Найти в Дзене
Автора можно поддержать разовым переводом
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Ячмень всему голова. Возделывание зерновых в Архангельской губернии
Земледелие на Европейском Севере России, по естественным причинам, не являлось основным источником существования для северного крестьянства. Ограниченные участки плодородной земли, заболоченные территории, леса и прочие природно-географические причины не способствовали заметному развитию этого направления. Архангельский Север, с его суровым климатом, летними заморозками, с возможным выпадением снега в августе месяце, не даром относится к зоне рискованного земледелия. Возделывание зерновых северянам давалось с большим трудом, а урожаи не могли полностью обеспечить их хлебом...
2 дня назад
След племени Корела на Архангельской земле
Древнее племя Корела является предком современных карелов - финно-угорского малочисленного народа. Этногенез карел до сих пор является темой для научной дискуссии. Очевидно, что в формировании этой народности принимали участие разные древние племена. Предполагают, что корелы обособились от племени весь, которая сама являлась потомком Дьяковской культуры Железного века (VII в. до н. э. — V в. н. э.). В середине I тысячелетия н. э., представители дьяковской культуры под давлением балтийских племен,...
1 месяц назад
ПОЛУДНИЩЕ. Полуднище это  речное гребное судно построенное по типу барки. В отличие от барки, полуднище меньших размеров и без крыши. Если размер первого судна составлял от 20 до 30 метров, то последние в среднем были около 8 - 9 м в длину, 3м в ширину, а высота борта составляла 1,5м. Полуднище могло перевозить груз весом до 8 тонн (500 пудов), при полной загрузке осадка судна достигала 75 см. Суда изготовляли из соснового или елового леса Вологодской области и использовали для доставки груза по Сухоне, Югу и Северной Двине в Архангельска. Из брусьев делали основу судна, которую обшивали досками. Подводную часть бортов укрепляли порубнями (расколотые по длине бревна толщиной около 18 см - 7 дюймов) высотой до 9 рядов. Пазы конопатились пенькой и мочалом. Управлялось судно при помощи 4 человек. В движение приводилось 2 или 4 веслами - гребками. Для стоянки имелся один якорь в 5 пуд (81,9 кг) на вичном канате (т.е. сделан из вицы - ветвь или корень дерева) длиною в 20 сажень (около 40 м). Полуднище по своей сути являлось одноразовым судном - его использовали для спуска груза вниз по течению Северной Двины. В большинстве случаев на нем перевозили смолу с Вологодчины в Архангельск для продажи её иностранным купцам. По прибытию, судно распиливалось на дрова. Иногда их продавали для транспортировки канатов и барочных якорей в Архангельском порту, тогда такое судно именовали подъякорник. Стоимость полуднища составляла 15-20 рублей серебром. Источник: Богославский П. А. Чертежи и рисунки судов, составленные П. Богославским к книге о купеческом судостроении в России. — С-Пб.: Типография Морского Министерства, 1859
1 месяц назад
Овцебыки на Русском Севере
Овцебыки являются типичными представителями мамонтовой фауны. Современные овцебыки, бизоны и северные олени единственные представители копытных млекопитающих Арктики, которые смогли пережить позднеплейстоценовое вымирание. До наших времен сохранился только один род овцебыков (Ovibos) семейства полорогих - лат. Ovibos moschatus - Овцебы́к или Му́скусный бык. В далеком прошлом видов было намного больше. Ученые предполагают, что предки современных овцебыков появились около 10 млн. л.н. (миоцен) в высокогорьях Центральной Азии...
