С позиций зарубежной психологии жизнь человека – это бесконечная череда проб и ошибок, либо совокупность реакций на внешние раздражители. Отечественная наука считает, что жизнь человека состоит из различных деятельностей. Ничего в нашей жизни не происходит вне деятельности. Завершается одна деятельность или она может оставаться незавершенной, начинается другая.
Отечественная психология разработала свою теорию деятельности. Правда, существуют две наиболее распространенные теории, которые до сих пор сравниваются и считаются соперничающими. Первая теория создана Леонтьевым А.Н., вторая – Рубинштейном С.Л.. Обе теории достойны изучения и внесли значительный вклад в развитие отечественной науки психологии.
В данной статье я буду говорить о теории Леонтьева А.Н., так как именно ее положения легли в основу изучения формирования умственных и практических действий.
Леонтьев А.Н. определил структуру деятельности человека, из которых соткана наша жизнь.
Он указал, что любая деятельность направлена на удовлетворение определенных потребностей. Причем, чаще всего таких потребностей, которые не связаны с биологическим смыслом существования. Есть, конечно, биологические потребности, но не они делают жизнь человека истинно человеческой. Основными побудителями нашей активности являются потребности в познании нового, общении, саморазвитии и самореализации.
Возникшая потребность ощущается как потребностное состояние, которое проявляется в поисковой активности. Или ее называют ориентировочной деятельностью. Человек начинает искать предмет потребности, который укажет направление и определит все дальнейшие действия. Предметом потребности может быть вещественный объект, абстрактный или представляемый образ.
Например, человек чувствует себя одиноким. Он испытывает потребность поделиться своими мыслями, переживаниями с кем-то. Что может стать предметом его потребности? Наверное, готовность других людей выслушать его. Для этого нужно найти таких людей.
Так предмет потребности определяет какими должны быть действия человека. В данном примере, таким действием может быть поиск людей через интернет, или в общественных местах, таких как кофе, кинотеатры и т.п.
Предмет потребности называют мотивом. Он наделяет деятельность смыслом. Если потребностное состояние человека не превращается в потребность с определенным мотивом, и не преобразуется в деятельность, то человек испытывает ощущение бессмысленности существования. Так часто бывает у подростков, которые в силу накопившихся знаний и опыта чувствуют потребность быть востребованными в обществе, но не знают, куда направить свои возможности, начинают испытывать чувство неопределенности, бессмысленности своих действий.
Благодаря мотивам деятельности в нашей жизни более или менее организованы. Что-то мы оставляем на потом, что-то считаем важным и принимаемся за его выполнение. Причем Леонтьев отмечает, что истинные мотивы наших поступков мы чаще всего не осознаем, а значимость того или иного события определяем по эмоциональному отклику.
Например. У человека все хорошо, работа, дом, семья, но на душе неспокойно, его постоянно что-то тревожит. Это и есть тот эмоциональный отклик от неосознанного мотива деятельности, которую он либо уже совершил с неблагоприятным результатом, либо хочет совершить, но все время откладывает.
Кроме мотива и действий в деятельности различают цели. Цель – это представляемый результат деятельности. Так, одинокий человек, имеющий потребность в общении и мотив в виде слушающих людей, ставит цель познакомиться с такими людьми.
Соотношение мотивов и целей деятельности имеют важное значение в выявлении истинных причин поведения человека, и его личностном развитии. Внешне похожие действия разных людей могут иметь разные мотивы, а значит разные смыслы. Например, один человек ищет общения ради общения, а другой знакомится с другими людьми ради корыстных целей.
Братусь Б.П. приводит такой пример. Сначала человек употребляет спиртное за компанию. То есть сам процесс употребления алкоголя – является для него действием, которое направлено на цель – быть принятым в компании. Затем сам процесс употребления становится целью, а общение с друзьями уходит на второй план. С этого момента возникает зависимость.
Леонтьев различает два вида деятельности, теоретическую и практическую. Теоретическая имеет целью получение умственного продукта, и практическая, направленная на создание конкретного предметного результата. В зарубежной психологии умственный вид деятельности превозносился по статусу над практическим. В связи с чем рабочий труд за рубежом всегда недооценивался. Наши психологи считали, что умственный вид деятельности – это преобразованный практический труд. К тому же, оба эти вида прочно связаны друг с другом. Как умственный труд не обходится полностью без практических действий, так практическая деятельность использует умственные действия.
Преобразование внешних действий во внутренние изучалось Гальпериным П. Я. Он разработал теорию поэтапного формирования умственных действий, которая широко используется в обучающей практике.
Таким образом, отечественная психология представила жизнь человека чередой сменяющихся деятельностей, направленных на достижение различных целей.
Возможно вам будет интересна статья "Отечественная психология о жизненных ориентирах личности"
Все статьи блога посвящены отечественной психологии, ее научным достижениям и возможности применения их в реальной жизни. Более подробно некоторые темы я раскрываю в своих книгах по научно-популярной психологии. Например, книга об эмоциональных переживаниях размещена на Литрес.