Много на Русском Севере было больших и малых ярмарок, а сельских торжков ещё больше. Большинство из них проводились на церковные праздники. В декабре месяце, на праздник святителя Николая Чудотворца (Никола зимний), проводились Никольские ярмарки. В Вологодской губернии на 1861 год насчитывалось до 150 ярмарок в Николин день. В Архангельской губернии никольские ярмарки проводили в Сумском посаде и в Пинеге. Именно Никольская ярмарка в Пинеге была самая известная из ей подобных на Севере. Ярмарки, приуроченные к религиозным праздникам, всегда были сопряжены с торжественными богослужениями и народными гуляниями. В зависимости от значимости места, где проводили торговлю, ярмарки продолжались по нескольку дней. Никольская ярмарка в Пинеге проходила с 4 по 12 декабря по старому стилю.
Торговля на Пинеге велась с древних времен. Еще новгородцы покупали в этих краях пушнину у ненцев, коми-зырян и югры (хантов). В московское время главным торговым центром стала мезенская Лампожня известная ещё с новгородских времен. Там с 16 века закупались меха у самоедов и других сибирских народов северные купцы. Купленный товар переправлялся в Холмогоры, столицу Двинского уезда, где продавали на холмогорской Никольской ярмарке вологодским, столичным и иностранным купцам. По указу царя Ивана Грозного Холмогоры были единственным местом для международной торговли. Но после образования Архангельска и перевода туда административного и экономического центров, значение Холмогор упало и, вероятно, было принято решение перенести Никольскую ярмарку на Пинегу в Большой Погост, т.е. Никольская ярмарка существовала ещё до образования города Пинега путем слияния двух деревень - Волок (погост Пинежский волок) и Большой Погост. Это место было более удобное как для ненцев, так и для коми-ижемцев (зырян) с Печоры. Активное участие в торговле зырян с Ижмы изменили характер Никольской ярмарки. Ижемцы занимались разведением оленей, которых приобретали у ненцев. Им было все равно куда ехать до Лампожни или до Пинеги - путь был одинаков. Но зато Пинега была удобна для архангельских купцов, она просто ближе к столице Поморья. Вероятно, интересы тех и других определили появление Никольской ярмарки на Пинеге, а ненцам просто пришлось подстроиться под изменившиеся условия. Одновременно с этим снизилась доля пушнины. Вместо мехов больше стали торговать олениной, всевозможной рыбой и продуктами лесной охоты. Неслучайно, что при учреждении в 1780 году Пинежского уезда по указу императрицы Екатерины II на гербе уездного города Пинега стали изображать два рябчика на золотом поле - один из главных товаров ярмарки.
Никольская ярмарка была напрямую связана с охотничьим промыслом. В ноябре заканчивался осенний период охоты и товары в виде мехов лесных зверей, тушек промысловых птиц и мороженной рыбы доставлялись на ярмарку. При этом успех торговли зависел от природных условий. Рано выпавший снег затруднял охотникам добычу пушнины, поздняя холодная весна вымораживала яйца птиц и дичи становилось меньше, а заодно нехватка травы сказывались на упитанности скота, что влияло на его продажу. Также сильные оттепели в ноябре приводили в негодность дороги и купцы не могли добраться до места. В такие ситуации ярмарка не пользовалась спросом и торговля была небольшой. При благоприятном стечении на никольскую ярмарку приезжали купцы из Архангельска и Архангельского уезда, Холмогорского уезда, Мезени и Мезенского уезда, Шенкурского и Пинежского уездов, Олонецкой, Вологодской, Владимирской, Костромской, Вятской и Ярославской губерний, а число собравшихся могло достигать до 5-6 тысяч человек. В тоже время при плохих условиях ярмарка длилась три-четыре дня, до 8 декабря, а посетителей было около тысячи. Например, в 1847 году на ярмарку прибыло в общей сложности 951 мужчина и 270 женщин.
Ярмарка была источником дохода для города, бралась плата за провоз грузов, за аренду торговых мест (балаганов). Правда, городские балаганы были плохими и приезжие неохотно вели там торговлю, предпочитая снимать торговые места у местных купцов. Многие горожане помогали лавочникам с товаром, больше всего в этом участвовали женщины, а также сдавали комнаты и амбары гостям города. Так в 1864 году за аренду лавок, квартир, амбаров и прочих помещений, а также за сено и жито для лошадей горожане имели общий доход 3495 рублей 50 копеек. А Пинежское уездное городское общество получило 423 рубля 40 копеек; из которых за балаганы – 242 рублей 50 копеек; за места на площади - 87 рублей 40 копеек и за весы – 93 рубля 50 копеек. Отдельной статьей шли крестьяне-извозчики, которые оказывали транспортные услуги на сумму до 14 тысячи рублей. О Никольской ярмарке побывавший на Пинеге в 1985 году Максимов С.В. писал так:
Далеко разносится ярмарочный гул затем, что гулу этому есть где разгуляться по широким тундряным полянам, обступившим город. Прислушиваешься к гулу, и бог весть что чудится: и звон золотых в засаленных, но крепко сшитых мошнах ижемских зырян, … и глухое побрякивание медяков – тяжелых денег, доставшихся незавидным излишком на горькую долю самоедов, явившихся сюда из-за тысячи верст, из дальних тундр своих, целыми аргишами - вереницами оленьих санок, нагруженных мерзлой и солёной рыбой. Чудится в пинежском ярмарочном гуле и безнадёжный визг последней копейки, поставленной ребром мужичком с той же самой Пинеги или с ближней Двины из-под Холмогор, продавшим какой-нибудь десяток пар рябчиков или чухарей (глухарей) ... Это - оптовая покупка меха и дичи. Меха пойдут на Москву; дичь, в виде куропаток и рябчиков, уйдёт в Петербург, и только мёрзлая и солёная рыба - по ближнему соседству. Незначительное число костей и рогов моржовых и мамонтовых, добытых на Новой Земле и Печоре, попадёт в руки архангельских и холмогорских костяников.
