту вольноопределяющимся.

Мы не знаем наверняка, удалось ли ему оказаться именно в автомобильной роте, но по собственным заверениям Ивановского, 1914 год он проводит на фронте. В сентябре того же года его разыскивает Судебный Следователь Петроградского Окружного Суда с целью выяснения его статуса и местонахождения - вероятно, отец не разделял стремлений сына, относительно службы. В декабре того же года Борис был заочно отчислен из Политехнического Института.

Следующие достоверные сведения о службе Ивановского датируются июлем 1915 - он поступает в знаменитое Николаевское Инженерное училище (которое находилось в Михайловском замке на р. Фонтанке). Чуть позже, уже в статусе юнкера, находится в Усть-Ижорском лагере под Петербургом, при данном учебном заведении. Приказом от 15 марта 1916 года он производится из юнкеров Николаевского Инженерного училища в прапорщики с зачислением по инженерным войскам. Далее, приказом от 22 сентября того же года, уже произведен из прапорщиков в подпоручики.

На настоящий момент, неизвестно доподлинно, где именно Ивановский служил. Отметим однако, что в одной из метрических книг Петербурга, в разделе о браках за август 1917 года, Борис и Лев Ивановские упоминаются как поручители по невесте при бракосочетании неких Михаила Васильевича Серебрякова и Александры Васильевны Филипповой. При этом, Борис Ивановский указывается в статусе подпоручика Гвардейского Саперного полка (видимо, подразумевается Лейб-гвардии Сапёрный батальон). Альтернативные документальные подтверждения сего факта отсутствуют.

Также мы не можем ничего сказать об участии Бориса Ипполитовича в Гражданской Войне - все, что нам известно - он покинул страну в районе 1917-1918 г.г. Сам он утверждает, что решение об отъезде принял достаточно быстро, после того, как его предупредили о возможном преследовании со стороны новой власти, во что не трудно поверить, учитывая его происхождение. Уехал он через территорию Финляндии и к 1919 году официально поселился в Франции.

Перед тем как двигаться дальше, скажем пару слов о семье Ивановского. Отец - Ипполит Константинович, имевший к 1917 году уже чин действительного статского советника и камергера, множество орденов, а также серьезные проблемы со здоровьем, нажитые за годы тяжелой службы, в марте ушел в отставку. Данные о его судьбе разнятся, но чаще других встречается версия о том, что ему удалось уехать и он скончался в начале 1920-х, в эмиграции. Средний брат - Лев, учившийся до войны в Императорском училище правоведения, пошел служить и оказался вероятно, в том же Саперном полку, что и Борис. Самый младший - Николай, учился до 1917 года в Пажеском Корпусе, позже эмигрировал в Париж, где прожил вплоть до своей смерти в 1959 году. Похоронен на знаменитом эмигрантском кладбище "Сент-Женевьев-де-Буа".

Жизнь в эмиграции и гоночная карьера

Согласно документам о натурализации, Ивановский, как и многие русские беженцы того времени, поселился в Париже, в 1919 году. По его собственным словам, он начинал в столице Франции, как мойщик машин в гараже, с мизерной зарплатой. Позже, благодаря своим навыкам, он стал постепенно продвигаться по карьерной лестнице: рабочий, затем начальник мастерской, руководитель отдела и, наконец, технический директор всего гаража.

По имеющимся данным, первой официальной гонкой для Бориса Ипполитовича стал марафон "Bol d’Or", который проводился 9-10 июня 1924 года, на трассе в Сен-Жермен. В той гонке, за рулем автомобиля Е.Н.Р. ему удалось финишировать вторым, вслед за прославленным французским гонщиком того времени, Робером Сенешалем (Robert Sénéchal). Также в прессе можно встретить информацию о том, что Ивановский имел опыт выступления в мотогонках, во что можно легко поверить, учитывая активность и деятельность нашего героя, но невозможно проверить в альтернативных источниках.

На заре своей спортивной карьеры, Ивановский нередко выступал на автомобилях марки Ratier. Есть основания полагать, что Борис Ипполитович был весьма близок с руководством компании, в частности, с ее основателем - Паулин Ратье (Paulin Ratier). Музей компании в г. Фижаке по сей день хранит письмо с соболезнованиями, которое Ивановский отправил сыну господина Ратье после смерти его отца в январе 1940 года. К настоящему времени Ratier давно отошли от автомобилестроения и спорта, сосредоточившись на своем изначальном профиле - авиастроении. Сегодня, некогда небольшая семейная фирма, является частью крупной американской корпорации Collins Aerospace. По словам Ивановского, после окончания сотрудничества с Ratier, он перешел в Alfa Romeo.