2 месяца назад
СОХА. Соха́ это пахотное деревянное орудие для обработки почвы в лесной зоне, где применялось под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие. Она пришла на смену ралу в конце I тысячелетия н.э. и имела широкое распространение у славянских народов Восточной Европе и на Руси. Первое письменное упоминание датируется 13 веком. Соху использовали вплоть до начала ХХ века. Преимуществом орудия являлась его простота в изготовлении. Каждый крестьянин мог её смастерить на своем подворье, при этом подгоняя орудие как под свои физические характеристики, так и под условия обрабатываемой почвы. Недостатками были: неустойчивость орудия при вспашке, расшатывания конструкции при использовании, а также набухание деревянных элементов при соприкосновении с влажной землёй. При таких минусах большая нагрузка ложилась на человека, в то время как лошади тянуть соху было легче, чем плуг. Глубина и ровность борозды зависели от физической силы и опыта пахаря. Соха не переворачивала землю, а только отваливала её в обе стороны. Глубина борозды в среднем составляла 12 см, что было достаточно, ведь слой плодородной почвы лесной зоны в среднем 15 см. Соха состояла из рассо́хи - широкой вогнутой доски, часто раздвоенной внизу. На концах рассохи надевался сошни́к из металла. Для удержания орудия при вспашке использовали поперечную рукоять - рогаль. От него шли две оглобли - обжи, в которые впрягали лошадь. В зависимости от региона и особенностей почвы, соха имела разные отличия в формах изготовления рассохи и сошников, а также в их установки. Обычная соха отваливала землю в обе стороны, но для направления отвала в одну сторону использовали поли́цу (присох, приполка) - деталь в форме лопатки, которая устанавливалась перед сошником. Кроме обычной сохи на Севере (как и в других регионах России) применяли соху-косулю. Косуля была улучшенным вариантом обычной сохи. Она имела вместо сошников один большой лемех, перед которым находился нож - полица, а позади отвал. В 19 веке появилась соха изготовленная полностью из метала. Согласно словарю В. Даля соха изначально это "шест, жердь, цельная лесина", сухое дереве (сохнуть), от которого возможно пошла рассоха. От этого орудия земледелия появились и другие значения, где соха это: небольшая сельская община от 3 до 60 дворов; мера земли, которая в разные времена составляла от 600 до 1800 десятин, а также это единица налогообложения в Русском государстве 13—17 веках. Также по Далю от сохи происходит слово сохатый - "зверь с рассохами, скотина оленьего рода" - олень, лось. Кроме лесных животных в старину существовало и наименование для домашнего крупного скота - "сохатая корова", "сохатница". Соха была важным орудием в жизни русского крестьянства, поэтому в старину было большое количество поговорок связанных с этим предметом земледелия. Рисунки: 1. Соха - Олонецкая губерния 1899г. 2. Соха в музее Малые Карелы г. Архангельск. 3. «Великорусская соха», худ. Н.Н. Каразин 1899г. 4. Сошники 5. Соха 6. Соха - косуля
2 месяца назад
Смотрители северных маяков
Арктика не самое подходящее место для проживания человека. Но северные воды богаты морскими ресурсами и по ним проходят торговые пути связывающие Север России с Европой и Азией. Испокон веков на берегах Баренцева и Белого морей жили люди питающиеся от моря. С 18 века активность в этих водах только увеличивалась, что подвигло российское правительство выделить средства для установки маяков в неспокойных морских местах. Первые световые маяки появились в Архангельской губернии, которая простиралась от Кольского полуострова до Печорского края, в середине 19 столетия...
2 месяца назад
ПОЛАТИ. Пола́ти это лежанка, которую обычно сооружали между русской печью и стеной избы. По словарю В. Даля полати определяются как помост/настил сооруженный выше головы. В старину это понятие имело более широкое хождение. К нему относили любые деревянные настилы: церковные хоры (клирос) устроенные на верхнем ярусе под сводом храма - "В тех церквах только на полатях пели"; охотничьи помосты для стрельбы по зверю или для хранения припасов (лабаз); настилы для сушки соли в варницах или для просушки дерева у столяров, а также любые настилы или подмостки. В южных губерниях так именовали чердаки. Однако, до настоящего времени полати сохранили свое значение большей частью как лежанка в русской избе. Конструкция полатей проста: одна сторона помоста закрепляется у печи, две стороны примыкают к угловым стенкам, а последняя была обращена внутрь избы. Полати могли сооружать как в запечном углу, так и в другую сторону от печи - над входом в избу. Для этого три угла полатей закрепляли на стенках, а четвертый, в зависимости от направления, крепился к голбцу (конструкция для всхода на печь и полати) или палатному столбу, также и настил укладывался либо на палатном брусе, либо на воронце. Полати появились у восточных славян во второй половине первого тысячелетия нашей эры. Изначально они обустраивались на высоте 0,5 -1 метра от пола, что было достаточно для теплого климата степей Поднепровья. При появления русской избы на Севере, для большего сохранения тепла, полати подняли до верхнего уровня печи. Обычно в большой крестьянской семье на полатях в зимнее время ночевали дети, а на печи - старики. Взрослые члены семьи спали в избе на лавках (позже появились кровати). Днем на полати убирали постельные принадлежности и ненужную одежду. В летнее же время, когда печь не топили, полати применяли для сушки льна, пеньки или лучины. С появлением кроватей, полати стали использовать под хранение домашней утвари. Чтобы скрыть полати от посторонних глаз в русской избе, которая топилась по белому, под потолок вешались тканевые занавески. В 20 веке, в связи с изменением уклада жизни (появились кровати, комоды, шкафы) полати утратили свое практическое значение и почти исчезли. Только в редких современных избах теперь их можно увидеть.
