Горе, которое человек испытывает в связи с утратой близкого, – одно из самых болезненных переживаний в жизни. Это интенсивная по силе эмоция. Горевание – процесс её переживания. Процесс когнитивный, очень индивидуальный, сложный по своей природе и даже загадочный. Именно поэтому попытки учёных, психологов объяснить, классифицировать горевание несколько разнятся.
Есть такое мнение
Никто в глубине души не верит в собственную конечность. Смерть непредставима, потому что наше бессознательное в неё не верит.
До 1926 г. Фрейд подчёркивал трудность понимания горевания, его болезненного характера. Позднее была установлена существенная разница между так называемой нормальной скорбью, когда утрата признаётся, и гореванием, когда потеря игнорируется. Почему у одних происходит так, а у других иначе? И что на самом деле считать нормальным?
Неосложнённое и осложнённое горе
В некоторых случаях процесс горевания бывает коротким. Разные исследователи выделяют различные фазы этого состояния. Но все сходятся в одном: при нормальном течении процесса, пройдя все стадии, человек выстраивает новое отношение к усопшему и продолжает жить.
Но иногда люди переживают траур несколько месяцев или даже много лет. Период характеризуется серьёзными проблемами в социальном функционировании. Скорбь развивается постепенно, и время влияет на горевание в той же степени, в какой на него влияют чувства, переживаемые перед этим, понесённые потери, социальный, индивидуальный контексты, религия и т. д. Например, те, кому в детстве не хватало заботы, переживают горе особенно остро. Скорбь очень сильна, если потеря человека отягощена какими-то незавершенными конфликтами. Внезапная гибель или гибель при отягчающих обстоятельствах тоже принимается сложнее.
Это называют осложнённым горем. И хотя понятие принято на международном уровне, оно по сей день официально не признано расстройством. Более того. Все мы в большей или меньшей степени предрасположены именно к такому сложному гореванию. Наше сознание отрицает сам факт утраты, которая серьёзно ударяет по нашей уверенности в том, что наша жизнь под нашим контролем, что мы способны планировать, предвидя ход событий. Помните, как у Булгакова: «Аннушка уже разлила масло…»?
И когда человек теряет близкого, когда существование делится на до и после, первая реакция – отрицание. Оно помогает смягчить боль и шок. Потом человек начинает метаться между расщеплением (знанием об утрате и её отрицанием), попытками убедить кого-то незримого, что всё это неправда, сон, тревогой, страхами, виной, гневом. Эта стадия завершается лишь с принятием страшной реальности. Человек вступает на сложный путь преодоления – это то, что Фрейд именовал «работой горя», когда, всё ещё ощущая незримое присутствие умершего, горюющий начинает внутренне и внешне приспосабливаться и переводить прошлые отношения в разряд «воспоминаний, у которых нет будущего».
Горевание – бесценный опыт прощания
Можно ли подготовиться к смерти близкого, прощанию? Нет, невозможно.
Однако я считаю, что большинству горюющих не требуется профессиональная помощь. Им нужна сама возможность горевать, а также необходимы участие близкого окружения, откровенный разговор, атмосфера, в которой можно свободно выразить свои эмоции. И даже если переживание горя приобретает крайние формы, именно моральная поддержка может дать облегчение.
Если этого не происходит, человек так и остаётся где-то за границами настоящего, живёт старыми отношениями, ценностями, поэтому и маленькому ребёнку тоже важно знать, что такое горе. Разделяя его со взрослыми, он начинает понимать, что, погружаясь в это состояние, человек способен постепенно из него выйти и двигаться дальше. Только полностью пережитая скорбь может дать толчок к обновлению. Это и есть уникальный, неоценимый опыт прощания.
Обращайтесь за профессиональной помощью, если Вам сложно самостоятельно справиться. Помощь есть и помощь рядом.
Автор: Марина Александровна Байдюк
Психолог, Супервизор, Аналитический Кризисный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru