Японию можно сравнить с неиссякаемым источником, только там не иссякают автомобили с пробегом. Уверен, что многие наши автомобилисты задавались этим вопросом: ну откуда в этой стране столько машин?
А если сравнивать емкость российского и японского авторынков, то… вопросов только прибавляется. Возьмем свежие цифры продаж автомобилей по итогам прошедшего года.
В нашей стране в 2022 году было продано 687,4 тыс. новых легковых и легких коммерческих авто, что на 59% меньше, чем в 2021-м (данные АЕБ).
А в Стране восходящего солнца за минувший год реализовали 4,2 млн новых автомобилей всех типов, львиная доля которых также легковые и LCV (данные JADA).
Выходит, что японский рынок в шесть раз (!) емче нашего.
Правда, стоит отметить: зато российский рынок автомобилей с пробегом в разы масштабнее японского. В 2022 году у нас в этом сегменте было продано 5,48 млн машин.
А в Японии… А там не принято тратиться на бэушную машину. И это не только менталитет, но и естественная тяга к экономии. Долго ездить на одной машине в Японии невыгодно и затратно. Автомобили с пробегом более 100 тыс. км облагаются колоссальным налогом и теряют почти 50% от первоначальной цены.
Поэтому уже через два-три года владения японец продает свою машину.
Это, конечно, не поголовная практика островных автомобилистов. Но люди, знающие тот автомир не понаслышке, говорят, что во многих случаях так и происходит.
Есть еще несколько причин, толкающих автомобилистов с Островов чаще обновлять свой автопарк.
- Строгий и дорогой техосмотр. Он проводится раз в два-три года и стоит около $800. Если же мастера обнаружат, что в автомобиле что-то не так, его отправят на ремонт. А это еще приличная сумма – до $3000. Поэтому японцу проще купить новую машину, чем терять деньги на техосмотры.
- Японец избавляется от машины, если она попала в ДТП. Авария у них – плохой знак. Они искренне верят, что после ДТП автомобиль становится несчастливым, поэтому от него лучше избавиться. К тому же ремонт битой машины в Японии опять же стоит дорого. Лучше купить новую.
- И еще одна причина: японцы – известные гаджетоманы. Могут продать даже свой новый автомобиль, если вышла более свежая модель или вдруг перестал нравиться цвет кузова.
И вот мы подошли тому моменту, когда условно четыре миллиона купленных за год автомобилей практически в раз становятся бэушными. И выставленными на продажу на различных автоаукционах. Это огромная цифра и очень приличный выбор для следующих владельцев.
Куда, кроме России, отправляются японские авто с пробегом?
Оказывается, действительно по всему миру. Есть данные, что в настоящее время услугами японских автомобильных аукционов пользуются более 100 стран мира. Такой вот спрос благодаря знаменитым японским качеству и надежности.
Итак, с японских аукционов автомобили отправляются, кроме России:
- В Европе: Кипр, Мальта, Турция.
- В Азии: Киргизия, Монголия, Пакистан, Туркменистан, Таджикистан, Индия, Индонезия, Таиланд, Пакистан и Бангладеш.
- На Ближнем Востоке: Грузия, Армения, Азербайджан, ОАЭ.
- В Африке: Танзания, Уганда, Замбия, Кения, Зимбабве, Малави, Намибия, Конго.
- В Азиатско-Тихоокеанском регионе: Новая Зеландия, Австралия, Филиппины, Шри-Ланка, Таиланд, Малайзия, Гонконг, Камбоджа.
- В Латинской Америке: Парагвай, Багамы, Перу, Доминикана, Гренада, Санта-Лючия и т.п.
Каким же своим маркам отдают предпочтение сами японцы?
Вот топ-5 продаж новых легковых авто в Японии в 2022 году (в шт):
1. Toyota ......1 040 552 (-14,7%)
2. Honda ...... 269 034 (-1,9%)
3. Nissan ...... 236 813 (+4,5%)
4. Mazda ...... 126 616 (+5,3%)
5. Suzuki ...... 101 382 (+2,2%)
Интересно, что у них по популярности «Хонда» на втором месте после «Тойоты». У нас же среди японских второе место традиционно у «Ниссана».