Найти тему
Экспедиция

Ресторан “Экспедиция”: экстремальная история создания

История основания ресторана “Экспедиция” началась очень необычно, как и большинство проектов нашей команды. Летом 2000 года Александр Кравцов, основатель бренда, решил похудеть в свойственной ему экстравагантной манере - отправиться в экспедицию. Крайний Север, район полярного Урала, схема «туда вертолетом — обратно без продуктов».

Маршрут был построен так, что сначала участники экспедиции забрасывали катамараны и тяжелое снаряжение, потом сами высаживались в горах, пешком шли до вещей, а дальше сплав.

Вертолетчики не просто ошиблись на 40 км, они ошиблись стороной водораздела, и группа оказалась не в Азии, а в Европе. Конечно, у них было оружие и рыболовные снасти, но охота и рыбалка требуют времени. Да и нелегко накормить одной уткой или тремя хариусами оголодавшую братву.

Александр Кравцов всегда считал, что главное в группе, команде, компании — позитивный настрой. И придумал сказку о невероятно вкусном ресторане, который они построят, когда вернутся. Что весь персонал — и повара, и официанты — будет путешествовать и искать деликатесные продукты на просторах Севера и Сибири.

Сказано — сделано. Когда группа вернулась в Салехард, была закуплена свежайшая деликатесная рыба нельма и муксун. Затем Александр отправился в Италию, к маститому знакомому ресторатору Энрико Пегану. Под Вероной на вилле Бозелли у него несколько ресторанов, опыт открытия заведений больше сорока лет.

Первоначально предполагалось, что будет открыт маленький гастрономический ресторан на арендованной площади. Но, как характеризует «Руян» сибирский художник по дереву Иван Баженов, «нам главное не пройти путь, нам главное зарубиться».

В итоге был куплен особняк на Солянке, в центре Москвы, пришлось сменить три строительные компании и потратить в несколько раз больше времени и денег, чем первоначально планировалось.

14 июля 2002 года открылся ресторан «Экспедиция». Этот же день стал днем рождения нашего нового бренда — бренда веры и образа жизни. Это был дорогой ресторан, созданный для своей целевой аудитории, которая не часто ходила мимо него пешком по улице Солянка, к тому же был не сезон. После шумного его открытия ресторан стоял пустой.

На раскрутку ресторана нужно несколько месяцев, сезон начинается в сентябре - но основатели “Экспедиции” тогда этого еще не знали, как и многих других деталей. Для них было физически больно видеть пустой зал. При этом очень важно было вдохновлять официантов: они считали, что в ресторане “Экспедиция” официанты будут разговаривать с людьми «горизонтально», на равных, а не сверху и не снизу, независимо от их статуса.

Через пару недель было решено устроить вечер с полным залом. Каждый из топ-менеджеров «Руяна», нашей основной компании, позвал своих знакомых и товарищей, которые могли бы заплатить за ужин сами. Необычным стало то, что сами топ-менеджеры взялись работать официантами.

Зал действительно наполнился, и даже не всем хватило мест, потому что кроме приглашенных два столика занимали люди, которые просто случайно попали в ресторан. В конце вечера Владимир Чекурда, один из основателей ресторана, который обслуживал столик со случайными гостями, принес им счет и услышал следующий вопрос-комментарий: «Сколько мы должны оставить вам чаевых, если у вас часы на руке дороже, чем наши машины?..»

Вскоре после этого случая в ресторан зашли несколько австралийцев, как впоследствии выяснилось, они оказались журналистами «Moscow Times». Их настолько впечатлила идея нашего ресторана, наша северная кухня и обслуживание, что через несколько дней в «Moscow Times» вышла статья на целую полосу, с фотографией вертолета, с восторженными текстами — и сказочно быстро молва начала раскручиваться.

И тут произошло ЧП — в ресторане кончилась северная рыба. «Экспедиция» изначально был создан как ресторан, где подаются блюда из продуктов, которые можно раздобыть, найти, поймать только в труднодоступных уголках Крайнего Севера и Дальнего Востока. И подразумевалось, что каждый официант и каждый повар участвует в этих путешествиях и поэтому может честно и красиво рассказать о том, что мы делаем (это абсолютно отличало и отличает нас от всех других ресторанов Москвы).

Конечно, мы могли купить в Москве семгу или лосося, но это было бы предательством идеи. За то, чтобы в ресторане всегда была правильная рыба, отвечал коллектив ресторана, поэтому Александр Кравцов с двумя помощниками приехал в ресторан и уволил… 100 % персонала. Всех, до единого человека.

После этого он сказал, что готов заново провести собеседование со всеми бывшими работниками, кто способен объяснить, почему кончилась рыба, хотя они знают, что без северной рыбы этот ресторан не в состоянии работать. И готов выслушать, что они сделают для того, чтобы рыба появилась немедленно.

Рыба появилась на следующий день, хотя нам рассказывали, что ранее чем через 10 дней это сделать невозможно. Восемьдесят процентов коллектива попало на работу снова, и ресторан очень быстро стал набирать обороты.

✅ Отличие «Экспедиции» от других брендов заключается в подлинности. Это продукты без генной модификации в ресторанах, пережитые испытания, реальная проверка снаряжения во время путешествий. А еще возможность для любого человека своими руками прикоснуться к легенде.

❗️ Ресторан “Экспедиция” в Певческом переулке города Москвы не просто так имеет статус “рекомендовано Michelin 2022”. Это атмосферное заведение с экзотической русской кухней. Что говорить, если в одном из залов стоит настоящий вертолет, гости могут попариться в бане и пообедать в индивидуальных эскимосских комнатах-иглу!

Редактировать галереюДобавьте описание
Редактировать галереюДобавьте описание

Удивительная кухня Русского Севера, блюда из необычных видов рыбы, дичи, сибирские настойки собственного приготовления, строганина, рубанина, оленина - после посещения ресторана “Экспедиция” вы почувствуете себя так, будто провели увлекательную экскурсию по северным регионам России.

ЭКСПЕДИЦИЯ