Лондонский автосалон 1948 года стал переломным моментом в истории Jaguar. Он знаменовал собой рождение спортивного автомобиля Jaguar XK120 и одного из самых знаковых силовых агрегатов в истории автомобилестроения — двигателя XK.
Эта модель стала первой для марки, поскольку в 1945 году название компании было изменено с SS Cars на Jaguar. Решение было принято после Второй мировой войны, поскольку буквы SS имели нацистский оттенок.
Двухместный XK120 изначально задумывался как тестовая и демонстрационная модель с новым 3,4-литровым шестицилиндровым двигателем мощностью 160 л.с., но не для серийного производства.
По мнению основателя бренда Уильяма Лайонса , будущее компании Jaguar было за седанами . В то время он решил, что седан, оснащенный двигателем гоночного автомобиля, понравится покупателям. Вот почему Лайонс не верил в успех XK, и должно было быть построено всего несколько экземпляров.
Однако когда он был представлен на Лондонском автосалоне в 1948 году, его плавный и мощный дизайн произвел фурор. Всем полюбилась линия крыла, напоминающая набегающую волну — она начинается от передних колес, над капотом и продолжается до задней части. Новорожденный автомобиль вызвал такой интерес, что Jaguar запустил его в производство.
Британцы начали с родстера Jaguar XK120 с легкосплавным кузовом. Алюминий считался хрупким материалом, и в то время обычным материалом для изготовления автомобилей была сталь. Jaguar произвел всего 242 таких автомобиля, пока в 1950 году алюминиевая версия не была заменена родстером со стальным кузовом. Сегодня редкие родстеры с легкосплавным кузовом являются наиболее ценными среди всех XK и стоят около 220 000–300 000 долларов.
В 1951 году было представлено купе с жесткой крышей, а в 1953 году — купе с опускающимся верхом . Эти две версии в целом были роскошнее родстера — у них были окна и деревянный шпон на приборной панели и дверях. Еще одной интересной особенностью всех XK были гладкие двери без внешних ручек.
Тем не менее, его покупатели были восхищены тем, что при выгодной цене менее 1000 фунтов стерлингов он показал высокий уровень производительности. В то время XK120 был самым быстрым серийным автомобилем в мире, а его обозначение «120» означало «120 миль в час» (193 км/ч) — невероятная скорость в эпоху, когда большинство серийных моделей могли развивать примерно половину этой скорости. Это был настоящий хит с самого начала, особенно в Соединенных Штатах. Среди первых поклонников XK120 были такие голливудские звезды, как Кларк Гейбл и Лорен Бэколл, и это придало ему еще большую популярность.
Двигатель XK стал одной из самых известных особенностей Jaguar на следующие десятилетия. Это был легкий, мощный и надежный мотор, практически не менявшийся почти 40 лет. Он использовался также в E-Type , выпущенном в 1961 году, некоторых спортивных автомобилях и нескольких седанах. Jaguar доминировал в 24-часовой гонке Ле-Мана в 1950-х годах, выиграв ее пять раз на гоночных автомобилях C-type и D-type , и все они использовали двигатель XK120. Даже звезда гонок Стирлинг Мосс похвалил 3,4-литровый двигатель XK за его «приятную, плавную мощность» и «прекрасный звук».
Поскольку производство XK120 было остановлено в 1954 году, его заменили на XK140 (1954–1957), а затем на XK150 (1957–1961). Улучшенный XK140 имел более мощный двигатель и ряд других доработок, в том числе усиленные тормоза и подвеску, в то время как XK150 был радикально переработан — купе получили новые более высокие двери.
Jaguar произвел 12 078 XK120 с 1948 по 1954 год, 8 950 XK140 и 9 396 XK150. Средняя цена XK сегодня составляет около 120 000 долларов. Конечно, есть много моделей с вдвое большей или меньшей ценой, за исключением таких, как Jaguar XK 120C 1953 года выпуска , который был продан за 8 091 216 долларов на аукционе Bonhams в Монако в 2016 году.
Без сомнения, это был один из самых красивых и запоминающихся спортивных автомобилей всех времен.