В одном только 1928 году Ивановский одержал победу сразу в трех крупных соревнованиях: знаменитом бельгийском марафоне Спа 24 часа, который проводится и поныне, в Кубке Жоржа Булло (Буайо) и гонке Circuit des Routes Pavées (буквально, "гонки по Брусчатой Дороге"), что проводилась в городе Лилль.

"Из всех этих соревнований, Гран При в Бельгии наиболее простой, кубок Буайо наиболее опасный, а гонки по Брусчатой Дороге являются наиболее утомительными и болезненными. Я вернулся весь покрытый синяками."

(из интервью для журнала "Match", 1928 год)

Годом позже, он выиграл первый Ирландский международный Гран-При на трассе "Феникс-парк", управляя автомобилем Alfa Romeo.

24 мая 1929 года у Бориса Ивановского и его будущей супруги Ирен (Ираиды) Фохт-Романовой (р.1900) родилась дочь Марина (в некоторых источниках ее имя ошибочно указывается как Маурис). Супруги поженились в декабре 1930 года.

Живя в Париже Ивановский часто меняет адреса. В промежутке между 20-ми и 40-ми годами он проживает на следующих улицах: Rue du Rocher, avenue Mozart, Rue Descombes, Rue des Dardanelles, rue le Marois и Rue Duret.

Отдельного упоминания достоин тот, факт, что в справочнике Автомобильного Клуба Франции (ACF) за 1930 год, в качестве места проживания Ивановского указано шато "Сан-Суси" (Château Sans-Souci) в парижском пригороде Медон. Это место примечательно тем, что им в то время владел Великий Князь Борис Владимирович со своей супругой Зинаидой Сергеевной Рашевской, которые также покинули Российскую Империю после Революции 1917 года. Здание шато до наших дней не сохранилось, но было запечатлено на фотографиях.

На протяжении 20-х и 30-х годов XX века Борису Ивановскому удалось сделать выдающуюся автоспортивную карьеру: его имя и фотографии многократно появлялись в газетах Европы и Америки. В общей сложности, он принял участие, как минимум, в 20 профессиональных гонках в разных частях Европы. Пожалуй, главным его достижением, благодаря которому, его имя чаще всего вспоминают сегодня, является серебряный приз в гонке на выносливость 24 часа Ле-Мана, которую он провел за рулем автомобиля Mercedes-Benz "SSK". Его напарником тогда в очередной раз стал французский гонщик Анри Стоффель (Henri Stoffel).

Ивановский (в черном берете) и Анри Стоффель на гонке в Ле-Мане, 1931 г. (источник: BnF Gallica)
Ивановский (в черном берете) и Анри Стоффель на гонке в Ле-Мане, 1931 г. (источник: BnF Gallica)

Отдельные документальные находки указывают на то, что Ивановский питал страсть к азартным играм, что вполне вписывается в его яркий образ. Архивы Французской Префектуры Полиции (Préfecture de police) хранят дело Департамента по контролю над игорным бизнесом, согласно которому в феврале 1931 года, господин Ивановский был приговорен к штрафу за выписку необеспеченного чека в двух парижских увеселительных заведениях. Внешность и особые приметы нашего героя полицейские описали следующим образом:

рост - 1,90 м
телосложение - очень крепкое
волосы - светло-русые
лицо - округлое
цвет - лица ровный

Помимо автосоревнований, Борис Ипполитович торговал автомобилями, а также занимал ряд должностей в парижском бюро (представительстве) компании Alfa Romeo. Очевидно, что автомобили, для Ивановского являлись чем-то большим, чем работа или увлечение: в 1927 году, во Франции, вместе со своим соотечественником, Саидом Тукаевым, он патентует изобретение: особое запасное колесо для автомобилей.

Последней известной гонкой Ивановского является ралли Монте-Карло 1932 года. На нем ему удалось финишировать третьим на автомобиле Ford "V8". С этого момента про Бориса Ипполитовича долгое время ничего неизвестно, кроме того, что он живет в 16-м округе Парижа.

Вторая мировая война и поздние годы

В 1940 году, когда война пришла во Францию, Ивановский вынужден был вернуться на военную службу. В начале апреля, незадолго до того, как Германия начала наступление на Францию, Борис Ипполитович прибыл в качестве добровольца в местный центр организации (штаб) мотопехоты (Centre d'organisation des dragons portés).

Позже, в июле он поступил в местное военно-прикладное училище кавалерии, однако, уже два месяца спустя был официально демобилизован. Вероятнее всего, в связи с капитуляций Франции и окончанием военной кампании.

