869 подписчиков

Первый танк современного типа. Часть 5. Renault FT Char d’Instruction. 1917. Первая серия - учебная

Рассказ о первой серии из 150 машин лучшего танка Великой войны - Renault FT. Иногда можно встретить название танков из этой серии, полностью отражавшее его историю - Renault FT Char d’Instruction - Учебная машина Renault FT.

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Одна из вещей, которая очень сильно удивляет, когда изучаешь историю техники Первой мировой войны - это неспешность. Работы проводились так, как будто за воротами заводов не гремела страшнейшая за всю историю мира война. Причем это относится не только к наследникам пылких галов, но и к "внукам" сумрачных тевтонов и бритов. Только итальянцы со свойственным нации энтузиазмом сразу бросались все делать и отправлять в действующую армию, но не так и много они и сделали. Остальные точно работали так, как будто были уверены в том, что точно победят, либо в том, что при любом исходе войны лично их точно ничего не коснётся. Танк Renault FT - типичный пример этого. Начавшись летом 1916, проект пулеметного танка в виде макета был утвержден зимой того года, первый прототип "в железе" вышел из ворот завода в январе 1917, а на поле боя эти танки появились в мае 1918 года, хотя заказ на серийное производство был подтвержден за год до этого. Прошёл год от принятия прототипа к производству и до первого боестолкновения, за это время была изготовлена первая партия учебных танков, налажено производство боевых машин, устранены "детские" недочеты, разработан и запущен в серию пушечный вариант и КШМ, сформированы и обучены части. В общем французы попробовали сделать всё, что бы даже первое применение танков Renault FT было максимально успешным. Войсковая история танка Renault FT началась с первой серийной партии машин, ни одна из которых на фронт не попала, зато один танк из этой партии сохранился в музее в Бовингтоне.

Renault FT Char dInstruction/Танк Рено FT - учебный

Страна: Франция

Производитель: Société des Automobiles Renault

Год выпуска: 1917

Кол-во: 117 с литой башней (всего 150 (номера с "66001" до "66150")

Экипаж: 2

Размеры: 4,6х1,74х2,14 (ориентировочно)
Боевая масса: 6 500 кг (ориентировочно)
Бронирование : 16 mm

Вооружение: Mitrailleuse Hotchkiss modèle 1914

Двигатель: Renault FS, 4 cyl 4,480 cm3, 35 л.с.

Максимальная скорость: 7,5 km/h

Гусеницы: 340 мм

Геометрическая проходимость: высота стенки: 0,6 м/глубина брода: 0,7 м/ширина траншеи 1,35 м

Где увидеть:
The Tank Museum, Bovington. Великобритания. Юго-Западная Англия. Лагерь Бовингтон, Дорсет. BH20 6JG.

В конце января 1917 года на заводе Société des Automobiles Renault в пригороде Парижа Boulogne-Billancourt был построен первый "железный" образец легкого пулемётного танка Сhar mitrailleur Renault, который вплоть до середины апреля проходил сначала заводские, а затем войсковые испытания и только в мае 1917 военные разместили заказ на 1000 танков, который постепенно вырос до 3000. Несмотря на столь успешную приемку станка на вооружение по ходу тестов были выявлены весьма существенные недоработки, критически влиявшие на боевую работу машины. Наиболее существенными были загазованность боевого отделения и недостаточное охлаждение двигателя, размещенного в расположенном сзади отдельном моторном отделении. Если с бронекорпусом на прототипе ничего просто, не задерживания испытаний, изменить не получалось, то башня танка, а точнее её командирская башенка претерпела несколько изменений, что бы на выходе получить уже привычный для этого танка вид с верхним люком-колпаком, который мог откидываться, а в боевых условиях обеспечивал приемлемую вентиляцию. Такая полностью переделанная башня уже в апреле 1918 года стояла на прототипе.

