Найти тему
ABW

Эпоха доминирования "бюджетников" закончилась – что дальше?

Оглавление

Вам не нравились новые "бюджетники"? Что же, теперь их на рынке, считайте, нет. Но в конечном итоге кто от этого проиграл?

Условно доступно

Разумеется, определение "бюджетник" весьма условно. К тому же оно не всегда отражает сущность моделей, относимых к этому виртуальному сегменту. Достаточно вспомнить, что в иные годы хорошо оснащенный Polo Sedan или Hyundai Accent мог стоить дороже 20.000$, что отнюдь не дешево.

Тем не менее эти модели были из числа наиболее доступных на рынке за счет упрощенной конструкции, оптимизированного оснащения, а в большинстве случаев и благодаря локализованной в России сборке. После 2014 года именно последнее обстоятельство стало ключевым: машины российского производства оказались значительно дешевле аналогов из других стран.

Судите сами: в 2015-2016 годах цены на такие модели опустились до уровня 9000-10.000$ за начальные версии. Причем за эти деньги покупатель получал новый полноценный автомобиль с достаточно просторным салоном, вместительным багажным отделением объемом 400-500 л и 1,6-литровым атмосферным двигателем мощностью 90-125 л.с.

-2

И это на самом деле очень неплохо, ведь если взять формального одноклассника для европейского рынка, то там формат был несколько иным: 3- или 5-дверных компактный хэтчбек с вдвое меньшим багажником и двигателем объемом 0,9-1,2 л, хорошо если с наддувом. В общем, на роль единственного в семье автомобиля такой вариант не особо подходит, в то время как "бюджетник" вполне способен закрыть большинство потребностей.

Неудивительно, что российскую "прописку" получил именно Polo Sedan, а не европейский хэтчбек, а Fabia третьего поколения проиграла битву более практичному "Рапиду". Ну и более глобально: за малым исключением седаны и лифтбеки на нашем рынке вытеснили со временем компактные хэтчбеки.

Конечно, дьявол кроется в мелочах. Наиболее популярный в этом сегменте кузов седан особой практичностью не отличается, ходовые качества большинства "бюджетников" – без изысков, а в части оснащенности средствами активной и пассивной безопасности их сложно сравнивать с европейскими моделями В-класса, где полный набор подушек и ESP – норма, а не удел дорогих версий.

-3

С другой стороны, конструкция и оснащение таких моделей учитывают специфику и требования рынка. Отсюда – увеличенный дорожный просвет, простые двигатели и классические “автоматы”, по крайней мере в большинстве случаев, а также теплые опции. Обогрев лобового стекла, подогрев не только передних, но и задних сидений, а также рулевого колеса – это все вполне можно было получить на последних версиях "бюджетников", в то время как у европейских одноклассников такого оборудования вообще могло не быть просто в силу малой востребованности на ключевых рынках.

За что их не любили

Не будем спорить: "бюджетники" – во многом вынужденный выбор многих: были бы ниже таможенные пошлины, люди продолжали бы возить подержанные автомобили. Ну а в период с 2015 года и до недавнего времени за "бюджетники" и вовсе голосовала экономика: это был во многих отношениях рациональный и целесообразный выбор, ведь по цене пусть и более приятного в некоторых отношениях, но все же подержанного автомобиля, порой с темным прошлым и непредсказуемым будущим, вы получали новую машину со стопроцентным ресурсом и многолетней гарантией.

-4

В конце концов, для некоторых это было важнее более высокого уровня комфорта и ходовых качеств. Что и говорить, "бюджетники" позволили многим уйти от "бэушки" к новому автомобилю. Для кого-то это был переход на совершенно другую модель эксплуатации и обслуживания – без авторынков, "авторазборок" и гаражей.

Ну а за что эти модели собирают критику? В общем и целом многие автомобилисты их ругают за несоответствие уровню автомобилей более высокого класса. Мол, слишком шумные, не очень быстрые и при этом не всегда экономичные, с дешевыми интерьером и не самыми драйверскими настройками шасси.

