Найти в Дзене
Успение Пресвятой Богородицы - последний из Богородичных праздников в церковном году
Празднуется Успение Пресвятой Богородицы 15/28 августа и в старину этот праздник замыкал год: ведь тогда Новый Год праздновали 1 сентября. Еще за три дня до Успения Бог послал к Богоматери, которая жила у апостола Иоанна, архангела Гавриила с веткой от райского дерева и вестью о том, что Ее скоро возьмут на небо. И Богоматерь стала готовиться. Представляете, у Матери Христа было всего два платья, и Она завещала их двум вдовам, которые помогали ей в старости. Напоследок Она попросила Своего Сына, чтобы помог Ей повидать перед смертью апостолов и проститься с ними...
4 недели назад
Чудотворная икона Богоматери, именуемая Троеручица
Один из пришедших на Русь из Византии изводов образа Богоматери Одигитрии именуется Троеручицею в память о свершенном по молитве Иоанна Дамаскина чуде. Иоанн Дамаскин – почитаемый Отец Церкви, автор непревзойденных трудов по догматическому богословию, живший в VIII веке – в самый разгар эпохи иконоборчества. Великий сторонник и защитник иконопочитания, был он оклеветан иконоборцем Львом Исавром перед правителем Дамаска. Не разобравшись в деле, правитель приказал отсечь руку Иоанна, которою тот якобы писал императору клеветнические доносы на своего покровителя...
1 месяц назад
Cвет и во тьме светит: жизнь и творчество М.Н. Соколовой
Во тьме обезбоженного советского общества теплились бережно охраняемые огоньки веры, которым дано было возжечь десятки таких же огней. И живо было иконописание. Светлый тому пример - жизнь и творчество «инокини без монастыря» Иулиании – Марии Николаевны Соколовой[1]. Ее творчество созревало в самые трудные годы. В конце 1920-х годов она написала копию с Владимирской иконы Богоматери, и трудно даже представить себе, какую силу благодати восприняла молодая художница от этого образа во время работы...
2 месяца назад
Глава 22. О том, как пали Владимир и Киев, а маленький Козельск так крепко держал оборону, что татары назвали его злым городом
Архивариус: Сегодня мы продолжаем горестные воспоминания о великой беде, которая постигла Русь в середине XIII столетия. Разорив Рязань, татары повернули к Коломне. Тут, под Коломной, крепко бились русичи, немало их полегло, войско русское было перебито, но и ордынцам досталось. Нелегко приходилось монгольскому войску зимой. Конница скользила на льду замерзших рек, увязала в непроходимых чащах, кони гибли от бескормицы. Помогали же монголам два самых страшных врага русичей в ту пору: страх и рознь...
3 месяца назад
Картина К.С. Петрова-Водкина "Мать"
В деревенской избе у стола сидит молодая мать, занятая кормлением грудного ребенка. Одета она просто: голубая блузка, ярко-красная юбка, на голове — белая косынка. За спиной женщины — бревенчатые стены, справа — у небольшого окошка — накрытый белой скатертью стол со стоящими на нём чашкой и глиняным кувшином. На картине Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Мать»[1], написанной в 1915 году, изображён обычный бытовой сюжет, но ничего обыденного в полотне нет. Всё на картине — и персонажи, и окружающая обстановка — выглядит «преображенным», словно очищенным от налета повседневности...
4 месяца назад
Старообрядческая икона - terra incognita для отечественного искусствознания
Старообрядческая икона - это terra incognita для отечественного искусствознания. О количестве памятников, которые еще предстоит ввести в оборот, можно только догадываться по отдельным «зондажным» исследованиям. В статье Н.В.Пивоваровой Старообрядческие моленные Петербурга в XVIII - первой половине XIX вв. (по материалам Российского государственного исторического архива), написанной на основе документов 1830 - 1850-х годов – времени новой волны преследования старообрядцев, приводятся собранные правительственными...
