О Марсе и Венере
Мужчины с Марса, женщины с Венеры (англ. Men Are from Mars, Women Are from Venus) — книга по популярной психологии за авторством Джона Грэя, опубликованная в мае 1992 года. В основе подхода к отношениям полов в книге используется, как метафора, предположение, что мужчины и женщины настолько различны, что их можно считать выходцами с двух разных планет.
Любой человек, которому приходилось сочинять корпоративный календарь знает о календарях Pirelli и знаменитыми провокационными снимками из мира искусства, фотографии и моды в них.
Pirelli & C («Пирелли и Ко») – итальянская компания, контролируемая китайским химическим гигантом Sinochem Holdings. Один из крупнейших производителей автомобильных шин в мире (пятый по выручке в 2007 году). Штаб-квартира находится в Милане, Италия.
Менеджеры этой компании запустили гениальный рекламный проект на десятилетия. Даже сейчас женщины крайне редко занимаются покупкой шин для автомобилей, а в 60е годы прошлого столетия они не делали этого никогда. Поэтому основные потребители продукции – мужчины, у которых легко складывалась в голове конструкция «шины»->«красивая девушка», марка и состояние автомобиля в расчет не принимается. Дойдет дело до девушек или не дойдет, а шины купят.
А что я, как женщина, должна подумать, глядя на этот календарь? Или на подобную картинку?
Когда я вижу длинноногую красавицу в рекламе нижнего белья, у меня возникает только один вопрос: «Какие мысли метались в голове у создателей? Для кого они сделали эту рекламу? Для меня, как для покупателя, или с другой, мутной для меня, целью?» Глядя, на такие картинки у меня всплывают все комплексы неполноценности, которые могут быть у обычной среднестатистической женщины: лишний вес, целлюлит, следы гравитации (с возрастом обвисло все, что могло обвиснуть)... и че? с этими мыслями я должна побежать в магазин и купить предметы дамского туалета по цене в месячной пенсии или зарплаты? Ась? у меня других статей расхода нет?
Иногда рекламщики думают о гендерном различии восприятия, но выходит это как-то дивно и целевая аудитория в моем лице от результатов их трудов находится в изумлении.
В прошлом году, в день рождения, с интервалом в тридцать минут шли звонки с неизвестного номера. Через три часа мне это порядком надоело. Решила дать отпор мошенникам, заготовив фразу «Вечер в хату, часик в радость, чифир в сладость», подняла трубку... в трубке слышу следующее:
– Здравствуй! (sic. без пауз на «ты») Меня зовут Дмитрий Маликов, у тебя сегодня День рождения! Поздравляю и лично для тебя исполняю песню!
Дальше понеслось:
Ты - одна, ты такая - я тебя знаю
Больше в мире таких, таких не бывает
Ааааа... Дима Маликов меня знает, на кухне кофий пили!!! Так сеть по продаже ювелирных изделий решила напомнить о себе... Для меня до сих пор загадка: что я должна захотеть купить после просмотра фотографии Маликова? Только бутылку дешевой водки и напиться до состояния трупа, чтобы не видеть этого ужаса.
О цифровом контенте
Но мировая практика порой демонстрирует тонкую, ювелирную работу... В феврале 2022 сети принесли дораму «Легенда синего моря», где-то в середине повествования, главные герои сблизились до распития пива на кухне главного героя и эта сцена шибанула мозг настолько, что поставила фильм на паузу и начала рассматривать детали. Кадр выстроен идеально, красивый мужчина в пуловере изумительного цвета и фактуры, стена/фон и стакан с пивом подчеркивает цвет пуловера, а на полке даже книжки расставлены и подобраны по цвету, создавая гармонию кадра. Я возжелала пуловер такого цвета, даже пульс участился... В голове билась мысль: «В таком пуловере я буду такая же как Ли Мин Хо!» Ли Мин Хо мне не конкурент, он мужчина, нас сравнить нельзя... В моей голове Ли Мин Хо на картинке моментально заменился собственной физиономией, а там красота невозможная... пазл сложился, появились варианты комплектов одежды, макияжа, аксессуаров... Мечта должна стать былью.
Естественно, в нашем городе таких свитерков, вот прямо сейчас, не оказалось, нашлась толстовка не подходящего размера...
Пришлось пойти на крайние меры, в магазине итальянских тканей была куплена виргинская шерсть и купон шелкового платка Dolce & Gabbana. Почти месяц ушел на изготовление комплекта, благо швейная машинка под рукой. Понимаю, что я – жертва рекламы, но жертва со стокгольмским синдромом. Испытываю наслаждение от ее воздействия.
То, что этот кадр сработал как оружие массового поражения, подтверждает ролик с YouTube. Запись телевизионной программы, в которой Ли Мин Хо демонстрирует костюмы из фильмов, через 30 секунд появляется описанный пуловер, а чуть позже его можно увидеть после небольшого стриптиза, у ролика больше миллиона просмотров. Трудно представить, сколько таких пуловеров было куплено в мире.
Что сделали создатели дорамы «Легенда синего моря»? Явно или не явно (пишут, что Ли Мин Хо снимался в своей одежде... трудно проверить, поэтому поверим на слово) затолкнули скрытую рекламу, создали у меня чувство глубокого удовлетворения собой (я в этот жакет душу вложила) и сформировали желание посмотреть что-то еще с актером Ли Мин Хо.
А всего-то подсунули к просмотру красивую картинку с красивым парнем. Мелочи? Элементарщина? Да это альтернативно-одаренным понятно!!! Между «понятно» и «сделать» лежит пропасть величиной с Марианскую впадину в Тихом океане.
Новость 2019 года. На фоне сокращения продаж и убытков компания (Victoria’s Secret), торгующая нижним бельем, впервые с 1995 года не будет проводить свой показ. У прошлогоднего шоу были самые низкие рейтинги в его истории. В 2022 году «Victoria’s Secret» и убытки – синонимы. Доигрались с сексуальностью и бодипозитивом. Можно подумать, что после просмотра бодипозитивной модели, побегу покупать их нижнее белье. Чего уж... образец для подражания...
Корейский дорамопром и шоу-бизнес в целом таких промахов не допускает. Они делают со своими потребителями все то же самое, что сделали создатели календарей Pirelli: учитывают гендерную принадлежность потребителей, продукция в сочетании с красивыми парнями в ассортименте: пляшут, поют, красиво ходят и рядом с ними нет моделей с подиумов... ну, разве страшненькая девчонка, похожая на соседку по подъезду.
Делают такое в Голливуде? в Европейском кино? где-то еще? До сих пор делают контент unisex, в результате ни Богу – свечка, ни черту – кочерга... болото, разве еще лягушки не квакают.
Личные наблюдения (мамой не поклянусь). Менеджеры Кореи поняли это примерно в 2010 году, до этого времени в дорамах для женщин появлялись обычные актеры и красивые актрисы в ролях главных героев. Перелом произошел в период появления дорамы «Мальчики краше цветов», где загорелась и с тех пор не гаснет звезда по имени Ли Мин Хо. После этого сбоев не было, актеров с красивой внешностью заменили на моделей с актерскими данными, а красивые актрисы исполняют возрастные роли второстепенного плана. Даже термин для этого придумала:
Ли Мин Хо – аудио- визуальный контент, высочайшего качества, ориентированный на женскую аудиторию.
Ли Мин Хо – это не персона, это – термин.