Виктор Михайлович Васнецов родился 3 (15) мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии в семье священника. Детство будущий художник провел в деревне Рябово, где служил отец. Мальчик рос в глубоко религиозной среде: и его отец, и дед, и прадед были священниками. По признанию самого В. Васнецова, именно отец, «прогуливаясь с нами, детьми, по полям в звездные августовские ночи, влил в наши души живое неистребимое представление о Живом, действительно сущем Боге!»[1]. Не только религиозное чувство, но и любовь к рисованию передалась художнику от предков: его прадед, Козьма Васнецов, обучался в рисовальном классе духовной семинарии, художницей была бабушка (Ольга Александровна Вечтомова), увлекался рисованием и отец художника. Самые ранние детские впечатления заложили основу внутреннего мира художника и во многом определили весь его жизненный путь.
По семейной традиции в 1858 году мальчик был отдан на обучение в духовное училище города Вятка, по окончании которого в 1862 году продолжил образование в духовной семинарии. По мере взросления любовь к рисованию усиливалась и, оставив семинарию в предпоследнем классе, Виктор Васнецов приехал в Петербург, где поступил в Академию художеств. В Академии он познакомился с начинающими художниками – И.Е. Репиным, В.М. Максимовым, В.Д. Поленовым, В.И. Суриковым – дружбу с которыми сохранил на протяжении всей жизни.
Время обучения В. Васнецова в Академии художеств (с 1868 по 1875 годы) совпало с расцветом деятельности Товарищества передвижных художественных выставок, нового и прогрессивного в то время направления в изобразительном искусстве, которое призывало художников обратиться к простому народу и отражать в своем искусстве его жизнь. Васнецов всей душой сочувствовал идеям передвижников, и первые самостоятельные работы художника всецело принадлежат к передвижническому направлению («Нищие певцы», «Чаепитие в трактире», «С квартиры на квартиру» и др.).
Позднее, поиски «своего слова» в искусстве привели Васнецова к фантастическому миру русских сказок. Именно благодаря картинам на сказочные сюжеты имя Виктора Васнецова хорошо известно современному зрителю. «Аленушка», «Богатыри», «Три царевны подземного царства», «Бой скифов со славянами» — полотна, приобретшие хрестоматийную известность. Любовь к сказочным сюжетам художник сохранил навсегда, но… работал над ними во время, свободное от главного дела своей жизни — религиозной живописи.
Первым серьезным опытом обращения к религиозному искусству для Виктора Васнецова стала работа над проектом церкви в Абрамцеве. Абрамцево – имение Саввы Ивановича Мамонтова, известного московского предпринимателя и мецената, расположенное неподалеку от Москвы. В семье Мамонтовых, искренно любивших искусство, царила необычайная художественная атмосфера, объединившая в совместной творческой работе таких талантливых художников, как М.А. Врубель, В.Д. Поленов, В.А.Серов, К.А. Коровин, И.Е. Репин, М.В. Нестеров и В.М. Васнецов. Идея постройки церкви принадлежала жене Саввы Ивановича – Елизавете Григорьевне, человеку глубоко религиозному. Проекты церкви одновременно готовили В.Д. Поленов и В.М. Васнецов, но решением большинства членов семьи был выбран выполненный в более «московском характере» проект Васнецова.
Работа над церковью шла быстро и дружно, в ней принимали активное участие художники В. Васнецов, Поленов, Репин, а также Савва Иванович Мамонтов и вся его семья. В течение 1881-1882 годов было завершено не только строительство церкви, но и работы над ее внутренним убранством. Кроме эскизов фасада В. Васнецов написал для церкви в Абрамцево несколько малых образов, а также небольшой образ «Богоматери», в котором им был найден особый, «васнецовский» тип Богородицы. Освятили церковь в день Спаса нерукотворного 16 (29) августа 1882 года: «Церковь кончена, освящена в Спасов день. Веселье, радость! Чувствуется, что-то сделано, что-то создано живое!»[2]. Радость совместной работы по созданию абрамцевского храма оставила большой след в душе художника и, возможно, именно это чувство побудило его взяться за такую сложную работу как росписи Владимирского собора в Киеве.