2 месяца назад
БРЮКВА. Брю́ква это двулетнее растение с крупным корнеплодом -  вид Рапс (Brassica napus) рода Капуста (Brassica) семейства Капустные (Крестоцветные). Брюква занимала важное место в сельском хозяйстве крестьян Русского Севера. В Архангельской губернии её также называли - желтуха, землянуха, а ещё галанка, последнее название использовалось и в Вологодской губернии. Брюква, наравне с репой, являлась одним из основных продуктов питания. Её успешно выращивали в сыром северном климате. Она росла даже на севере Архангельской губернии, где не могли выращивать самый распространённым на Руси овощ - белокочанную капусту. На Русском Севере более всего брюкву садили в Повенецком уезде Олонецкой губ., Онежском уез. Архангельской губ. и в Вельском уез. Вологодской губернии. В сельскохозяйственном плане брюква была удобна тем, что не требовал для себя отдельных полей, а гармонично вписывалась в хлебопашескую трехпольную систему земледелия. Корнеплод выращивали на полях, где до этого садили рожь или яровую пшеницу, которые сильно обедняют почву, на участке отведенного под пар. Также если позволяли условия то первый год сеяли яровую рожь, второй - ячмень, овес или озимую рожь, на третий - клевер (участок под пар) и на четвертый год - брюкву (участок под пар). Таким образом удавалось получать урожай с участка, который на год или два отводился под отдых земли (пар). При этом на одном и том же поле корнеплод садили не чаще чем раз в восемь лет. Брюкву крестьяне употребляли сами, а также вывозили на продажу в свежем и сушенном виде. Из брюквы готовили разнообразные блюда. Наиболее распространённой была пареная в брюква. Утром в протопленную печь выкладывали намытые неочищенные корнеплоды и оставляли (парили) там весь день. Подавали пареную брюкву на ужин в горячем виде. Кроме этого, тонко нарезанные ломтики брюквы добавляли в щи на ячменной крупе, которую заправляли сметаной. Даже добавляли её в суп из сухой рыбы (сущик). В пост, когда не использовали в еду мясо и молоко, из брюквы варили похлебку (тюрю) сдобренную льняным маслом. Особой популярностью пользовался брюквенный рассол (сусло). Его делали из запаренных и высушенных мелких корнеплодов. Заготовкой занимались во время уборки. Небольшую по размеру брюкву тщательно мыли и складывали в хорошо протопленную русскую печь. Устье печи (топка) перекрывали плотной деревянной заслонкой, а щели обмазывали глиной (печатали). Парили весь день. Вечером пареную брюкву доставали из печи и перекладывали в бочки или корзины. Часть продукта ели на ужин, а остальное после остывания нарезали на маленькие кусочки. Полученные ломтики сушили на сковороде в печи. Для получения сусла сухую брюкву заливали горячей водой и ставили настояться в теплом месте. С этим брюквенным настоем ели хлеб. Особенно любили с суслом есть овсяное тесто, замешанное на квасе.
