Не нашла подходящей цитаты. Даже обидно. Все знаменитые люди уверяют, что возраст - "тебя не определяет", что "настоящий возраст внутри".
Я встречала на своём пути прекрасных людей, чей возраст нисколько не мешал нашему общению и взаимопониманию, красоте и активности. Например, в штате Огайо живёт моя подруга 72 лет.
Но даже этот опыт не даёт мне права сказать, что возраст не важен. Он имеет огромное значение для тех процессов, что происходят в нашем теле, а эти процессы в свою очередь оказывают огромное влияние на процессы познания (обучение, общение, принятие решений и пр). На языке специалистов эта связь называется психо-физиологическими особенностями развития.
Даже если вы никогда не интересовались психологией, такие понятия, как подростковый кризис и кризис среднего возраста вам, скорее всего, знакомы. Первый - так точно.
Тело человека проходит определённые стадии взросления: растут органы и меняется наше тело, иначе начинают работать психические и физиологические механизмы.
Эти изменения необходимо учитывать в процессе воспитания и образования. Речь идёт не только о том, что преподавать человеку в 5, в 15 и в 70 , но и как доносить информацию, какую, кто должен это делать и стоит ли вообще.
Пройдёмся кратко и при этом вдумчиво по специфическим чертам разных возрастов. Сегодня - от момента рождения до 3 лет.
Подробный и очень живой рассказ о мозге и специфике его развития можно услышать в лекции Станислава Дробышевского: "Неврология: мозг - как стать умнее, желательно прямо сейчас" (https://youtu.be/bwVgZr7aCe0).
От рождения до 1 года:
"Маленькие дети имеют много общего с интеллектуалами. Их шум раздражает; их молчание подозрительно"
Габриэль Лауб, польский писатель и журналист.
Первые 10 дней жизни маленький человек называется новорожденным. А далее вплоть до 1 года его будут называть младенцем.
Человек - из тех млекопитающих, что рождаются совершенно беспомощными и требуют заботы и ухода в течение нескольких лет до тех пор, пока сам сможет ходить, общаться, питаться.
Для сравнения детёныш слона или кобылы рождается значительно более подготовленным к жизни - в течение пары часов он встаёт на ноги и начинает ходить, сосать молоко. Даже детёныш гориллы или шимпанзе адаптируется быстрее человека.
Казалось бы, самое главное с технической точки зрения - поставить нового человека на ноги - научить всем необходимым функциям, чтобы от слоненка не отставал.
И все же ключевым фактором в развитии человека в этот период становится коммуникация. Взрослому нужно использовать не только привычный способ - речь, но передавать информацию тактильно (через прикосновения), визуально (взглядом, жестами, мимикой), энергетически (настроением, чувствами, играми).
Если посмотреть на процесс роста мозга человека - а этот процесс принято считать оконченным в возрасте 25 лет то каждый из нас проходит те же стадии развития, что миллионы лет назад проходили наши предки.
Так за первый год жизни человек пролетает десятки тысяч лет пути. Он учится воспринимать, распознавать, узнавать, чувствовать, понимать, запоминать, наблюдать и общаться. За всю свою жизнь более не будет у человека такого скачка в развитии.
Проведите опыт (я так часто делаю).
Если окажетесь рядом с бодрствующим младенцем (от 3-4 месяцев), попробуйте поговорить с ним взглядом: удивитесь ему, представьтесь, поиграйте. Мой опыт подсказывает, что в этот момент малыш будет с интересом за вами наблюдать и скорее всего даст реакцию (улыбка, смех, слюни).
От 1 года до 3 лет:
Этот период называют ранним детством.
На этом этапе мы обычно видим результаты развития первого года жизни. Ребенок начинает ходить, говорить (тут нужно отметить, что за последние 10 лет возрастная планка первых речевой проявлений опустилась до 3 лет. Это связывают с влиянием технологий, меньшей вовлеченностью родителей в коммуникацию с детьми. Кроме того, принято считать, что у мальчиков речь может развиваться позже, чем у девочек), играть; уже сформированы функции внимания и памяти- больше лиц и больше предметов узнаваемы малышом, развивается фантазия и образное мышление (первые каляки-маляки); к двум годам человек переходит от физических экспериментов к умственным (сначала думаю, потом делаю).
Это плодотворное время для чтения сказок и рассматривания картинок (формирование образного мышления); слушания песенок, озвучивания животных, заучивания простых стишков (развитие взрослой речи), игр - собирания кубиков, разбирания вещей, поиска замочков, простых ролевых и театральных игр.
Прекрасное время!
И тут важно не забыть, что развитие умений коренным образом влияет на наше поведение.
Научившийся ходить и говорить, ребёнок теперь не столь зависим, теперь у него есть собственные инструменты влияния на окружающий мир, и он их активно использует. Маленькие люди начинают противоречить родителям, требовать то, что "нельзя" - для чего раньше они были малы, и устраивать истерики.
И тут родитель, словно эквилибрист на канате, идёт вперёд, стараясь не упасть в пропасть попустительства или в гневный ров.
Это время формирования у ребенка представлений об авторитете. Не авторитета силы, не авторитета возраста, не авторитета власти - самые понятные и просиые в исполнении, а авторитета мудрости и доверия. Терпение и нестандартные решения - лучшие друзья родителя в этот период.
Так одна мама рассказала мне, что в ответ на истерику на полу в магазине упала рядом и тоже заистерила. Ребёнок был так шокирован, что тут же опомнился.
Авторитет мудрости можно поддержать разъяснениями, примерами и практическими опытами (например, опасность горячей воды), в то время как авторитет доверия формируется через сочувствование: я - такой же, как и ты; и через совместную деятельность: удовольствие, взаимопомощь, показ уровня мастерства - какой классный у меня папа!).
На исходе же периода раннего детства маячит второй - ещё более масштабный кризис - кризис 3-х лет. Люди, переживающие этот кризис столкнулись с очевидным фактом: "теперь я точно взрослый"; и потому не только продолжают свои протестные действия по отношению к правилам жизни и авторитетам, но и требуют самостоятельности и свободы. Слонёнок громит посудную лавку.
До роста и развития и организма "руки" уже не доходят. Всё силы пущены на борьбу за существование. Особенно в этом возрасте опасны конфликты между родителями, которые дают дополнительную пищу для стресса, но и используются маленьким человеком, как инструмент для разрушений.
Интересно, что советы психологов и педагогов по воспитанию в этот период представляют собой список из многих "не". А что делать? Как воспитывать?
Чем дальше мы двигаемся по этапам развития человека, тем меньше общих способов и советов можно найти. Индивидуальность разума проявляет себя. Лишь опыт может подсказать:
- Как говорить с ребёнком - быстро или медленно, строго или ласково;
- Требовать или просить, наказывать или жалеть;
- Терпеть истерику или плакать вместе...
Взрослый на то и взрослый, что умеет действовать на основе полученной информации и пользоваться своим разумом - создавать нестандартные решения нестандартных задач.
Так один родитель, почувствовав и увидив проявления кризиса 3 лет, понимая, что это "заявка на свободу", даст ребёнку почувствовать себя взрослым и свободным, при этом удерживая свой авторитет ещё более взрослого; а другой даст попробовать свободу, ощутить ответственность и опасность, затем предложит поддержку и поможет справиться, таким образом поставив кризис на паузу и поддержав свой авторитет... И решений множество.
Главный совет впрочем не отличается от совета по преодолению кризиса 1 года, да и, на мой взгляд, кризиса 7 лет, подросткового кризиса, юношеского кризиса - идти вперёд в доспехах мудрости и с факелом доверия.