Прототип танка Сhar mitrailleur Renault с новым вариантом башни танка для первого серийного выпуска на 5-ти тонном грузовике Pierce Arrow
Прототип танка Сhar mitrailleur Renault с новым вариантом башни танка для первого серийного выпуска на 5-ти тонном грузовике Pierce Arrow

10 апреля Консультативный комитет по специальной артиллерии по итогам приемочных испытаний разместил заказ на 1000 танков Рено, 13 апреля заказ подтвердил главнокомандующие французской Армии генерал Робер Жорж Нивель. В мае, после того как 9 мая 1917 года Нивеля на посту главнокомандующего сменил Петен, лучше относившийся к танкам, общий заказ на 1150 боевых машин утвердили, причем первая партия танков в 150 машин должна была быть "учебной", не только в прямом смысле - направленной у учебные части, но и "учебной" для французского станкостроения, которому в первый раз пришлось заниматься массовым производством боевых гусеничных машин, впрочем в будущем это им не пригодилось, за всю историю танкостроения в стране до начала Второй мировой нормального массового производства танков после FT налажено не было.

Танк Renault FT “Char d’instruction” N.66040 в американском учебном лагере
Танк Renault FT “Char d’instruction” N.66040 в американском учебном лагере

Несмотря на то, что отмашку дали ещё в мае 1917 года, по традиционной гальской неторопливости в производстве еще в октябре месяце дополнительно согласовывали, что первые 150 танков с серийными номерами "66xxx" будут иметь как листовые, так и литые детали из незакаленной цементированной броневой или конструкционной стали. Нам всякий случай на лобовой отливке чуть выше переднего угла крепили табличку с надписью "non protégé" - незащищенный. По этой табличке, закрепленной двумя болтами к лобовой броне, можно легко отличить учебный танк от линейного.

Фотография танка 66016 из музея в Бовингтоне. Хорошо видная литая часть бронекорпуса, которая на фотографиях в поле не заметна
Фотография танка 66016 из музея в Бовингтоне. Хорошо видная литая часть бронекорпуса, которая на фотографиях в поле не заметна

Весь 1917 год французская промышленность не могла обеспечить танкостроителей закаленной цементированной броней, были проблемы не только с закалкой листовой брони, но и с литыми деталями. Для первых серий машин броневые листы получали из Британии, так как не получалось наладить собственное производство. Качество обработки литой брони не обеспечивало требуемой бронестойкости. Поэтому то, что первая серия танков была "non protégé", вероятнее всего главной причиной является не сразу запланированное производство неполноценных "учебных" танков, а вполне себе реальные производственные проблемы. 117 учебных танков были оснащены цельной литой башней с командирской башенкой, первоначально разработанной Renault и испытывавшейся на прототипе. Литая башня была чисто пулеметной и включала доработки, которые были внесены при испытаниях прототипа. Командирская башенка составляла одно целое с самой башней и сверху закрывалась люком-крышкой с плоским верхом. Кроме литой башни машины первой серии имели литые носовые и кормовые детали бронекорпуса и обычную шаровую установку пулемёта.

Схема танка Renault FT “Char d’instruction” из инструкции
Схема танка Renault FT “Char d’instruction” из инструкции

Ещё 32 танка из первой серии уже имели полигональные пулеметные башни из бронированной стали и зачастую их относят уже к боевым танкам, хотя и у них сохранялись литые детали бронекорпуса. Первые 117 танков из этой серии были точно "chars d`instruction", остальные 32 уже шли уже как "char de combat", даже с литыми деталями.

Танк с номером 66042 и серийным номером 42 с полигональной башне в США. Хорошо видна кормовая литая броневая деталь.
Танк с номером 66042 и серийным номером 42 с полигональной башне в США. Хорошо видна кормовая литая броневая деталь.
Танки Renault FT Char dInstruction первой промышленной партии ничем не отличались от серийный машин ниже погона башни, зато радикально отличались самой башней. Учебная машина имела литую башню с шаровой пулемётной установкой и хорошо заметным большим уклоном крыши, чем была больше похожа на прототип, чем на серийную башню. Основным заметным отличием был плоский верх крышки командирской башни, у линейных машин с новыми башнями он был более выпуклый. От прототипа в его последнем варианте с переделанным командирским люком-крышкой первые серийные танки отличаются отсутствием жалюзей на боковых листах кормовой части бронекорпуса для охлаждения двигателя. Танки первой серии имели литую переднюю и заднюю часть бронекорпуса, чего не встречалось ни на прототипе, ни в серии.

