«И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк. 2, 51)
«У меня плохая память», - сказал однажды пожилой мужчина на исповеди, когда не смог собраться с мыслями и сформулировать свои грехи.
Обыкновенно принято считать память свойством ума.
Но самая главная, самая чёткая и устойчивая память — это память сердца. То, что мы сохраняем в сердце, то, что окрашено сильными эмоциями, идущими от сердца, не исчезает, не теряется никогда.
Многие жалуются на забывчивость. Есть некоторые медицинские факторы. Но не происходит ли забывчивость большей частью от равнодушия? Если дело не подкреплено деятельностью сердца, оно не задерживается в памяти.
Мы очень хорошо, ярко, живо помним то, что мы любили. К сожалению, мы храним и то, что ненавидели. Победить ненависть можно только так - через последовательную духовную работу, постепенно отнимать ее сердечную силу, вытаскивать ее из памяти сердца, снижать градус накала страстей.
А грехи зачастую помнятся не фактически, а именно те, где произошло духовное действие - сокрушение сердечное. Забываются же грехи неосознанные и лишённые собственной духовно-нравственной оценки.
По мере духовного взросления сердце даёт больше сигналов к оценке собственных поступков, мыслей, чувств.
Когда я думаю о памяти сердца как о духовном явлении, я вспоминаю житие наших великих подвижников благочестия. Помнить грехи свои и не помнить своих добрых дел — вот вершина духовного делания.
Однажды вечером я читал «Исповедание грехов повседневное» и не ощутил ничего, будто читал информационную статью в газете. А ведь должны быть переживания. Я остановился, прочёл снова, медленнее и чётче. И снова пустота.
Я взял икону Матери Божьей, прижал к сердцу и попросил сокрушения сердечного. И к списку грехов, перечисляемых в этой молитве, добавилось такое их количество, что я постарался записать. Сердце колотилось, меня бросило в жар. Очень хотелось на исповедь. И то, что прошло через сердце, не забудется никогда.
Матерь Божия с ее величайшим сердцем мне всегда помогает пробудить в себе покаяние. Когда я устаю от человеческих страстей и эмоций, когда отстраняюсь, один призыв к Пресвятой Богородице поднимают волну сочувствия, сопереживания, и только тогда приходит настоящая Молитва.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
священник Игорь Сильченков