Максимов С.В. Год на Севере.
В начале XX века наиболее крупные из торговцев были пинежские купцы Володины и вологжане Буторовы. Капитал Володиных составлял 13 миллионов рублей. Они владели 26 пароходами и около 70 барж. На рубеже XIX и XX веков произошел рост торгового оборота Никольской ярмарки, в 1910-х годах он достиг 500 тысяч золотых рублей. Главными товарами в это период были: мясо - до 15 тыс. пудов, рыба (семга, палтус, осетрина, сиг, а с Архангельска привозили треску и пикшу) - до 10 тыс. п., масло - до 4 тыс. пудов, пушнина (белка, медведь, лиса, песец, куница, росомаха, заяц и т.д.) - до 350 тысяч штук. Интересно, что все беличьи шкурки скупал Каргополь, где переработка их была поставлена на поток. Дичь: рябчики, глухари и куропатки - до 220 тысяч пар. Дичь доставлялась на рынок Санкт-Петербурга и Москвы. Кожи и шкуры разные - около 20 тысяч штук., вязаные изделия, совики, малицы, пимы (меховая одежда ненцев, которая пользовалась спросом у русских и коми), мелкие деревянные изделия. Для обмена поставляли 10 тыс. п. хлебных товаров, около 1,5 тысяч пудов соли и до 4 тысяч разных товаров: керосин, мануфактуру, спички, канаты и верёвки, стекло, изделия из железа, фарфоровую посуду, товары галантереи, обувь и другие предметы.
Отдельным товаром шли лошади мезенской породы. Выведенные крестьянами Мезенского уезда эти животные были сильными, выносливыми и наиболее приспособленными к суровым условиям Севера. Коней пригоняли из Лампожни, где был центр разведения породы. Выставка лошадей Мезенской породы являлась главным развлечением хозяев и гостей ярмарки. Главным увеселением было испытание коней на силу.
Порода эта в особенности поддерживается в Лампожне, где особенно хорошие луга. Для поощрения к разведению этой породы учреждены в Пинеге, во время Никольской ярмарки, выставка лошадей Мезенской породы и испытание их возкой тяжестей, при чём раздаются денежные награды, серебряные медали и похвальные отзывы ... Выставка лошадей и возка тяжестей, особенно последнее, это для крестьян своего рода турнир. Насколько это интересует зрителей можно судить из того, что как только тронется лошадь и пойдёт нервически скоро, вслед за ней летит почтенная публика сломя голову по глубокому снегу. И это повторяется за каждою лошадью. Тут вы услышите довольно горячие прения, так как крестьяне принимают горячо к сердцу подобные состязания.
Чубинский П.П. Обзор главнейших ярмарок Архангельской губернии
Ярмарки были часть торгового уклада России, который существовал на протяжении тысячелетия, начиная от первых купцов-новгородцев. Северные ярмарки не могли похвастаться своим размахом с ярмарками средней полосы, но через них товары Севера шли на общероссийский и заграничный рынки. Взамен, северяне могли получить нужные для них товары: чай, сахар, соль, мануфактурную и галантерейную продукцию. Не будь товаров для обмена, было бы трудно привлечь купцов в далёкие таежные и тундровые места. Ярмарки были частью народной культуры. Так например, на Никольской ярмарке не было увеселительный мероприятий, кроме турнира лошадей, это было время Рождественского поста, но зато северянки охотно скупали наряды (или ткань), обувь и сопутствующие аксессуары, чтобы нарядно выглядеть на праздник Рождества и святочные гуляния. Это было частью крестьянского уклада жизни. С потерей этой традиции ушел целый пласт народной жизни Севера.
Источники:
Вехов Н.В. Старинные ярмарки Архангельской губернии// Московский журнал.- 2004. - №11. - С. 43 - 49.
Лейман И. И. Ярмарки на Европейском Севере России в XIX — начале ХХ века. Отв. редактор д.и.н. М. А. Мацук. Сыктывкар: ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН, 2019г. 232 с
Максимов С.В. Год на Севере. Архангельск, 1984. С. 492-494
Чубинский П.П. Обзор главнейших ярмарок Архангельской губернии // Труды Архангельского губернского статистического комитета за 1865 год. Книга 2. Архангельск. 1866. С. 209.