Для объективности приведем перевод текста Сэма Вакнина о явлении, которое мы начали разбирать в предыдущей публикации. В нем диагностированный нарцисс Вакнин объясняет феномен конфабуляции, это объяснение немного конфликтует с рассуждениями из предыдущей статьи, и Вакнин здесь, можно сказать, выступает защитником нарциссов, объясняя, что ложь нарцисса не намеренна, таково свойство его памяти. А что думаете вы по этому поводу? Будет интересно обсудить это в комментариях.
Диссоциа́ция — психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. В результате работы этого механизма человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним. Такая «диссоциированная» позиция защищает от избыточных, непереносимых эмоций.
Итак, перед вами перевод текста Вакнина Dissociative Gaps and Confabulation.
Нарциссы и психопаты часто страдают от диссоциации (стирают воспоминания) (страдают амнезией), потому что их контакт с миром и другими осуществляется через фиктивную конструкцию: Ложное Я. Нарциссы никогда не воспринимают реальность непосредственно, а только через искажающую призму. Они избавляются от любой информации, которая бросает вызов их грандиозному самовосприятию и нарративу, который они создали, чтобы объяснить, оправдать и узаконить свое антисоциальное, эгоцентричное и эксплуататорское поведение.
В попытке компенсировать зияющие пробелы в памяти нарциссы и психопаты вступают в конфабуляцию: они изобретают правдоподобные «вставки» и сценарии того, как вещи могли, могли бы или должны были правдоподобно произойти. Посторонним эти вымышленные временные рамки кажутся ложью. Но нарцисс горячо верит в их реальность: возможно, он на самом деле не помнит, что произошло, – но наверняка это не могло произойти по-другому!
Эти слабо продуманные «заполнители» часто пересматриваются по мере развития внутреннего мира нарцисса и внешних обстоятельств. Вот почему нарциссы и психопаты часто противоречат самим себе. Завтрашний разговор часто сводит на нет вчерашний. Нарциссы и психопаты не помнят своих предыдущих историй, потому что они не наделены эмоциями и познаниями, которые являются неотъемлемой частью реальных воспоминаний.
Людей с выраженной диссоциацией (провалы в памяти и «потеря времени») часто неправильно понимают и воспринимают как лжецов. Часто кажется, что они лгут, но на самом деле они не лукавят.
Просто из-за своей крайней разобщенности эти люди научились НЕ ЗАБЫВАТЬ. Они копят воспоминания, они никогда не отбрасывают даже мельчайших деталей. Они запоминают даты и множество тривиальных данных как "ручки", за которые можно зацепиться в своих забитых дырами умах. Следовательно, люди с диссоциацией часто имеют ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ воспоминания об ОДНОМ и ТОМ ЖЕ ОБЪЕКТЕ, СОБЫТИИ или ЧЕЛОВЕКЕ В ОДНО И ТО ЖЕ ВРЕМЯ!
Мужчина с диссоциацией может считать одну и ту же женщину неотразимой и отталкивающей; одно и то же здание престижным и ветхим; одного и того же человека тем, кто заставляет его чувствовать себя хорошо или плохо.
Такие зияющие несоответствия заставляют людей с диссоциацией казаться непоследовательными и лживыми. Но это НЕ ЛОЖЬ и не обман! Это просто их память: они сохраняют доступ ко ВСЕМ конфликтующим слоям и наслоениям СРАЗУ.
Но почему у них должны быть радикально отличающиеся точки зрения на одного и того же человека, событие или объект? Именно из-за того, что они борются за сохранение своей непослушной памяти и цепляются за нее. Они никогда не УДАЛЯЮТ воспоминания, потому что БЕРЕГУТ их как сокровища. И они берегут свои воспоминания, как сокровища, потому что их у них ТАК МАЛО. Когда возникает тревожный пробел и память подводит их, такие пациенты вступают в КОНФАБУЛЯЦИЮ: они придумывают правдоподобный рассказ или сценарий, который должен был – или мог – произойти.
Таким образом, они никогда не избавляются от памяти, не заменяют ее другой или не модифицируют ее. Они просто добавляют к нему другое воспоминание, даже если эти 2 воспоминания диаметрально противоположны.
Диссоциация типична для пограничного расстройства личности. Границы НЕУСТОЙЧИВЫ. Изменения в их внутренних состояниях (познании, эмоциях, настроениях) настолько резки и насильственны, что нарушают любую личную непрерывность и чувство целостной идентичности. Этот разрыв также заставляет их казаться лживыми – но это не так! Они просто борются со своими фрагментированными воспоминаниями и мучительной лабильностью.
Ложные «восстановленные» воспоминания. Существует два типа восстановленных ложных воспоминаний:
1. Отрицание, изменение или сведение к минимуму личного участия и вклада в жестокое обращение, или роли обидчика, или самого жестокого обращения.
2. Вспоминание ложных инцидентов, типологии или схемы жестокого обращения.
Двойной удар газлайтинга и конфабуляции способствует дезориентации, диссоциации и формированию ложных воспоминаний, некоторые из которых носят компенсаторный характер (конфабуляции).
КОНФАБУЛЯЦИЯ. Конфабуляция – это ошибка памяти, определяемая как создание сфабрикованных, искаженных или неверно истолкованных воспоминаний о себе или мире без сознательного намерения обмануть.
ЛОЖНОЕ ВОСПОМИНАНИЕ. Ложное воспоминание относится к случаям, когда люди помнят события не так, как они произошли, или, в самом драматичном случае, помнят события, которые вообще никогда не происходили. Ложные воспоминания могут быть очень яркими и храниться с высокой степенью уверенности, и может быть трудно убедить кого-то в том, что рассматриваемое воспоминание неверно.
Прочитать предыдущую публикацию Конфабуляции нарцисса.