Конструкция подвески танка, которая была отработана на прототипе уже больше не менялась. С одной стороны она выглядит достаточно сложной, состоящей из большего числа подвижных и упругих элементов. Тем не менее подвеска не требовала кропотливой настройки. В случае повреждения достаточно было просто заменить или отдельную деталь типа катка или рессоры, или даже весь гусеничный ход, который представлял собой отдельный узел, который консольно крепился только в одном месте к бронекорпусу. Такая конструкция обеспечивала хорошую амортизацию и управляемость при низких расходах. Фактически бронекорпус оказывался подвешен к гусеницам нв двух точках - сзади на валах ведущих колес и спереди через пружины на стойках балок хордовой части.

Renault FT Char d’Instruction "66016" в музее в Бовингтоне со снятым с левой стороны гусеничным ходом, хорошо заметны места к которым тот крепился.
Renault FT Char d’Instruction "66016" в музее в Бовингтоне со снятым с левой стороны гусеничным ходом, хорошо заметны места к которым тот крепился.

Упругая ходовая часть имела подрессоренную подвеску опорных катков, на один борт она включала четыре жесткие тележки - одну переднюю на три катка, остальные с двумя катками. Тележки попарно соединялись с балансирами, который крепились к полуэллиптическим листовым опорам. Концы рессор подвешивались на "гусеничной раме" - продольной двутавровой балке, которая единственная из гусеничного хода крепилась к бронекорпусу. Распределение катков вдоль всей опорной гусеничной площадки обеспечивало равномерное распределение веса и мягкое прохождение неровностей на дороге. Подвеску танка называют иногда полужесткой. Это связано с относительно небольшими ходами опорных катков до того момента, пока они не выбирали свободный ход до балки.

Схема гусеничного хода и подвески
Схема гусеничного хода и подвески

Танк был спроектирован для сопровождения пехоты и имел скорость, сравнимую со скоростью быстро идущего человека, на таких скоростях малые ходы подвески были не критичны. С внешней стороны тележки и колеса защищались внешней балкой "гусеничной рамы". Верхняя гусеничная ветвь опиралась на шесть сдвоенных поддерживающих роликов, закрепленных на длинной планке, которая одним концом была закреплена через шарнир к продольной балке, а вторым концом опиралась на винтовую пружину. Такая конструкция обеспечивала кроме дополнительной амортизации танка еще и автоматической натяжение гусеницы вне зависимости от дорожных условий.

Патент Рено на автоматическое натяжение гусеницы и конструкцию поддерживающих катков
Патент Рено на автоматическое натяжение гусеницы и конструкцию поддерживающих катков

Большое переднее направляющее колесо крепилось к "гусеничной раме" и могло регулироваться в продольном направлении в зависимости от ожидаемых условий боевой работы и состояния гусеничной ленты. В серийном производстве для снижения веса неподрессоренных масс, расхода дефицитной конструкционной или броневой стали, использовали достаточно часто деревянные направляющие колеса со стальным каркасом и ободом. Ведущие колеса располагалось сзади, момент от двигателя через бортовые передачи передавался на приводные валы, на которые были насажены сами колеса с зубьями. Ведущее колесо захватывало гусеницу своими зубьями и обеспечивало натяжение нижней ветви гусеничной ленты. Такая комбинация заднего ведущего колеса и подпружиненного блока опорных колес позволяла меньше беспокоится водителю о возможности сброса с гусеницы при неудачном вождении.

3D модель и схема гусеничного движителя
3D модель и схема гусеничного движителя

По итогам испытаний прототипа был изменен бронекорпус танка. Передняя и задние части корпуса получили литые детали. Дополнительный хвост крепился к полукруглой кормовой литой детали танка. Соответственно была переделана система охлаждения моторного отделения. Вместо боковых отверстий была организована подача воздуха через верхнюю щель между двумя откидывающимися вперед крышками моторного отсека. Сверху была установлена накладка для защиты моторного отсека от попадания внутрь осколков и стальных брызг от пуль и снарядов. Командирская башенка был смещена немного влево и командир-пулеметчик в базовом положении сидел под углом почти в 45 градусов к направлению пулемета. Задний люк в башне и передний люк водителя стали двухстворчатыми.

