Профориентация: что ценно? Перед новым годом ко мне обратился хороший знакомый с предложением разработать интерактивный помощник для профориентации и наставничества подростков. Я, естественно, в восторге от этой идеи. Занялись разработкой. Я тем временем еще раз пробежалась по лучшим и просто продуктам, которые я знаю в этой области, чтобы сформировать гипотезу о том, что ценно в профориентации подростков. Теперь мне нужна помощь родителей подростков и всех тех, кто пользовался услугами профориентологов/профориентационных центров/сайтов/лагерей и тп. Итак, вопрос: что было наиболее ценно для вашей семьи в процессе и в результате профориентации? Опрос здесь Буду очень благодарна за ваши ответы и подробные комментарии. Это поможет сделать очень полезный продукт.
Живая Школа
380
подписчиков
➡️ Профориентация и Наставники…
Новая Эра Прочитала сегодня в канале одной уважаемой женщины-философа Елены Преображенской, что мир переходит от Эры Предпринимателей к Эре Просветителей. Меня это в целом воодушевляет. Хотя волнует вопрос о том, насколько новые просветители будут правы и честны в свете, который несут. Последние годы показывают, что общество верит тем, кто громче кричит, вместо того, чтобы доверять экспертизе и опыту. Что думаете? Кто такой для вас Просветитель? Встречали ли таких на пути?
Все мы немного лошади... или нет?
Начались рабочие дни, и мы почувствовали, что "все мы немного лошади. Каждый из нас по-своему лошадь". Только 2 недели назад загадывали желания, писали планы, обещали самим себе, что все будет по-новому, и вот остаются силы только чтобы пожевать овса и упасть. В итоге мы перестаем мечтать, радоваться и весь год решаем проблемы. Бывало у вас так? Я помню себя лошадкой, которая как в стихотворении Маяковского падает, затем несмотря ни на что "встает на ноги" и идет. Видимо до следующего падения. ...
Подростки, которым важно Часто читаю, да и сама пишу статьи о том, что волнует, о том, что беспокоит родителей педагогов, меня. Например, о подростках, которые ничего не хотят, о хамстве, о лени, о страхах и манипуляциях. И, возможно, создается впечатление - неверное - что подростковый возраст это сплошные беды. Вот сегодня хочу рассказать о подростках и их качествах, которые меня вдохновляют, которые воодушевили меня выбрать именно этих людей, как тех, с кем мне радостно и интересно работать. Меня очень радует, что на сегодняшний день все мои студенты сами назначают встречи. Казалось бы - ну подумаешь. Для меня же это самый верный показатель заинтересованности и запроса, показатель того, что ребятам важно. Например, Даша - наш чудесный контент-мейкер - Даша Садах по истине готова вытряхнуть из меня душу (это шутка), чтобы добиться ответов. Наши разговоры длятся часами. А когда заканчивается разговор со мной, Даша уже обработала информацию и строчит сообщения Косте, чтобы получить его мнение. Эти неуемность, юношеский максимализм, сила, направленные в русло интереса могут давать по истине впечатляющие результаты роста и развития личности подростка. Причем им важно не просто встретиться, им важно - разобраться, докопаться до истины. Недавно один мой студент поделился со мной (и в скором времени обещал сделать это и в отзывах) наблюдением о том, как непросто бывает самому разобраться в своих мыслях, желаниях и как помогает, когда я задаю точные вопросы и обращаю внимание на детали в размышлениях. Он был удивлен той глубиной, которая есть в нем самом. Во взрослеющем человеке заложен мощный импульс к самопознанию, который при правильной поддержке дает плоды мудрости и разумности еще до окончания школы. Наконец, самым ценным в подростковом возрасте, на мой взгляд является гибкость и адаптивность, податливость к изменениям, определяемая процессом поиска истинного себя. Когда я консультирую родителей, я часто сталкиваюсь с ситуацией застоя: родитель слушает, кивает, соглашается, делает выводы; я воодушевляюсь, ибо верю, что человек обнаружил новый путь и готов по нему двигаться, но при следующей встрече происходит полный откат к "заводским настройкам". Взрослому трудно принять новый взгляд, даже если он сам до этого дошел. Мозг взрослого таков, что он не позволяет легко установится новому мнению, в особенности, когда опыт твердит обратное. Зато подросток, а точнее его мозг, устроен так, что готов принимать много информации и достаточно легко делать ее своей. Отсюда идет и легкость, с которой банды, модные течения и вредные вещества могут так легко завладеть подростком. Именно поэтому наставничество столь ответственная сфера деятельности. Значимы слова, действия, поведение того, кто имеет авторитет в глазах подростка. Есть прекрасная цитата из книги "Как любить ребенка" Януша Корчака, всемирно известного педагога и врача: "Надо остерегаться смешивать "хороший" с "удобным"...". Не ленивый, спокойный, усердно учащийся на хорошие оценки, вежливый" - это все "удобный". Если же он ленится, делает только то, что нравится, скатился на плохие оценки - отнюдь не значит, что он плохой. Это значит, что пока не нашелся тот интерес, который подтолкнет его к развитию. Это значит, что еще не поймал он вдохновение от авторитетных взрослых, рядом с которыми расцветет его интерес. Этими авторитетными взрослыми могут быть и родители, которые увлечены своей профессией или хобби, это могут быть сильные педагоги, которые живут своим делом, это могут быть яркие наставники - достойные интересующиеся люди, чьи поступки станут вдохновляющим примером для подростка. И главное - этими авторитетными взрослыми могут стать только те люди, которым самим важно...
