Самое главное скажу сразу: если вас, как и меня, очарует и захватит необычные стиль и манера Олега Стрижака, а также проступающая сквозь них личность автора (человека необыкновенно глубокого, эрудированного и влюбленного в Россию, в Петербург, в их историю и культуру) – то вам захочется прочитать все, что написал этот автор.
Роман «Мальчик» в пятьсот с лишним страниц я прочитала, как говорят, на одном дыхании, книга вошла в список лучшего, прочитанного мной за этот год. Рассказывала о романе в двух статьях: здесь и здесь.
Напомню, что в «Мальчике» частью романа являются сноски. Пятая по счету называется «Вариант» и тянется параллельно основному тексту на протяжении примерно двухсот страниц. Роман «Вариант» и есть продолжение текста этих сносок. Или новый вариант описываемых событий.
Если строго подходить к определению жанра, то «Вариант» - это, конечно, не художественный роман. А огромное историко-философское эссе. В сносках «Мальчика» Олег Стрижак больше размышляет о Петербурге и его памятниках, Державине, Пушкине, о декабристах, о творчестве. А вот в самом «Варианте» героиней книги становится русская история 20 века. Ее гении и злодеи. Ее перекличка и узлы-узелки-мостики с историей предшествующих веков и с историей европейской и мировой.
Но уже ушедший из жизни автор (1950 – 2017) настаивает на определении «роман». Разберемся? «Вариант» не имеет героя и выдуманного сюжета, в нем нет вымышленных персонажей. И все-таки это не только историческое исследование. Олегу Стрижаку важно было донести до читателя свои мысли и свою оценку исторических событий, свой авторский взгляд на историю. То есть автор книги и есть главный герой романа, а текст книги – его вариант истории.
Поэтому ответ на первый вопрос: кому читать книгу «Вариант»? - тем, кто интересуется историей и культурой России (да, в романе не только Ленин, Сталин, Молотов, Троцкий, Тухачевский, Кузнецов, Киров и т.д. Но и Державин, Мандельштам, Пикассо, Пушкин, Вяземский, Чуковский, Ахматова и многие другие).
Парадокс в том, что многое из того, о чем писал Стрижак в 90-е годы, сейчас уже даже не вариант и не альтернативная история, а подтверждено документами и открывавшимися в начале двухтысячных архивами. Так что во многих своих выводах Олег Всеволодович Стрижак просто опередил время, а некоторые его варианты и версии событий, похоже, легли в основу существующих сейчас теорий альтернативной истории, которые - с одной стороны, требуют дополнительных доказательств, с другой – очень мотивированы и правдоподобны и легко укладываются в лакуны народной памяти.
Если о конкретике – например, вариант, что одними из заказчиков убийства Александра II Освободителя были члены семьи Романовых. Так как Александр собирался короновать свою вторую жену Юрьевскую (Долгорукую), то возникла бы вторая линия престолонаследия, чего Романовы категорически не хотели допустить. Или разбор Стрижаком странного приказа, пришедшего на Балтийский флот незадолго до начала войны: фарватер заминировать, на провокации не отвечать (то есть не стрелять).
Вообще все, что касается Петербурга и судьбы флота, Стрижака очень волнует, читатель это хорошо чувствует по яростной эмоциональной окраске тех страниц, где он об этом пишет. Это не случайно.
Автор сам 3 года служил на флоте, затем работал в газете «Строитель», которая относилась к управлению, строившему военные объекты по всему Северо-Западу. За несколько лет работы в газете он экстерном закончил журналистский факультет ЛГУ и написал свою первую книгу «Долгая навигация» о жизни на военном корабле. В 1982 году за роман «Долгая навигация» автору была присуждена литературная премия М. Горького.
Затем работа редактором в отделе историко-партийной литературы «Лениздата». В качестве редактора Олег Всеволодович занимался подготовкой книг по истории Великой Отечественной войны, партии, политических деятелей. Часто в беседах он получал уникальную информацию от авторов книг - участников событий. Многое, о чем ему рассказывали, тогда не могло быть включено в книги по политическим соображениям, зато сохранилось в памяти Олега Стрижака. И вот в 90-е, в эпоху свободы слова, вся эта накопленная информация вошла в роман «Вариант». В нулевые книга выходила небольшими брошюрами, маленьким тиражом.
