Найти тему
ОколоТехники

Jaguar XK120 — самая быстрая сенсация пятидесятых

Лондонский автосалон 1948 года стал переломным моментом в истории Jaguar. Он знаменовал собой рождение спортивного автомобиля Jaguar XK120 и одного из самых знаковых силовых агрегатов в истории автомобилестроения — двигателя XK.

Эта модель стала первой для марки, поскольку в 1945 году название компании было изменено с SS Cars на Jaguar. Решение было принято после Второй мировой войны, поскольку буквы SS имели нацистский оттенок.

-2

Двухместный XK120 изначально задумывался как тестовая и демонстрационная модель с новым 3,4-литровым шестицилиндровым двигателем мощностью 160 л.с., но не для серийного производства.

По мнению основателя бренда Уильяма Лайонса , будущее компании Jaguar было за седанами . В то время он решил, что седан, оснащенный двигателем гоночного автомобиля, понравится покупателям. Вот почему Лайонс не верил в успех XK, и должно было быть построено всего несколько экземпляров.

Однако когда он был представлен на Лондонском автосалоне в 1948 году, его плавный и мощный дизайн произвел фурор. Всем полюбилась линия крыла, напоминающая набегающую волну — она начинается от передних колес, над капотом и продолжается до задней части. Новорожденный автомобиль вызвал такой интерес, что Jaguar запустил его в производство.

-3

Британцы начали с родстера Jaguar XK120 с легкосплавным кузовом. Алюминий считался хрупким материалом, и в то время обычным материалом для изготовления автомобилей была сталь. Jaguar произвел всего 242 таких автомобиля, пока в 1950 году алюминиевая версия не была заменена родстером со стальным кузовом. Сегодня редкие родстеры с легкосплавным кузовом являются наиболее ценными среди всех XK и стоят около 220 000–300 000 долларов.

В 1951 году было представлено купе с жесткой крышей, а в 1953 году — купе с опускающимся верхом . Эти две версии в целом были роскошнее родстера — у них были окна и деревянный шпон на приборной панели и дверях. Еще одной интересной особенностью всех XK были гладкие двери без внешних ручек.

-4

Тем не менее, его покупатели были восхищены тем, что при выгодной цене менее 1000 фунтов стерлингов он показал высокий уровень производительности. В то время XK120 был самым быстрым серийным автомобилем в мире, а его обозначение «120» означало «120 миль в час» (193 км/ч) — невероятная скорость в эпоху, когда большинство серийных моделей могли развивать примерно половину этой скорости. Это был настоящий хит с самого начала, особенно в Соединенных Штатах. Среди первых поклонников XK120 были такие голливудские звезды, как Кларк Гейбл и Лорен Бэколл, и это придало ему еще большую популярность.

-5

Двигатель XK стал одной из самых известных особенностей Jaguar на следующие десятилетия. Это был легкий, мощный и надежный мотор, практически не менявшийся почти 40 лет. Он использовался также в E-Type , выпущенном в 1961 году, некоторых спортивных автомобилях и нескольких седанах. Jaguar доминировал в 24-часовой гонке Ле-Мана в 1950-х годах, выиграв ее пять раз на гоночных автомобилях C-type и D-type , и все они использовали двигатель XK120. Даже звезда гонок Стирлинг Мосс похвалил 3,4-литровый двигатель XK за его «приятную, плавную мощность» и «прекрасный звук».

Поскольку производство XK120 было остановлено в 1954 году, его заменили на XK140 (1954–1957), а затем на XK150 (1957–1961). Улучшенный XK140 имел более мощный двигатель и ряд других доработок, в том числе усиленные тормоза и подвеску, в то время как XK150 был радикально переработан — купе получили новые более высокие двери.

Jaguar XK150
Jaguar XK150

Jaguar произвел 12 078 XK120 с 1948 по 1954 год, 8 950 XK140 и 9 396 XK150. Средняя цена XK сегодня составляет около 120 000 долларов. Конечно, есть много моделей с вдвое большей или меньшей ценой, за исключением таких, как Jaguar XK 120C 1953 года выпуска , который был продан за 8 091 216 долларов на аукционе Bonhams в Монако в 2016 году.

Без сомнения, это был один из самых красивых и запоминающихся спортивных автомобилей всех времен.