Ужасный Тайный Санта, или подарки лжи. Раньше думала, что только я какая-то неправильная - не люблю игры с обменом подарками, не поддерживаю сбор денег на дни рождения и подобное. Собственно, ощутив себя, наконец, взрослой, я недавно отказалась в коллективе участвовать в сборах денег и обмене подарками: "Просто исключите меня. Мне дарить тоже ничего не надо". И продолжила жить спокойно и счастливо, поздравляя лично тех, кто мне приятен. А вчера говорила со своей студенткой-ученицей 8 класса. Девушка поделилась наблюдениями о том, как с детства её принуждают участвовать в школе в этих "играх" и чем заканчиваются подобные мероприятия. Она говорила о том, как ребята портят специально подарки, дарят старые ненужные вещи, прячут или теряют бумажки с именами... Слушая её, я вдруг вспомнила то, что, наверное, никогда не вспоминала - ужасные моменты своего поведения (хотя я была правильной девочкой, отличницей и тп). У меня перед глазами встали картины того, как мы с другими девочками в начальной школе специально портили (пинали, кидали, мяли) подарки, которые должны были по заданию принести на 23 февраля доставшимся (но не нравившимся) нам мальчикам. Любопытно и горько оказаться по другую сторону, посмотреть глазами того, кому такое дарили... Мне жаль теперь. Но виновна ли я была в таком своём поведении?.. Казалось бы традиция дарить подарки в начальной школе должна бы воспитывать в детях другое. Кстати что? Чем больше думаю, тем меньше понимаю, какой воспитательный момент заложен здесь. Сейчас, разбирая свое поведение, я думаю, что стремление испортить вещь, которую заставляют подарить, наглядно иллюстрирует борьбу с насилием над личностью, насилием над душой человека. Лично для меня подарок или поздравление - это порыв души. Если я воодушевлена идеей кого-то поздравить или что-то подарить, я буду вкладывать в это силы, время, мысли, чувства и буду делать это с радостью. Сам процесс дарения мне нравится гораздо больше процесса получения подарка. Здесь есть и риск, и креатив, и сочувствование. Наконец, в процессе дарения проявляется истинная любовь и благодарность, истинная чистота. И вот мы - что же мы делаем с этим чистейшим и честнейшим процессом - мы предаём его насилию, сводим к обязательству, к расчёту. По магазинам снуют люди, уставшие и стремящиеся купить абы что на оговоренную сумму. Я человек не воцерковленный какой-либо из религий, и все же не знаю, как иначе назвать это кроме дьявольщины. И ладно мы - взрослые - несём на себе груз обязательств, от которых не можем (почему) или не хотим отказываться. Но за что же мы с детства производим насилие над детьми, приучаем их врать в таком светлом и чистом деле как подарки, как благодарность ("скажи тёте спасибо", даже если не хочешь). Кого мы растим? Кем мы становимся после этого? Несколько лет назад началась акция "Дети вместо цветов", которая разорвала общество. Раньше мне она казалась правильной, а вот теперь я вижу в ней по сути не обращение к человеку и его желанием, а управление денежными потоками. Я не могу сказать что правильно для всех. Я могу сказать, что правильно для меня. И исходя их внутреннего порыва дарения или благо-дарения я хочу действовать. И то же с подарками на Новый год. Я хочу дарить от души. Не хочу быть обязанной. Не хочу считать суммы. Не хочу лгать и натянуто улыбаться, когла кому-то вручают конверт. Я хочу - даря или благодаря - чувствовать высшую радость. И я хочу, чтобы именно такая культура дарения и благодарения существовала в обществе. А вы?