3 месяца назад
ПЕРЕЛОГ. Перелог это способ обработки земли в прошлые века (вплоть до 20 века), при котором возделывался участок земли ранее оставленный без обработки на несколько лет. По Толковому словарю Даля: "Перелог муж. поле, покинутое для перележки;  в трехпольном хозяйстве это пар, паренина, паровое поле, земля под паром; в переложном, перелоговом хозяйстве, это та часть земли, которая по выпашке покидается, для отдыху" (Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866). Согласно этому определению перелог это и отдельная система хозяйства, и часть двухпольной или трехпольной систем земледелия. Двухпольная система это когда в один год одно поле определяют под пашню, а второе под пар (не обрабатывают). При трёхпольной - поля делились на: яровые, озимые и пар. В это случае перелог это пар - земля под отдыхом. Перелоговое хозяйство - это система земледелия, когда 2 года поле засевали зерновыми, а потом год-два оно отдыхало. На Русском Севере вплоть до ХХ века перелог (перелоговое земледелие), вместе с подсечным земледелием (подсека, огненно-подсечная система), являлся распространённым способом обработки земли. Из-за нехватки плодородной почвы, более совершенная трехпольная система, не имела той популярности, как в более южный регионах. Она требовала больше сил и ресурсов для её поддержания, поэтому северные крестьяне вынужденные были использовать и более архаичные виды земледелия. Само слово "перелог" можно трактовать как: поменять, передвинуть, переложить, а в Костромской губернии слово употреблялось в значении - отдых. На практике, на Русском Севере в 18-19 веках (как наверное и раньше), для перелога выбирали безлесные места, которые можно было бы возделывать сохой (деревянный плуг). Места, как правило, находились в удалении от поселений, так как близлежащая местность использовалась для трехпольного земледелия, а вот на удалённые участки сил уже не хватало. Такие участки можно было периодически "забрасывать" на время и переводить в непахотные земли. Такие участки после распашки, год или два находились под паром, при этом землю перепахивали за это время до шести раз. Затем её засевали рожью, а иногда, если позволяли условия, и яровой пшеницей. На следующий год рожь меняли на овес, а далее землю снова оставляли под паром и опять использовали по системе рожь - овес - пар. Так повторяли до тех пор, пока земля не обеднеет и перестанет приносить приемлемый урожай. В этом случае поле оставляли непаханым на несколько лет, используя его под сенокос. После 8-10 лет это местом уже считали целиной (непашью, степью, новиной) и его снова можно было пахать. Источник: Резников Ф. И. К истории земледелия Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерний второй трети XIX века.— В кн.: Материалы по истории Европейского Севера СССР. Северный археографический сборник. Вып. 1. Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1970, с. 388
3 месяца назад
Поморские маяки Архангельской губернии
Испокон веков основным видом деятельности поморов были морские промыслы. Жизнь поморов была связана с морем, которое кормило их. Для ориентирования на воде северные моряки использовали приметные скалы, заливы, устанавливали шесты, а также возводили деревянные башни, Поклонные кресты и часовни. Последние часто воздвигали на месте гибели отважных мореходов. Белое море очень коварное, особенно в осенний период. Были годы, когда десятки поморских судов погибало в этот время вместе с экипажами от туманов, ветров и льдин...
3 месяца назад
"Сибирское кладбище" острова Долгий. Цинга эта страшная болезнь, вызываемая недостатком витамина C, от которой в былые времена погибло немало народа - поморов, путешественников и исследователей Арктики, северных коренных жителей. Люди погибали целыми группами и семьями. Одной из страшных трагедий стало событие описанное Федором Петровичем Литке в труде "Четырекратное путешествие в Северный Ледовитый океан" 1828г. Описание событий (предания) записал в капитанском дневнике начальник Печерской экспедиции штурман12-го класса Иван Никифорович Иванов. 7 августа 1824 года Иванов на карбасе подошел к острову Долгий в Печорском море (юго-восток Баренцева моря) с намерением описать его восточный берег. Однако, лед не позволил судну приблизится к берегу и штурман был вынужден уйти на север, где нашел небольшую удобную бухту. Бухта имело название Сибирское становье. Через некоторое время туда же прибыли ещё два карбаса зверопромышленников. Место было удобное для становища. На берегу располагались три поморские избы (становья) и Поклонный крест. Этот крест являлся памятью о трагедии произошедшей здесь в середине 18 века. Об этом Иван Никифорович в своем дневнике записал так: "Происхождение названия Сибирское становье (по преданиям) следующее: лет около 90 тому назад ходили на ладье из реки Оби в Соловецкий монастырь по обещанию богомольцы, числом до 70 человек. Возвращаясь тем же путем на родину, в позднюю уже осень, встретили они, подходя к острову Вайгач, непроходимые льды, почему и решились пристать к острову Долгому и там перезимовать. У северной его оконечности нашли они безопасную гавань; но не готовые на