«Я понял, что стал взрослым, когда полюбил горький шоколад». «А я – когда купил личный тонометр».
Доступность тонометров и простота их использования лишь добавляют масла в огонь ипохондрии. Да, это самая настоящая ипохондрия – боязнь заиметь болезнь сердца. «Снимается» страх компульсивным действием – проверкой давления.
На самом деле не снимается, а усиливается. Иллюзорное чувство контроля за давлением – это навязчивый ритуал, которым вы раскручиваете маховик тревоги. При чем тут тревога? При том, что именно она является главной причиной как навязчивых мыслей, так и навязчивых действием.
Смотрите, как это работает. 1-й вариант: под него попадают чрезмерно ответственные, сверхконтролирующие люди. Держать под контролем ВСЁ – невероятно сложно и энергозатратно. Утомленный контролем мозг придумал «лазейку» - подсунул одну, но большую навязчивую мысль. Сосредоточиться на ней – проще, чем контролировать все вокруг. Человек переключается на давление, начинает разбираться в моделях тонометров, знает расписание работы кардиолога, встречается с ним чаще, чем с друзьями.
2-й вариант: к нему склонны те, кто ловит себя на ощущении внутренней пустоты, заполнить которую крайне сложно. Это ощущение пустоты порождает настолько сильную тревогу, что переживать ее практически невыносимо. И снова мозг-черный-плащ спешит на помощь: а смотри, а смотри – шепчет он – вот же, у тебя есть сердце! И, кажется, оно стучит как-то не так… А давай-ка померяем пульс и давление!
Человек хватается за тонометр хваткой утопающего: теперь ему есть чем заполнить внутреннюю пустоту. Ежедневный контроль давления, может, и утомителен, но точно легче, чем всепоглощающая тревога, бывшая до этого.
Что с этим делать: вы знаете, куда нажимать, чтобы записаться на консультацию и разобрать своих демонов на атомы.
4