С 1896 по 1902 гг. в юмористическом журнале «Шут» регулярно публиковались карикатуры Павла Егоровича Щербова, посвященные различным проблемам изобразительного искусства: 1) художественным выставкам; 2) художественной критике; 3) взаимоотношениям представителей художественного мира; 4) частной жизни художников.
В этих работах Щербов высказал свой взгляд на проблемы изобразительного искусства и художественной критики, который можно охарактеризовать как иронически-негативный ко всем современным художественным направлениям, обладающий способностью переводить все события в разряд комических, стремящийся передать их суетность и пустоту.
Необычайно талантливые, наполненные колким недобрым юмором, карикатуры Щербова быстро приобрели большую популярность и стали оказывать заметное влияние на художественную жизнь Петербурга. К началу 1900-х годов сила этого влияния была такова, что многие художники, критики, меценаты нарочно стали избегать встреч с Щербовым, опасаясь предстать в комичном виде на одной из его карикатур:
«До какой степени многие боятся карандаша этого художника доказывает то, что когда в прошлом году в одном артистическом кружке прослышали, что сюда собирается придти Щербов, три четверти обычных посетителей кружка предпочли в этот вечер остаться дома» (Петербургский обозреватель [И.С. Розенберг.] Эскизы и кроки. // Петербургская газета — 1903 — №320, 21 ноября).
Не последнюю роль карикатуры Щербова сыграли и в отказе княгини Тенишевой финансировать журнал «Мир искусства». Сперва изображенная Щербовым в виде базарной бабы (на карикатуре " Salzburg"), а после и вовсе представленная в образе коровы, которую «доят разные прохвосты» (на карикатуре "Идиллия"), княгиня не выдержала насмешек и решила прекратить субсидировать журнал:
«Бороться из-за денег, платить колоссальные суммы и за это получать одни лишь неприятности, как со стороны тех, кому даешь эти деньги, так и со стороны всех недовольных выходками журнала, нести на себе двойную ответственность – все это привело меня, наконец, к сознанию, что я действительно взялась не за свое дело» (Тенишева М. К. Впечатления моей жизни. – Л.: Искусство, 1991. – С. 167).
Не выражая определенной художественной позиции, карикатуры Щербова сыграли, тем не менее, значительную роль в русской художественной жизни рубежа XIX-XX веков. Их появление именно в этот период было обусловлено активизацией художественной жизни России и усилением интереса к изобразительному искусству в обществе.
Своим колким беспристрастным юмором карикатуры Щербова снимали напряжение в баталиях между представителями различных лагерей. Благодаря талантливости и остроте, они оказывали значительное влияние на общественную оценку художественных событий. Эта «художественная критика в картинках» смогла сделать проблемы художественного мира доступными и интересными значительно более широкому кругу публики, чем это удавалось ранее газетным критикам.
Екатерина Кутлинская
Другие статьи по этой теме:
Карикатура П.Е. Щербова. Триумф панорамы на Передвижной выставке 1896 года
Как развлекались художники в конце XIX века: карикатура Павла Щербова «Бал академистов в 1896 году»
Интимная беседа об эстетике Вавилы Барабанова с Николой Критиченко. Карикатура П.Е. Щербова