Как и обещал, вот ещё одна "матрёшка" - эпоним, который в своём составе имеет вроде бы и не имя, а название населённого пункта, но пункт этот назван таки в честь человека.
Есть на американщине, в Калифорнии, округ под названием Мендосино. Вопреки ожиданиям, ударение в этом слове ставится на второй гласной с конца, а не так, как в Бутово, Жулебино или Черкизово.
В Мендосино жил (или до их пор живёт) популяризатор науки Ларри Спринг, который предложил весьма оригинальную конструкцию светового коммутируемого двигателя.
В нём солнечная энергия преобразовывается в солнечных батареях и питает отдельные катушки двигателя. А самое невероятное в том, что ротор в нём левитирует, будучи подвешенным на неодимовых магнитах.
Насаженный на вал многоугольный ротор имеет два набора обмоток с питанием от солнечных батарей. Вал расположен горизонтально, вблизи его концов находятся два постоянных кольцевых кольцевых, которые и обеспечивают левитацию, так как находятся над отталкивающими постоянными магнитами, расположенными в основании. Дополнительный магнит, находящийся под ротором, создаёт магнитное поле, которое, взаимодействуя с током в обмотках ротора, создаёт крутящий момент.
Было бы, конечно, идеально обойтись вообще без контактов ротора с чем бы то ни было - пусть плавает в воздухе и вращается. Но так не получается, поскольку невозможно сделать статическую устойчивую магнитную подвеску на постоянных магнитах. Следовательно, приходится упереть ось с одной стороны в стенку.
Главное условие бесперебойной работы МЕНДОСИНСКОГО ДВИГАТЕЛЯ - наличие освещения только с одной его стороны. В этом случае освещённая солнечная батарея генерирует электрический ток, он производит магнитное поле, которое взаимодействует с полем магнита под ротором. Собственное, это и заставляет ротор поворачиваться.
При повороте ротора следующая солнечная батарея обращается к источнику света и возбуждает ток в следующей обмотке. Процесс повторяется до тех пор, пока на батареи падает свет.
По утверждениям создателя этого двигателя, при создании всех необходимых условий устройство может работать неограниченное количество времени, превращаясь едва ли не в perpetuum mobile.
Единственное - не вполне понятно, что с ними делать, ибо пока МЕНДОСИНCКИЕ ДВИГАТЕЛИ слишком маломощны. Ещё один серьёзный минус в том, что магнитная подвеска очень неустойчива, и хорошо сбалансировать ротор довольно трудно, а вот из равновесия он выходит легко.
Такие моторы можно легко приобрести в интернет-магазинах по вполне сносной цене, но исключительно как забавную игрушку, которая просто так крутится и не требует батареек.
P.S. Округ Мендосино был назван в честь первого вице-короля Новой Испании Антонио де Мендо́са-и-Пачеко. Но поскольку к мотору он не имеет вообще никакого отношения, и устройство даже назвали не в честь него, давайте об этом человеке не будем говорить.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!