В конце декабря 1884 года Адриан Викторович Прахов (историк искусства, археолог, профессор Киевского и Петербургского университетов) предложил Виктору Васнецову взять на себя руководство и основные работы по росписи недавно достроенного собора св. Владимира в Киеве. Перед началом работы, чувствуя необходимость познакомиться с монументальной живописью старых мастеров, Васнецов предпринял путешествие в Италию. В последней четверти XIX века еще не пришло осознание художественной значимости древнерусского искусства, поэтому при создании эскизов для Владимирского собора Васнецов ориентировался на византийскую живопись и творчество художников эпохи Возрождения. Лишь много лет спустя в письме к брату — художнику-пейзажисту Апполинарию Васнецову — он признался, что самыми близкими и дорогими для его души были росписи старенькой церкви родного села Рябово: «Самое живое впечатление все-таки от иконостаса и этой линяющей живописи – она та же и такое же живое художественное впечатление и воспоминание»[3].
В августе 1885 года Виктор Васнецов переехал в Киев, где долгие десять работал над росписями Владимирского собора. Это был поистине титанический труд: художник не только создавал эскизы росписей, но сам переносил их на стены и потолки храма. Вынужденная изоляция давалась ему нелегко: не хватало общения с единомышленниками, дружеских советов и оценок. Ситуация изменилась в 1890 году, когда помощником Васнецова по работе в храме стал М. В. Нестеров, человек сходных взглядов, высоко оценивающий религиозную живопись Васнецова: «Чудный памятник по себе оставит Васнецов русским людям. Они будут знать в лицо своих святых, угодников и мучеников, всех тех, на кого они хотели бы походить и что есть их заветные идеалы»[4]. Современники по достоинству оценили росписи Васнецова во Владимирском соборе: раздавалось много восторженных отзывов, превозносящих талант художника. Именно за эту работу он был удостоен звания профессора живописи.
После завершения росписей во Владимирском соборе Васнецову неоднократно предлагали работы по украшению храмов. С 1896 по 1913 годы он работал над образами для Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном и храма Александра Невского в Софии, над эскизами мозаик для храма Воскресения в Петербурге, русской церкви в Дармштадте и собора Александра Невского в Варшаве. Религиозные картины Васнецова неоднократно выставлялись. Доход от выставок религиозных картин Васнецов никогда не оставлял себе, а жертвовал на благотворительность.
Васнецову довелось пережить резкую перемену отношения к своей религиозной живописи: от восторженного поклонения до полного забвения. На оценку его работ сильно повлияло «открытие» красоты древнерусской живописи в начале XX века. Философ Евгений Трубецкой признавался, что долгое время находился под сильным впечатлением от фрески Васнецова «Радость праведных о Господе» во Владимирском соборе, но оно ослабело после знакомства с фреской Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире на тот же сюжет: «У Васнецова полет праведных в рай имеет чересчур естественный характер физического движения: праведники устремляются в рай не только мыслями, но и всем туловищем: это, а также болезненно-истерическое выражение некоторых лиц, сообщает всему изображению тот слишком реалистический характер, который ослабляет впечатление»[5].
Кардинально изменилось отношение к религиозной живописи после революции 1917 года. Так, расписанный Васнецовым храм в Гусе Хрустальном был переделан в кинематограф, а созданные им полотна валялись брошенными и забытыми.
Несмотря на противоречивые оценки, Виктор Васнецов считал религиозную живопись главным делом своей жизни: «как Православный и искренно верующий Русский, не мог хоть копеечную свечку не поставить Господу Богу. Может быть, свечка эта и из грубого воску, но поставлена она от души»[6].
Екатерина Кутлинская
___________________________________________
[1] В. Васнецов – В. В. Стасову. [Москва]. 7 октября. 1898 г. // Васнецов В. М. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. М.: Искусство, 1987. – С. 155.
[2] В. Васнецов. Воспоминания В.М. Васнецова о С.И. Мамонтове. Москва. 2 мая. 1918 г. // Васнецов В. М. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. М.: Искусство, 1987. – С. 242.
[3] В. Васнецов. – Ап. М. Васнецову. Ваньково-Рябово. 17 июня. 1914 г. // Васнецов В. М. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. М.: Искусство, 1987. – С. 237.
[4] М. В. Нестеров. – Родителям и сестре. Киев. 16 марта. 1890 г. // Васнецов В. М. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. М.: Искусство, 1987. – С. 303.
[5] Евгений Трубецкой. Умозрение в красках. // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. — М.: Прогресс, 1993. С.204.
[6] В. Васнецов – В. В. Стасову. Москва. 5 мая. 1898 г. // Васнецов В. М. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. М.: Искусство, 1987. – С. 148.