Поэтому на вопрос «Зачем читать?» мой ответ будет таким: если вы хотите узнать что-то новое о судьбе нашей страны, если хотите поспорить с автором, найти информацию в других источниках. В конце концов, если в семье или с друзьями вы говорите не только о растущих ценах)) Я чуть не каждые две страницы бегала к мужу (закончил исторический факультет) с вопросами: а это могло так быть? А с эти ты согласен? И у нас разворачивались довольно длительные обсуждения с поиском информации в домашней библиотеке и в интернете. И с грустным выводом: «История ничему не учит, но только наказывает за незнание уроков».
Немного об эрудиции о компетентности Стрижака. Роман начинается с описания разбомбленных в начале войны Бадаевских складов с продовольствием, о положении Балтийского флота. Почти сразу автор перебрасывает мостик в 1918-1919 годы и говорит о Кронштадте, потом о революции, потом философские обобщения и ассоциации уносят его (и вас) во времена диктаторов Великой Французской революции. И вновь возвращаются в Россию, где Троцкий реализует на практике «Теорию уничтожения народов» Бабефа (по сути, первого фашиста в европейской истории).
Стрижак ведет себя в истории, как в собственном огромном доме: он знает расположение всех комнат, кладовок и чердаков, хорошо помнит, где и какие вещи лежат, откуда они появились в доме, кто их принес, а также кто и когда их сделал. Под настроение он может затеять небольшую перестановку, чтобы проверить, как вещи из разных комнат сочетаются между собой и как они взаимосвязаны. Вот примерно так. Хозяин истории, ее хранитель и толкователь. Без снобизма, без заносчивости и всезнайства. С любовью и преклонением. Да, и с ненавистью и негодованием к тем, кто, по его мнению, нанес своей деятельностью вред России. Обожаю Стрижака за это (у автора статьи навернулась слеза).
И еще за то, что он не сочиняет факты, не придумывает их. Он берет известную и малоизвестную информацию и выстраивает и подсвечивает ее таким образом, что сидишь и думаешь: ну как я этого раньше не понимала, ведь это же очевидно. Например (закидываю вам крючочки): еще советское литературоведение вскользь упоминало, что Пушкин для написания своего труда о Пугачеве и «Капитанской дочки» изучал документы и ездил на места событий, собирал информацию. Стрижак уточняет: Пушкин был допущен к изучению дела Пугачева, читал записи его допросов, а ездил он по Оренбургской и соседним губерниям с подорожной грамотой, подтвержденной высочайшим позволением встречаться с любыми людьми и вести их опрос. Каждому ли поэту и даже чиновнику было это позволено? Еще несколько фактов – и вот уже перед нами совершенно другой вариант взаимоотношений Александра Сергеевича с императором Николаем I.
Или, например, Стрижак развенчивает устоявшийся миф об аполитичности Осипа Мандельштама: член боевой ячейки партии эсеров, сотрудник аппарата советского правительства, в 20-е гг ему покровительствовал Бухарин: командировки, государственные санатории и т.д. – не буду вам весь «Вариант» пересказывать))
Да, эту книгу не получится взять наскоком, прочитать быстро. Я читала по 30-50 страниц. Потому что требуется подумать над прочитанным. Как глоток чистейшего кислорода: полезно, но сразу много нельзя и невозможно. К тому же текст плотный, без абзацев, красных строк, точек, содержит много информации.
Роман «Вариант» - это историческая драма, причудливая мозаика смыслов и парадоксов. И он, безусловно, для думающего читателя, который интересуется историей, политикой, литературой.
Очень рекомендую сначала прочитать ознакомительный отрывок.
И закольцовываю, возвращаюсь к началу моего отзыва. При всей плотности и насыщенности датами, именами, событиями, язык романа легкий (да!), прозрачный, какой-то летящий, как декабрьская петербургская метель, подгоняемая балтийскими ветрами.
Спасибо всем, кто дочитал мой эмоциональный и, возможно, немного восторженный (как всегда у меня о Стрижаке) рассказ о книге до конца.
Интересна вам такая литература?
Книги Олега Стрижака "Мальчик" и "Вариант" сейчас можно приобрести, кажется, только в издательстве "Городец"