Как известно, 12-го января 1943 года началась операция «Искра» — очередная попытка прорвать Блокаду Ленинграда. 18-го января войска Ленинградского и Волховского фронтов встретились — наступление увенчалось успехом.
А какое же наступление без танков? И это тоже не обошлось. Танков было много, но на каждом фронте была своя специфика.
Ленинградскому фронту предстояло форсировать Неву по льду, который мог выдержать вес лишь самых лёгких боевых машин. Именно лёгкие танки должны были переходить Неву прямо по льду в первой волне наступления. После чего наводились переправы и должны были наступать «тридцатьчетвёрки» второго эшелона. С переправой идей было много — тросы вморозить в лёд или взрывами создать ледовый канал, по которому наводить обычный понтонный мост.
В окончательном варианте было решено создать колею из деревянных «рельс» соединённых стальными болтами и уложенных на вмороженные в лёд шпалы. Таких переправы строили четыре, но лишь одна оказалась способной 14-го сентября начать переправу танков.
Хотя в документах есть немало описаний операции, но вопросов немало осталось. Даже точный состав танков не указан, приходится его собирать по разным источникам.
В первой волне наступления шла 61-й танковая бригада, 86-й и 118-й танковый батальоны.
61-я бригада состояла из двух танковых и автоброневого батальонов, плюс была резервная рота, которая тоже пошла в бой. Всего 71 танк Т-60 и 25 бронеавтомобилей БА-10 к началу операции.
В 86-м батальоне было 30 танков БТ-5 и БТ-7 и 2 бронеавтомобиля БА-10.
В 118-м батальоне 10 танков Т-26 и 20 танков БТ-5, 1 бронеавтомобиль БА-10.
Для развития успеха предназначались 152-я и 220-я танковая бригады.
В 152-й бригаде было 33 танка Т-34 и 6 БТ-7 и 12 БТ-5, 3 бронеавтомобиля БА-10 и 1 БА-20.
В 220-й бригаде — 34 Т-34, 3 Т-50, 13 Т-26 и 4 самоходных установки Т-26-4.
Таким образом имелось всего 233 танка, 4 САУ и 32 бронеавтомобиля.
Вот некоторые документы по составу частей.
Войска Волховского фронта располагали гораздо более мощной танковой группировкой.
В составе 2-й Ударной и 8-й армии было 4 танковых бригады, 2 танковых полка и 6 отдельных танковых батальонов. Чтобы не перечислять состав всех частей я свёл их в таблицу.
В ходе операции с завода получено 20 Т-34 и 15 Т-70. Из которых 8 Т-70 поступили в 122-ю бригаду, остальные в 98-ю.
Кроме того, добавилась 124-я танковая бригада из 54-й армии — 37 танков (2 Т-34, 7 БТ-7, 13 Т-26, 14 Т-60 и 1 Т-40).
В составе 8-й армии ещё 47-й и 49-й бронебатальоны по 22 бронеавтомобиля в каждом.
Боевые действия для танкистов Ленинградского фронта шли очень тяжело. Лёд, под машинами проваливался, несмотря на температуру минус 22-24°. Не всё и не всех удавалось вытащить. Экипажи тонули вместе с машинами, да и выжить в ледяной воде шансы невелики. Кроме того, немцам даже не было нужды попадать в танк, достаточно положить несколько мин рядом, и в полыньи уходили танки и люди.
Левый берег Невы был достаточно крут и обледенел, даже преодолев Неву не всегда удавалось на него подняться и приходилось искать более удобные места, маневрируя по льду на виду у врага.
Бои шли в очень сложной обстановке, связь не работала, координация между частями и соединениями была налажена плохо. Танковым частям пришлось менять места переправ и вступать в бой не по плану. В результате и пехота оставалась без обещанных танков, и танки оказывались без поддержки пехоты в нужный момент.
Для операции отбирали лёгкие машины, способные перейти по льду Неву. Но это их преимущество оказывалось недостатком на берегу. На дворе был январь 1943 года, танки БТ и Т-26 со своей тонкой броней были беззащитны против всех противотанковых средств Вермахта того периода. Уже в первые два дня наступления оба танковых батальона потеряли все свои танки.
В 61-й бригаде потери тоже были огромные. Лишь 14-го января удалось наладить переправу через Неву и в бой пошли 152-я и 220-я танковые бригады. Однако в неразберихе наступления наладить их взаимодействие с уже прогрызающей немецкую оборону пехоту оказалось проблематично. Потери были огромны.
Танкистам Волховского фронта не пришлось форсировать реки, но на их пути были сплошные леса и болотные топи, не замерзающие даже в такой лютый мороз. Дорог практически не было, не было даже тропинок. Приходилась выбирать — или проламываться сквозь лес, или рисковать на чистом заснеженном поле, где утонуть тяжёлые танки могли за несколько секунд.
В отчётах начальство очень недовольно работой танкистов, считая, что они недостаточно поддержали пехоту. За что пехота платила кровью тысяч солдат.
Но эти танкисты выполнили свой долг до конца.
В ходе операции Ленинградский фронт потерял 221 танк, из которых только 60 смогли восстановить. Из них 3 танка утонуло в Неве, 34 остались в болотах, 60 подбито и сгорело на поле боя, 56 подбито немецкой артиллерией, 8 подорвалось на минах. К началу операции было 237 машин.
Волховский фронт потерял 228 танков, из которых 60 было подбито артиллерией, 41 сгорел на поле боя, 60 подорвалось на минах и 67 утонуло в болоте.
В длинном списке тех, кто своей кровью заплатил на прорыв Блокады, 871 танкист Ленинградского фронта. Из них 318 погибло и 66 пропало без вести. На Волховском фронте погибло 913 танкистов, 1827 было ранено и 183 пропали без вести…