8 месяцев назад
Глава 21. Повесть о разорении Рязани и о храбром воине Евпатии Коловрате
Архивариус: Прочитали отрывок? Тата: Да, конечно! Это совсем другое дело — летопись, не то, что учебник. Тут человек в прошлое будто бы переносится и с теми людьми говорит. А кто такие моавитяне? Архивариус: Это идолопоклонники — народ, упоминаемый в Библии и враждебный израильтянам. Кирюша: А вот скажите мне, пожалуйста, это что, об Алеше Поповиче что ли? Вот здорово, значит, он и правда жил на свете, и богатыри тоже были. А ты — гипербола, гипербола! Вон они какими были героями! Все это быль, а...
9 месяцев назад
Портреты Дмитрия Левицкого
Портреты Дмитрия Левицкого — это галерея образов высокого Просвещения. Его серия смольнянок[1] — это гимн школе как главному учреждению заложенному Петром и подхваченному Екатериной европейскому Просвещению, орудием которого становятся науки и искусства. В стенах Смольного института взращивается женщина будущей эпохи. Упражнения в благородных занятиях науками и искусствами возводят любопытно поблескивающих веселыми глазками «чернушек» (Портрет Феодосии Степановны Ржевской, в замужестве княгине Голицыной, и княжны Настасьи Михайловны Давыдовой...
9 месяцев назад
Культ святых воинов в русском иконописании. Образ архистратига Михаила
С середины XIII по середину XIV века с особой силой расцветает культ святых воинов. Есть среди «воинских» русских икон образ, в котором отразился ужас, пережитый русичами во время нашествия, и великая их надежда на Силы Небесные. Атрибуция этой иконы не до конца прояснена, но образ как нельзя более созвучен страшным годам после Батыева разорения. Это Явление Архангела Михаила Иисусу Навину (Средняя Русь. XIII в. Государственные музеи Московского Кремля). В Библии повествуется о том, что предводителю...
9 месяцев назад
Глава 20. КАК ПРИШЛА НА РУСЬ БЕДА ВЕЛИКАЯ и о том, что бывает, когда в беде всякий сам за себя
Архивариус: Вот мы и подошли к печальному закату той Руси, которую в учебниках называют домонгольской… В середине XIII века она была растоптана копытами монголо-татарских коней. Кирюша: И откуда они взялись, монголо-татары эти, на нашу голову? Тата: Ну ты что, позабыл? Русь с кочевниками-степняками все время воевала, а они набеги делали — то половцы, то печенеги, то «неразумные хазары», то еще кто… Архивариус: Да нет, Тата, это были совсем другие кочевники. С кочевыми племенами южных степей Руси было справляться куда легче...
9 месяцев назад
Глава 19. Чудо от иконы «Знамение»:как новгородцы суздальцев победили
Тата: Сегодня у меня вопрос. Вот вы, господин Архивариус, сами сказали, что Андрей Боголюбский перенес великокняжеский престол во Владимир, а потом и Всеволод-Большое Гнездо правил Русью из Владимира — значит, в XII веке великое княжество — это Владимирская Русь. Архивариус: Очень хороший вопрос. Вообще-то связи между русскими землями — княжествами — в ту далекую пору были и не такими прочными, и не такими простыми, как нам может сейчас показаться. Действительно, к XIII веку Владимир стал стольным городом...
10 месяцев назад
Глава 18. О БЕЛОКАМЕННЫХ ЧУДЕСАХ ГОРОДА ВЛАДИМИРА, о том, как Юрий Боголюбский чудный замок построил, а его в нем и убили
Архивариус: Ну, друзья мои, сегодня мы будем говорить о городе, который я особенно люблю. Это Владимир. Город трудовой и вместе с тем — какой-то удивительно теплый, с широким вольным дыханием. Было время — хоть недолгое, когда Владимир был столицей Руси. И было это при славном князе Андрее Боголюбском. Я вот приготовил вам очередной рассказ. Кто его почитает? Тата: Можно – я? Великий князь Андрей Боголюбский и его столица. Хорошо в историю с таким прозванием войти — Боголюбский. Вот отца Андрея Боголюбского...
11 месяцев назад