В Советское время практически все автомобильные заводы, которые могли применить полноприводную трансмиссию имели оборонные заказы. Тольяттинский же завод не производил военную технику, так как достаточно продолжительное время завод не был настроен на полноприводную трансмиссию. Но когда уже разработали "Ниву" Министерству обороны срочно понадобился новый вездеход амфибия. При чем такое задание от Министерства обороны получил не только Тольяттинский автомобильный завод, но и Ульяновский.
В начале 70-х годов вазовские конструкторы взялись за разработку военной машины. Автомобиль разрабатывался секретно, даже в документах было написано, что машина предназначена для рыбаков и охотников. А так машине дали название ВАЗ-2122 "Река".
В планах у конструкторов было создать машину у которой будет две двери, откидывающееся лобовое стекло и боковые. А также машина должна была иметь мягкий верх. На самом деле автомобиль получился очень даже удачный, по внешнему виду было трудно догадаться что "Река" могла плавать. Машина имела герметичную емкость, в которую поместили силовой агрегат, коробку переключения передач и "раздатку". А вот приводы колес, рулевые тяги пришлось помещать в специальные водонепроницаемые чулки. ВАЗ-2122 оснащался двумя топливными баками. Полноприводная трансмиссия, силовой агрегат объемом 1,6-литра был позаимствован у "Нивы". Глушитель машины находился в районе переднего колеса.
Специально для "Реки" были разработаны новые шины, которые были шире и выше обычных. Благодаря им автомобиль мог неплохо передвигаться по воде, а также ему нипочем были скользкие берега. По воде автомобиль мог разгоняться до 4,5 км/ч. Конструкторы еще вездеход оснастили насосом от БТР, который установили в салоне. Который в случае чего мо откачивать воду наружу.
Шины больших размеров, небольшая масса машины и плоское днище сделало "Реку" настоящее чудо техники. Было произведено два автомобиля, которые были выкрашены в желтый и зеленый цвет. Во время испытаний ВАЗ-2122 сразу выявлено было несколько проблем. Во-первых, это герметичность кузова, он не был цельным и состоял из нескольких частей. Оборудования на заводе, которое производило такой корпус не было. Поэтому сборка амфибии на конвейере от куда сходили "Нивы" была невозможной. Во-вторых, при движении "Реки" по пересеченной местности на большой скорости двигатель и трансмиссия очень сильно нагревались. Так как не было циркуляции воздуха. В-третьих, мощные шины конечно были очень цепкие и хорошо держали машину, но они быстро изнашивали трансмиссию. Все недостатки были учтены во второй серии вездехода, который появился в конце 70-х годов.
Была произведена и третья версия ВАЗ-2122, которая отличается от двух первых версий. Автомобиль стал чуть меньше, был убран задний свес. В целом третья серия автомобилей внешне больше походила на "Ниву". Был установлен двигатель 1,3-литровый мощностью 69 лошадиных сил. А также были установлены стандартные шины от "Нивы". При чем на проходимость это никак не повлияло, хуже она не стала. Но самое главное хорошо поработали над системой охлаждения. Теперь воздух попадал на радиатор через лобовое стекло, которое закрывалось специальной заслонкой во время плавания.
Испытания третьей серии "Реки" проходили в течение 8 месяцев. В результате было выявлено 120 замечаний к конструкции вездехода, большинство из которых было выявлено Министерством обороны. Самым серьезным недостатком оказались малоэффективные тормоза, правда потом эту проблему решили, установив агрегаты о ВАЗ-2108. А так автомобиль в целом понравился как государственным органам, так и самим конструкторам. Государственная комиссия дала добро на постановку ВАЗ-2122 "Река" в серийное производство.
Займ под залог любой техники в СПБ: pigluh.ru
Но вазовская амфибия так и не пошла в серийное производство. А все потому что у автозавода не нашлось денег на открытие новой конвейерной линии. Ведь конвейер, на котором производилась "Нива" не подходил. Военное ведомство отказалось спонсировать, так как даже изначально на сборку деньги не предусматривались. Министерство обороны была готова платить только исключительно уже за готовые автомобили.
В конце 80-х годов работники АвтоВАЗа даже пытались модернизировать автомобиль, работали над пассивной безопасностью машины. Видимо хотели сделать гражданскую версию.
Конечно же грустно становиться от того, что такой автомобиль не пошел в серийное производство. Потому что сейчас в российской армии подобной техники нет. Жалко людей, которые потратили ни один год на автомобиль. И наработки, которые по сути стали никому не нужные. Жаль, что амфибия не нашла применения в стране, в которой водных артерий.