В декабре 1897 года в журнале «Шут» была напечатана карикатура «Выставка работ конкурентов в Академии Художеств», в которой Щербов дал характеристику взаимоотношений между художниками, их покровителями, зрителями и художественной критикой. На рисунке представлена первая отчетная выставка выпускников реформированной Академии художеств, знакомящая публику с их творческими достижениями.
Олицетворением неискушенного зрителя на карикатуре стал Н.И. Кобылин, друг Щербова. Он стоит, засунув руки в карманы, томно закатив глаза и пуская слюни, перед полотном, на котором изображены обнаженные женщины. Сопровождающая карикатуру подпись
«― Хорошо, хорошо… Действительно, русским художникам нечему учиться за границей»
отражает его мнение. Пикантный сюжет и реалистичное исполнение полностью удовлетворяют художественные запросы невзыскательной публики.
Воплощением типичного художественного критика, поверхностно оценивающего искусство и не чувствующего его, Щербов представил Н.И. Кравченко, сотрудника реакционной газеты «Новое время». Не обращая внимания на картины, Кравченко погружен в чтение каталога выставки, очевидно прикидывая в уме текст будущей статьи.
Чиновников и преподавателей Академии художеств Щербов сделал персонажами пародии на картину Г.Г. Мясоедова «Сожжение протопопа Аввакума», которую переименовал в «Выкуривание Архипа Пустомели» и посвятил наделавшему много шума отстранению Куинджи от преподавания в Академии художеств.
Среди шаржированно изображенных персонажей узнаются окутанный клубами дыма А.И. Куинджи, чиновники Академии Мейер и Плахов, обутый в лапти И.И. Шишкин, вице-президент Академии художеств И.И. Толстой, И.Е. Репин и другие:
«Все здесь не без смысла: Шишкин горько переживал возвышение своего соперника по преподаванию пейзажа и был заинтересован в его отчислении; Репин держался в этот период близко к вице-президенту» ( Савинов А. Павел Егорович Щербов. Л.: Художник РСФСР, 1969).
В своей карикатуре Щербов создал впечатление изолированности зрителей, критиков и художников друг от друга, показал их погруженными в свои собственные дела и мысли, далекие от проблем искусства.
Екатерина Кутлинская
Другие статьи по этой теме:
Карикатура П.Е. Щербова. Триумф панорамы на Передвижной выставке 1896 года
Как развлекались художники в конце XIX века: карикатура Павла Щербова «Бал академистов в 1896 году»
Интимная беседа об эстетике Вавилы Барабанова с Николой Критиченко. Карикатура П.Е. Щербова