-5

В свое время мы с этими претензиями разбирались – и тогда же заметили, что все это напоминает претензии человека, привыкшего сидеть на диване, но решившего купить табурет. Понятно, что тот по определению не будет таким изящным, удобным и мягким просто в силу предназначения, конструкции и стоимости. Он будет дешевле, легче, в чем-то практичнее, но это будет совершенно другой предмет. Значит ли, что он будет плохим? Просто другим. Главная же причина нелюбви как раз в том, что пересаживаться с "кресел" на "табуреты" пришлось под давлением: из-за высоких пошлин, ограниченности рынка б/у и новых автомобилей. Ну и символ этого – как раз пресловутые "бюджетники".

Что было раньше

Надо понимать, что "бюджетники" предлагали максимум возможного за минимальные деньги, позволяя получить новый автомобиль с приемлемым набором потребительских качеств. Чтобы это оценить, достаточно вспомнить, что было в нижнем ценовом сегменте до появления Polo, Logan, Accent и прочих в 2000-х годах.

-6
-7
-8
-9
-10

Самые дешевые – узбекские Daewoo, Matiz и Nexia, украинские Daewoo/ZAZ, Lanos и Sense, российские Lada Samara II, Priora и Kalina. Последняя в силу более позднего времени разработки хотя бы имела более-менее современную с точки зрения безопасности конструкцию, остальные же модели безнадежно устарели.

Чуть дороже, но и уровнем выше во всех отношениях были такие модели, как Renault Symbol и Peugeot 206 Sedan. Первый производили в Турции, второй – в Иране, и это были не просто 4-дверные версии европейских хэтчбеков, локализованные в других странах, а в принципе автомобили, которые были адаптированы к более суровым условиям эксплуатации. Проблема в том, что в их основе были, в общем-то, уже устаревшие модели.

Впрочем, все познается в сравнении. Ведь был еще и Iran Khodro Samand – иранский "ремейк" Peugeot 405. А еще в середине 2000-х у нас пытались продавать Volkswagen Pointer, он же Gol, – бразильский недорогой хэтчбек на платформе BX, в основе которой – старая Audi 80. Что же, рынок все расставил по своим местам, эти модели у нас не прижились.

-11

Что касается современных автомобилей, пусть и со старыми агрегатами, то европейские Volkswagen Polo, Skoda Fabia, Opel Corsa все же имели не лучшее соотношение цены и оснащения, впрочем, их все-таки закупали в корпоративные парки. Отдельные модели вроде Mazda 2, Toyota Yaris или Ford Fiesta пользовались неплохим спросом и у частников, но на роль народных все равно не претендовали. Ну а стоящие классом выше Skoda Octavia, Volkswagen Golf, Ford Focus и т.д. уже были достаточно дорогими для рядовых автомобилистов: юрлица брали, а физлица предпочитали "бэушку".

Что будет дальше

Практически в одночасье большинство моделей ушло с рынка. Остаются Lada Granta и Vesta, причем последняя – это пока складские остатки автомобилей старого образца, выпущенных еще в Ижевске. Обновленные машины будут поставлять уже из Тольятти, но это случится не ранее весны 2023-го. Причем до сих пор неизвестно, какой двигатель будет под капотом: АВТОВАЗ пока выпускает только 8-клапаные моторы, 16-клапанные сейчас на паузе из-за отсутствия некоторых комплектующих. Также высока вероятного того, что в 2023 году на "Вестах" не будет ESP, хотя ABS и подушки безопасности должны быть.

-12

В конце декабря на рынок неожиданно вышел седан Geely Emgrand нового поколения – и это на сегодня единственная близкая альтернатива "Ладам", ведь лифтбек JAC J7 еще дороже. Но даже если считать и его, то в обозримой перспективе видим всего четыре модели (пусть и разные по цене и потребительским качествам), что очень мало. Особенно если мы говорим не только о том, что должны обновляться корпоративные парки, автомобили каршеринга и такси, а держим в уме и частных покупателей.

Ведь кроссоверы нужны далеко не всем, а главное – они стоят дороже. Именно за счет хорошей маржинальности их и продвигают производители. Но в сегменте недорогих легковых автомобилей теперь намечается если не брешь, то как минимум разреженное пространство. Вы скажете, что его легко заполнить "бэушкой" из Европы и США. Это не совсем так: в ценовые рамки 10.000-15.000$ в принципе попадает небольшое число вариантов, за 15.000-20.000$ уже можно рассматривать что-то более интересное. Но те же "бюджетники" приучили к модели владения новым автомобилем, и менять ее захотят далеко не все.

Авто
5,66 млн интересуются