Рассказ о первой серии из 150 машин лучшего танка Великой войны - Renault FT.-10

Первые танки из неброневой стали стали поступать в учебные лагеря в начале осени 1917 года параллельно с небольшим числом линейных танков. Французские военные беспокоились о том, что бы танки с недостаточным бронирование не попали на фронт, так как даже от единичного применения зависела репутации и производителя, и военных, и политиков. Особенно отмечалось, что бы при приемке контрольной комиссией даже случайно ни один из танков, оснащённых литыми деталями из незакаленной стали не попал в разряд боевых. На танках из неброневой стали в передней части танка на фотографиях видны два болта таблички "незащищенный", которая указывает на то, что танк не изготовлен из цементированной броневой стали. В инструкциях к Renault FT отмечается, что эта табличка была иметь вертикальную синие линию и еще две синие линии должны быть на башне.

Полевые занятия в Танковой школе «Кемп Кольт (Camp Colt)». Впереди французский пулеметный танк «Renault FT» № 66040. Геттисберг. Пенсильвания. США. Лето 1918 г.
Полевые занятия в Танковой школе «Кемп Кольт (Camp Colt)». Впереди французский пулеметный танк «Renault FT» № 66040. Геттисберг. Пенсильвания. США. Лето 1918 г.

Производство первой серии шло ни шатко, н валко. Первая партия танков Renault FT Char d’Instruction была выпущена в октябре 1917 и сразу была направлена в учебные лагеря Специальной артиллерии. Всего за октябрь было выпущено 18 танков, в следующем месяце — 21. В декабре 1917 ещё 40 танков. 77 танков Société des Automobiles Renault произвела в январе-феврале 1918, соответственно 32 и 35. Последние 4 — в марте 1918. К этому времени всем, в том числе и Луи Рено стало понятно, что в одиночку такой проект заводу не вытянуть.

Участок по сборке танков первой серии, на центральном танке уже приклепана табличка "не защищен"
Участок по сборке танков первой серии, на центральном танке уже приклепана табличка "не защищен"

Кроме отправления учебных машин во французские части 12 "учебных" танков было отправлено в Британию для ознакомления и обучения, и по крайней мере 3 танка оказались в САСШ для обучения и ознакомления и военных, и производственников этой заморской территории. На 1918-1919 годы на территории Северной Америки уже во время войны планировалось серийное производство таких танков. К настоящему времени известны фотографии только танков Renault FT Char dInstruction, который были поставлены в США с номерами 60040, 60042 и британского танка, который был отправлен в Абердин, а позднее возвращен в Британию - 60016. Фотографии танков этого типа с литыми башнями на французской службе пока не известны. Инициатива создания танковых войск в САСШ принадлежала командующему Американских экспедиционных сил в Европе генералу Джону Першингу. 23 сентября 1917 года было принято решение о формировании американских бронетанковых частей по британскому образцу - создавался «Танковый корпус Национальной армии» , который должен был включать Танковый корпус в составе Американских экспедиционных сил в Европе и Танковую службу Национальной армии, которая дислоцировалась в США. В ноябре 1917 года во Франции в коммуне Бур (Buorg) у городка Лангр (Langres), была создана школа для подготовки экипажей легких танков, которую возглавил майор Джон Паттон (George Smith Patton). В самом САША в марте 1918 года в г. Геттисберге (Gettysburg), чуть ли на том же месте, где проходила всем известная битва Гражданской войны в штате Пенсильвания, на основе учебного пехотного лагеря была создана танковая школа, получившая название «Camp Colt». Во главе Школы был поставлен капитан Дуайт Эйзенхауэр.

Учебные муляжи пулеметных танков «Renault FT» в Танковой школе в Буре (Buorg). Франция. 1918 г. для начальной подготовки командиров танковых экипажей
Учебные муляжи пулеметных танков «Renault FT» в Танковой школе в Буре (Buorg). Франция. 1918 г. для начальной подготовки командиров танковых экипажей

Переданный в распоряжение американцев Renault FT № 66040 был сначала направлен в лагерь Camp Colt, а в 1918 он и еще два шасси переправили на завод Maxwell Motors в Дейтоне, где прошла презентация возможностей машин и оценки возможности их производства. В показе участвовало три шасси № 66042/шасси № 42, № 66040/шасси № 45 и ещё одно номера которого не читались на фотографиях.