Через год Ивановский подает заявление на прохождение натурализации во Франции. Для этого он получает во Французском ведомстве по защите беженцев и лиц без гражданства (OFPRA) удостоверение личности. Процесс получения гражданства занял у него несколько лет, но в итоге, увенчался успехом.

Можно подумать, что Вторая Мировая для нашего героя закончилась не успев начаться, но это отнюдь не так: в сентябре 1944 его призвали на службу из запаса. Так младший лейтенант Ивановский оказывается определен в батальон подкрепления 2-й бронетанковой дивизии Французского экспедиционного корпуса на Дальнем Востоке (CEFEO). Началось очередное путешествие: через год Ивановский уже лейтенант в управлении службы материально-технического обеспечения во Французском Индокитае, а еще несколько месяцев спустя он получает перевод и находится при штабе генерала Леклерка в Калькутте, Индия.

В ходе Второй Мировой войны Ивановский был награжден французским Военным Крестом с серебряной звездой. Кстати, это не единственная его боевая награда - в досье о натурализации говорится также о наличии у Ивановского ордена Святого Георгия, полученного еще в Первую Мировую. По доступным спискам награжденных, орден не отслеживается, но зато на некоторых фото хорошо заметен белый крест, вполне похожий вышеупомянутую награду 4-й степени.

Послужной список Б. Ивановского из досье о натурализации за период 1940-1945 г.г.  (источник: Archives nationales de France)
Послужной список Б. Ивановского из досье о натурализации за период 1940-1945 г.г. (источник: Archives nationales de France)

После окончания Второй Мировой, в феврале 1946, Ивановский становится фигурантом расследования: Полицейская Префектура во Франции, получает обращение с информацией о том, что Ивановский, якобы сотрудничал с оккупантами в период военных действий. Расследование длится несколько месяцев, в результате - Борис Ипполитович оправдан. Следствию удается выяснить, что в действительности, он был активным членом Движения Сопротивления.

К 1948 году, Ивановский дослужился в армии до капитана. Он проживает в Маниле, на Филиппинах и совершает поездки по миру. Как минимум, дважды за год, с островов он летает в Сан-Франциско - сначала, в статусе военнослужащего, а затем, как коммерческий брокер. Видимо, примерно в этот период, он выходит в отставку.

В начале следующего года Борис отправляется в круиз на лайнере SS Santa Rosa (американской компании Grace Line). Корабль отчаливает из Нью-Йорка, пункт назначения - портовый город Ла-Гуайра в Венесуэле.

Табель пассажиров круизного лайнера "SS Santa Rosa", господин Ивановский - №14 в списке, 1949 г. (источник: Ancestry)
Табель пассажиров круизного лайнера "SS Santa Rosa", господин Ивановский - №14 в списке, 1949 г. (источник: Ancestry)

Проходит один год и в июне 1950 года, в государственном издании "Journal officiel de la République française" внезапно публикуется постановление суда примерно следующего содержания:

Согласно решению Военного Трибунала Парижа от 14 июня 1950 года, Ивановский Борис, родившейся 12 января 1893 года в России, проживающий в Маниле (Филиппины), на улице Сингалонг, дом 1121, не имеющий постоянного местожительства во Франции, признан виновным в шпионаже и заочно приговорен к конфискации всего настоящего и будущего имущества.

И тут, буквально на самом интересном месте, след Ивановского обрывается. К сожалению, получить какие-либо подробности о деле не представляется возможным в связи с установленным по закону сроком давности, так что, здесь нам придется набраться терпения.

Существует версия о том, что Борис Ивановский погиб в автокатастрофе в Венесуэле в 1967 году. Не стоит воспринимать ее слишком серьезно, ведь ей нет ни одного документального подтверждения. Впрочем, справедливости ради, она не выглядит абсолютно невероятной: мы наверняка знаем, что Ивановский любил быструю езду и бывал в тех краях.

В завершение скажу, что данная заметка - рассказ о текущих результатах, а не законченная биография - вопросов еще много, равно как и зацепок, которые предстоит проверить. Например, потомки Ивановского, которые, судя по всему, и сегодня живут во Франции!

"I'm very happy to win the first Irish Automobile Grand Prix."

Автор текста - Николай Данилкин

English version: https://teletype.in/@pussinnikes/ivanowsky

Буду рад Вашим вопросам, мыслям, комментариям и отзывам.

Если Вы хотите узнать больше об использованных в исследовании источниках, пожалуйста, свяжитесь со мной.

В случае, если Вы планируете использовать какие-либо материалы из данной статьи, пожалуйста, дайте ссылку на первоисточник.

Спасибо.

-16