Найти тему

Интимная беседа об эстетике Вавилы Барабанова с Николой Критиченко. Карикатура П.Е. Щербова

Продолжим знакомиться с карикатурами Павла Егоровича Щербова. Отстранённость Щербова от споров о художественных идеалах наглядно отразилась в карикатуре «Интимная беседа об эстетике Вавилы Барабанова с Николой Критиченко», посвященной горячей полемике между Стасовым и Кравченко, развернувшейся в печати после открытия Выставки русских и финляндских художников.

П.Е. Щербов (Old Judge). Интимная беседа об эстетике Вавилы Барабанова с Николой Критиченко. (Опубл.: Шут. №10. 7/19 марта. 1898 г. С. 8-9.)
П.Е. Щербов (Old Judge). Интимная беседа об эстетике Вавилы Барабанова с Николой Критиченко. (Опубл.: Шут. №10. 7/19 марта. 1898 г. С. 8-9.)

С позиции сидящего на трибуне зрителя Щербов представил художественных критиков, отстаивающими свои убеждения в боевом поединке на цирковой арене: увлекавшийся спортом Кравченко пытается применить борцовский прием, но неудержимый и громогласный Стасов наседает, замахиваясь на противника одновременно и кулаком, и тромбоном, и, походя, сбивая с ног «старьевщика» ─ Дягилева.

Зрители на трибунах не следят за поединком на манеже, но уткнулись в газеты, на страницах которых и разворачивались настоящие битвы двух «борцов». По заголовкам газет можно различить болельщиков на два лагеря: те, которые раскрыли перед собой "Новости", сочувствуют В.В. Стасову, печатавшемуся в газете «Новости и биржевая газета», те же, которые скрылись под "Новым временем", составляют группу поддержки Н.И. Кравченко, сотрудника этой газеты.

Очевидно, ни один из изображенных персонажей не вызывает особого сочувствия карикатуриста, а только – ироничную насмешку над бессмысленностью их непримиримой борьбы.

18.	П.Е. Щербов. Петербургские художественные критики (Весенний концерт С.-П. критикфейна). 1901. ГРМ
18. П.Е. Щербов. Петербургские художественные критики (Весенний концерт С.-П. критикфейна). 1901. ГРМ

Эта карикатура открыла новую серию произведений Щербова. посвященную художественной критике и ее представителям. В работах этой серии («Весенний концерт любителей Санкт-Петербургского критикфейна», «Школа художественных критиков» и др.) можно увидеть как известных, так и ныне почти позабытых русских художественных критиков конца XIX- начала XX веков (В.В. Стасова, С.П. Дягилева, Н.И. Кравченко, М.М. Далькевича, Н.П. Собко, И.С. Розенберга, А.И. Косоротова, Н.Н. Брешко-Брешковского и др.): их шаржированные портреты ярко обрисовывают те особенности характера, которые становятся заметны при личном контакте, сохраняют для нас то впечатление, которое производили изображенные Щербовым персонажи на своих современников.

Е.С. Кутлинская

Другие статьи по этой теме:

«― Хорошо, хорошо… Действительно, русским художникам нечему учиться за границей». О карикатуре Павла Щербова

Карикатура П.Е. Щербова. Триумф панорамы на Передвижной выставке 1896 года

Как развлекались художники в конце XIX века: карикатура Павла Щербова «Бал академистов в 1896 году»

«–Брось, бабка, торговаться; сказано: одеяло – в рубель…» Salzburg — знаменитая карикатура П.Е. Щербова

Влияние карикатур Павла Щербова на художественную жизнь Петербурга