«Кемп Кольт (Camp Colt)».  «Renault FT» № 66040
«Кемп Кольт (Camp Colt)». «Renault FT» № 66040

Надежда на быстрое разворачивание производства танков в САСШ не оправдалась, союзникам пришлось выделять танки для американской безоружной "голытьбы" из своих запасов. 5 июля 1918 года союзники приняли решение оснастить американские танковые батальоны французскими и британскими танками. Экспедиционный корпус получил 514 Renault FT (вместо требуемых 1 617) и 47 (вместо 360) танков Mark V. Было сформировано для участия в боевых действиях 4 американских танковых батальона: 3 батальона легких танков (№№ 331, 344 и 345) и один батальон тяжелых танков (№ 301). 344 и 345 батальоны были объединены в 304-ю легкую танковую бригаду под командованием Джона Патона.

«Кемп Кольт (Camp Colt)».  «Renault FT» № 66040
«Кемп Кольт (Camp Colt)». «Renault FT» № 66040

Удивительно, но до настоящего времени сохранился один их 117 танков с литой башней и литыми элементами бронекорпуса, причем не во Франции, а в Британии в танковом музее в Бовингтоне (The Tank Museum, Bovington.).

Фотография танка 66016 сделанная в Бовингтоне, скорее всего в 60-е годы.
Фотография танка 66016 сделанная в Бовингтоне, скорее всего в 60-е годы.

Эта машина имела сложную историю - после производства она была отправлена в Британию, как образец легкого танка для ознакомления британский военных. Британцев танк не воодушевил и был отправлен после войны своим союзникам в САСШ, где по идее должен был служить учебным в североамериканском танковой корпусе. В 1965 году со склада-музея в Абердине танк был передан в Бовингтон, где находится и сейчас.

Последние 32 танка из первой партии в 150 танков, считая прототип, хотя и сохраняли литые передние и задние части бронекорпуса, получили уже новые полигональные башни, собранные из листов, как например танк с личным именем "Casse Patte". Массовое производство боевых танков началось на Рено именно с такими башнями. А так как литые детали не удалось довести до требуемой бронестойкости, то и бронекорпуса линейных танков стали собираться полностью из листовой брони, но это уже другая история.

танк с личным именем "Casse Patte" из первой серии в 150 танков с первым образцом клепаной полигональной башни
танк с личным именем "Casse Patte" из первой серии в 150 танков с первым образцом клепаной полигональной башни

Почитать о других французских экспериментах в области танкостроения и истории развития лучшего танка Первой мировой можно в других статьях на этом канале:

http://www.wardrawings.be/WW1/Files/site.htm (автор рисунков Vincent Bourguignon)
http://www.wardrawings.be/WW1/Files/site.htm (автор рисунков Vincent Bourguignon)
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
в телеграмканале
https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Источники:

Коломиец М.В., Федосеев С.Л. «Танк №1 «Рено ФТ-17″. Первый, легендарный».

Семен Федосеев: Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия

Семен Федосеев: Легкий танк "Рено" FT. Ветеран двадцати армий и десяти войн

Первый танк классической компоновки. Юрий Пашолок. https://warspot.ru/8733-pervyy-tank-klassicheskoy-komponovki

http://www.chars-francais.net/2015/index.php/engins-blindes/chars/6-archives/des-origines-1930/688-1917-renault-ft?start=3

https://tanks-encyclopedia.com/ww1-france-renault-char-dassaut-18hp-renault-ft-development/

https://tanks-encyclopedia.com/ww1/fr/renault_ft.php

https://panzerserra.blogspot.com/2017/03/renault-ft-light-french-tank-with-dozer.html?showComment=1513100547966

http://www.wardrawings.be/WW1/Files/site.htm (автор рисунков Vincent Bourguignon)

https://dzen.ru/a/Ypj1pzXSHmgFcaId

https://forum.pages14-18.com/viewtopic.php?t=72060&sid=3a613c266a3c0859fa53c4ab74a9bae2&start=10