Кто он - невозможный подросток?
Итак, мы остановились на герое, который был непонят и отчасти забыт - на Воспитании. В комментариях в прошлому посту в нашей группе были высказаны интересные мысли о том, что воспитание, возможно, имеет максимальную силу и перспективу раньше ("пока воспитуемый лежит поперек лавки"), что воспитание - это в первую очередь "пример поведения" всех героев, на который будет опираться будущий взрослый, что полученный результат - "поведение подростка - это отражение примеров, вложенных до тех пор всеми остальными героями"...
Подростковый кризис: кто виноват и что делать?
Начала писать пост про наставников и учителей, но вылилось из меня то, что действительно очень задело и продолжает волновать. Поколдовав немного, я превратила это в историю, которую мы с вами сможем продолжить вместе. Давайте начнем! Учитель. Он талантлив и бодр, разбирается в своем предмете и имеет достойный опыт. Его задача - донести образовательный материал, определить качество его усвоения, приложить свои знания и навыки, чтобы материал был усвоен. На этом пути учитель вынужден преодолевать...
Чтобы год прошёл с пользой: мечтаем и строим стратегию года в 3 шага
Спрашиваю своих студентов и знакомых подростков, готовы ли к школе, чего ожидают от года. В ответ закатывание глаз и загробный стон: "Опять школа!" Их можно понять. Сменять отдых и развлечения на дела всегда трудно и лень, особенно тогда, когда не понимаешь, чем тебе эти дела полезны. Так для многих школьников учёба представляет собой постоянное испытание и мучение, смысл которого не ясен. Особенно, когда на фоне в тик-токе сверстники, не окончившие школу, развлекаются и разбрасываются деньгами...
Почему образование превращается в дрессировку, и как этому помогает электронный дневник?
Время от времени заглядываю в разные учительские паблики. Чтобы вести обучение и поддержку подростков, учителей и родителей, важно понимать, что их тревожит и какие проблемы есть в современном образовании. И вот прочитала небольшую анонимную историю об учителя, которая с опозданием выставила своему ученику шестикласснику оценки в электронный журнал. Вслед за чем последовал скандал с привлечением завуча и директора. Мама ученика требовала наказать учителя за то, что она не знала об оценках сына и о том, что они уже давно плохи...
Эксперимент над мужем. День 3
Напоминаю вам, что цель эксперимента - исследовать влияние видео-игры на человека, который ничем не занят и может предоставить свое внимание игре полно и безраздельно в течение 5 дней. В качестве испытуемого выступает Константин Колотов @kolotov_world ; выбрана любимая им в подростковом возрасте игра "Fallout2"; в качестве минимальных обязательных дел выбраны: мытье посуды и прогулка около 30 минут с собакой; все необходимое для комфорта у Кости есть. День 3, 06.01, отчёт Кости: ✅️ длительность, качество и эффективность сна - сегодня лёг пораньше...
Эксперимент над мужем. День 2.
Напоминаю вам, что цель эксперимента - исследовать влияние видео-игры на человека, который ничем не занят и может предоставить свое внимание игре полно и безраздельно в течение 5 дней. В качестве испытуемого выступает Константин Колотов ; выбрана любимая им в подростковом возрасте игра "Fallout2"; в качестве минимальных обязательных дел выбраны: мытье посуды и прогулка около 30 минут с собакой; все необходимое для комфорта у Кости есть. День 2, 05.01 ✅️ длительность, качество и эффективность сна...
Эксперимент над мужем. День 1.
Напоминаю вам, что цель эксперимента - исследовать влияние видео-игры на человека, который ничем не занят и может предоставить свое внимание игре полно и безраздельно в течение 5 дней. В качестве испытуемого выступает Константин Колотов @kolotov_world ; выбрана любимая им в подростковом возрасте игра "Fallout2"; в качестве минимальных обязательных дел выбраны: мытье посуды и прогулка около 30 минут с собакой; все необходимое для комфорта у Кости есть. Итак, первый день, 04.01.2024 был по сути тестовым...