зимовку, от недостатка во всем и от цинготной болезни, все до одного человека померли. Они похоронены на мысу, называемом Сибирское кладбище; это место обозначено крестом". Примерно таким образом погибали и многие покорители Арктики. Затертые во льдах корабли, незапланированные или плохо подготовленные зимовья приводили к гибели людей и главной причиной обычно становилась цинга. Даже когда в 19 веке уже хорошо знали об этой болезни и имелись специальные препараты, люди с подорванным моральным духом, впадая в апатию, все равно продолжали погибать от цинги. Ещё век назад русские берега Северного ледовитого океана имели множество Поклонных крестов и часовен в память об отважных северных рыбаках, зверопромышленников, путешественников, участников научных экспедиций и коренных жителей Севера. Источник: Четырекратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершенное по повелению императора Александра I, на военном бриге Новая Земля в 1821, 1822, 1823 и 1824 годах флота капитан-лейтенантом Федором Литке: С присовокуплением путешествий лейтенанта Демидова в Белое море и штурмана Иванова на реку Печору Ч. 2— Санкт-Петербург: Морская тип., 1828 - С. 223-224
6 месяцев назад
Лодка КАМЬЯ. Камья это разновидность лодок-долбленок в виде катамарана. Долбленки являются самыми древними из разнообразия судов. Выдолбленные из целого дерева каменными орудиями, они служили людям ещё в неолите. Самый древний челн-однодеревка обнаруженный археологами в 1955 году в деревне Пессе (Нидерланды) имеет возраст 6315±275 лет (Каноэ из Пессе). Долбленки однодеревки были распространены среди всех народов. На территории современной России обнаружено около 40 древних лодок, которые датируются от III тыс. до н.э. до XVIII в. н.э. Но и в поздние времена они имели широкое хождение вплоть до начала 20 века, хоть и уступали иным судам. В Российской империи долбленки, в зависимости от места строительства, носили разные названия: бот, батник или ботник (Волог., Перм. и Влад-я губернии); буса, чолн, плавник (на р. Днепр); ветка (на р. Енисей и северо-востоке); долбанец (Псков. губ.); древо (Смол. губ.); дубас (Волог., Твер., Ворон. губернии); дубица (Витеб. губ.); дубок, дуб (в южных губерниях); камья, комей (Пск. губ.); ковяга (Витебская); комяга (южные и восточные губернии); облас (Сургутский край Тобольской губ.); осинка (Зимний и Мезенский берега Арханг. губ.); стружка (Арханг. губ.); стружок (на р. Сухоне и Ангаре); челнок (Пск. губ.); оморочка (Дальний Восток) и др. Этимология слова не до конца изучена. Предполагают, что слово камья восходит к комье/комель - основание дерева (В.И. Даль) или к тюрскому слову "кеме" - лодка (М. Фасмер). Лодки "камья", "комяга", "корытки" или "близнецы" - состоят из двух одинаковых челнов соединенных вместе. В давние времена челны сшивали вицами или скрепляли деревянными шестами по корме и носу (в наше время скрепляют гайками). По месту сшива кидали доску, хотя в некоторых регионах доска находилась на корме поперек челнов. Гребец, сидя на доске, управлял лодкой одним однолопастным или двулопастным веслом. В зависимости от назначения, камьи имели разный размер: от малого примерно около 2 м, до большого, из которого делали например речные паромы. У грузовой разновидности камьи на носу устанавливали платформу из досок. Особенностью долбленки-катамарана в отличие от большинства челнов-однодеревок было то, что лодку просто выдалбливали топором и долотом из осины, а борта не разводили в стороны над огнем. Порой выдолбленный канал был немногим больше ширины подошвы сапога гребца. От этого узкие камьи были неповоротливыми и неустойчивыми на воде. Часто случалось опрокидывание лодки с трагическим концом. Из-за неустойчивости долбленки получили называние душегубки. Но несмотря на это, простота изготовления камьи, ведь её можно было сделать на берегу любой лесной реки, озерной протоки или лесного озера, заставляла крестьян долгие столетия использовать этот вид водного транспорта. Камьи, при умении пользоваться топором и долотом, можно было изготовить самостоятельно. Однако, в 19 веке появился целый промысел по изготовлению лодок долбленок. Промысел был семейным. Долбленки изготовляли весной из осины шириной не менее 50 см. Для изготовления применяли плотницкий инструмент: топор, тесло, долото и скобели. Изготовлением (лодки шили) занимались в основном мужчины и делали это только на заказ. Согласно Далю, строителя камьи/комяги называли комяжником: "Комяжник, лесной житель, промышляющий выделкою комяг и тому подобных грубых изделий" (Толковый словарь Даля). В наше время увидеть камью довольно сложно. Кроме музев, они сохранились в местах, где еще столетие назад камьи были основным видом речного и озерного транспорта. В этих регионах местное население и в наши дни традиционно продолжает ими пользоваться. Однако, таких мест совсем немного. Фото камьи из музеев: 1. г. Каргополь Архангельская область. 2. Музей «Традиционные лодки Белозерского края», г. Белозерск Вологодская область. 3. г. Старица Тверская область. 4 -5 Музей "Костромская слобода" г. Кострома. 6. г. Переславль-Залесский. Музей-усадьба "Ботик Петра I".
6 месяцев назад